Преступная монополия рынка перевозок на Одесчине. Расследование

Команда экспертов общественной организации «Офис Регионального Развития» представляет кейс, который демонстрирует, как преступная монополия перевозок в Одесской области в сочетании с бездарностью, безответственностью, и непрофессионализмом чиновников-популистов, которые отвечают за заказ от имени государства услуг по перевозке, лишают почти 2,4 миллиона жителей Одесской области, а также сотни тысяч туристов ежегодно возможностей пользоваться безопасными и качественными услугами автоперевозок.

  1. История монополии

Для того чтобы лучше понимать сегодняшнюю реальность в сфере перевозок Одесской области необходимо несколько взглянуть в ретроспективу на процесс становления монополии этой сферы и периодические перераспределения рынка, которые происходили благодаря симбиозу преступной деятельности и административного воздействия.

И так, монополизация рынка пассажирских перевозок в Одесской области началась после прихода к власти печально известной Партии регионов.

Депутат-регионал Одесского горсовета V созыва – Пеколок Борис Евгеньевич получил зеленый свет для осуществления перераспределения сферы перевозок в Одесской области. Его верный протеже – Александр Илько был поставлен на должность начальника управления транспорта, связи и морехозяйственного комплекса Одесской обладминистрации.

Илько, возглавляя управление транспорта облгосадминистрации, с целью снятия с себя ответственности за коррупционные решения, обеспечил подписание договора с так называемым – рабочим органом. Роль последнего – быть прокладкой между перевозчиками и облгосадминистрацией, осуществляя махинации с тендерной документацией для победы нужных перевозчиков.

В качестве рабочего органа Илько выбрал ООО «НПЦ «Экономинформ», директором которого является Георгий Хаскин.

В общем, только благодаря расстановке на ключевые должности своих людей группа Бориса Пеколка укрепляла монопольное положение на рынке перевозок в Одесской области. Необходимое перераспределение рынка обеспечивал верный Илько. Смысл перераспределения был довольно прост: своим – все, чужим – ничего. Больше всего пострадали миноритарные игроки рынка перевозок, которых они просто выжали.

13316993_1263735716989903_1171739037807354228_o

После избрания Труханова мэром Одессы, Пеколок взял под контроль департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского горсовета, и таким образом – перевозки в городе Одесса. Своим человеком в должности директора департамента стал Новиков Валерий Симонович, ранее возглавлявший КП «Одесгорэлектротранс».

Паритетным к группе Пеколка было теневое ООО «Посполита Сервис», которое принадлежало уже покойному Кахи Гетиа, и контролировалось Сергеем Яцуком. Предприятие в основном осуществляет нелегальные перевозки между Одессой и Николаевом, Одессой и Херсоном, Одессой и Киевом.

В то же время, кроме группы Пеколка на рынке перевозок Одесской области были и другие мажоритарные перевозчики. Среди них, другая консенсусная группа, в которую входит предприятие Андрея Жданова и Сергея Доброхода (ООО «Турист»), а также предприятия Анатолия Манойло (ООО «Вираж», ООО «Европа В.В.В.»), занимающихся перевозками в городе Одесса.

Третьим мажоритарным игроком рынка перевозок в Одесской области и конкурентом группы Пеколка был Сурен Сардарян. Сардарян – друг семейства регионалов Вилкулов, был советником Азарова. Под контролем Сардаряна находятся предприятия ОАО «Севертранс» и ОАО «Одессавтотранс» с международным автовокзалом «Одесса».

Бизнес Сардаряна представлял Дмитрий Жеман, который в свою очередь контролировал ООО «Люкс-СМС». Жеман был основателем общественной организации «Ассоциация Одесских перевозчиков». В свое время, он «кинул» Сардаряна на автопарк, и вошел с ООО «Люкс-СМС» в группу Пеколка. За что был арестован, впрочем Жемана откупили представители группы Пеколка.

Впоследствии, Одесский городской голова Труханов назначил Жемана директором КП «Одессгорэлектротранс». Кроме того, Жеман занял позицию Андрея Добровольского, из-за чего последнего выдавили из группы Пеколка. Однако Добровольскому удалось сохранить контроль над ООО «Диамант».

 

13244147_1263736236989851_4432193853100529317_o

  1. Потерянный шанс на перемены

С назначением М.Саакашвили председателем Одесской облгосадминистрации, Александр Илько под давлением общественности был освобожден от руководящей должности соответствующего структурного подразделения облгосадминистрации.

Илько недолго оставался безработным, и возглавил профильный Департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского горсовета, что может свидетельствовать лишь об усилении в будущем монопольного положения группы Пеколка на рынке перевозок в городе Одесса и соответствующее перераспределение маршрутов.

Должность Илька уже в отделе транспорта облгосадминистрации занял киевлянин Георгий Зубко. Перевозчики и общественность понадеялись, что, наконец, структурное подразделение администрации возглавит человек с профессиональным и принципиальным подходом, который начнет работать для жителей региона и не играть по правилам бандитов-регионалов.

Однако разочарование наступило довольно быстро. Все участники бандитской заговора, воплощенной в схеме по контролю над рынком перевозок, остались работать в команде Зубко. Или сам Зубко стал частью преступной системы построенной транспортной мафией.

В перерывах между обещаниями представить журналистам детальный план транспортной реформы области, Зубко уверял общественность, что у него все под контролем.

На рабочем месте чиновник бывает крайне редко. В основном находится в Киеве. Не секрет, что у молодого политика есть амбиции, что документально подтверждаются обнародованным журналистами предложением Киевского городского головы В. Кличко о назначении Г. Зубко председателем Деснянской районной в городе Киеве государственной администрации.

Такой начальник отдела транспорта и морехозяйственного комплекса идеально устраивает транспортную мафию, чтобы и дальше удерживать монополию рынка перевозок в области. Ведь, объявив о проведении очередного конкурса, Зубко возвращается в Киев, а тем временем, команда Илькo (Пеколка) продолжает работать по старым схемам.

13268586_1263736033656538_8463106091122314705_o

III. Конкурс под председательством Зубко

27 февраля 2016 года отдел транспорта и морехозяйственного комплекса Одесской облгосадминистрации (организатор) объявляет конкурсы по определению перевозчиков пассажиров на междугородных и пригородных автобусных маршрутах общего пользования в Одесской области.

Автомобильные перевозчики для участия в конкурсе начали подавать заявки и необходимые документы определенные пунктом 29 Порядка проведения конкурса. Согласно п. 37 этого же Порядка организатор и/или рабочий орган проверяет достоверность информации, изложенной в заявлении и документах.

Однако ни организатор, ни рабочий орган даже не собирались проверять достоверность представленной автоперевозчиками информации, о чем свидетельствуют многочисленные задокументированы нарушения.

Кроме того, заседание конкурсного комитета было не таким уж и открытым и прозрачным, как об этом заявляли председатель и другие члены комитета. В частности, заседание было открытым для представителей общественности только на этапе вскрытия конвертов с предложениями перевозчиков-претендентов.

После чего, конкурсный комитет сразу же объявил о переходе в закрытый режим на основании пункта 47 Порядка проведения конкурса.

То есть, важнейшего этапа проведения заседания, во время которого происходило бы обсуждение с общественностью и перевозчиками-претендентами их конкурсных предложений, просто не было, что противоречит принципам деятельности конкурсного комитета и ставит под сомнение легитимность принятых комитетом решений.

Что касается других нарушений, которые имели место:

  1. ООО «Посполита Сервис» среди поданных документов заявляет транспортное средство, которое предлагает использовать на автобусном маршруте с временным регистрационным талоном ВНС № 063316, который предприятие получило 29.01.2015 года, однако по состоянию на 27.02.2015 года владелец транспортного средства перерегистрировал его, и получил новое свидетельство о регистрации СХХ № 063316.

Кроме того, предприятием подается транспортное средство VAN HOOL-915 с государственным номером ВН 4900 ЕО, в то время как по такому государственным номером зарегистрирован автомобиль Honda CR-V, принадлежащий гражданину, не имеет никакого отношения к указанному предприятию.

То есть, ООО «Посполита Сервис» подает недостоверную информацию в отношении транспортных средств, которыми не владеет, для получения преимущества на конкурсе.

Однако организатор конкурса под председательством Зубко не проверяет достоверность предоставленной автоперевозчиком информации.

  1. ООО «Турист» с целью участия в конкурсах (по маршрутам № 666/665, № 996/997, № 804/803, № 312А/311а, № 1012/1011) подает соответствующие заявления и документы, в которых отмечает, что планирует использовать по одному транспортному средству на каждом из указанных маршрутов.

Информацию о наличии у товарищества подходящей материально-технической базы на расстоянии не более 100 км от места формирования обратного рейса претендент подтверждает договором № 5 от 01.06.2014 года с ОАО «Арцизский АТП 15118».

Согласно заключенному договору ОАО «Арцизский АТП 15118» обеспечивает медицинское обслуживание и обслуживание механиками транспортных средств ООО «Турист», а также предоставляет место для стоянки 3 (трех) транспортных средств, обслуживающих рейсы № 1120/1121.

То есть, ООО «Турист» не имеет соответствующей условиям материально-технической базы для обслуживания выставленных на конкурс маршрутов, и должно быть не допущено конкурсным комитетом к участию.

Но Зубко имеет другое решение, и заключает с ООО «Турист» договор сроком на 5 (пять) лет, как с победителем конкурса по «его» правилам.

Кроме того, не секрет, что ООО «Турист» открыто демонстрирует нарушения трудового законодательства, а также уклоняясь от уплаты налогов, не трудоустраивает около 200 водителей.

Впрочем, ни Зубко, ни его команда, ни рабочий орган, и другие члены конкурсного комитета, среди которых представители профсоюзных организаций транспортников не усматривают в этих фактах никаких нарушений законодательства.

При этом, предприятие ОАО «Арцизский АТП-15118», ранее обслуживающее эти маршруты, не допускают к участию в конкурсе по причинам предоставление документов не в полном объеме, таким образом, бюджет Арцизского района теряет около 400 000 грн.

  1. ФЛП Аврамов А.П. и МПП «НИКА». Поданные на конкурс предложения от этих перевозчиков не соответствуют обязательным условиям конкурса.

Речь идет о заявленных перевозчиками транспортных средствах, предназначенных для осуществления перевозок на маршрутах городского типа, а также имеющих всего 18 сидячих мест для пассажиров.

Причем, обязательные условия конкурса определяют требование к транспортным средствам в 19 мест для сидения на пригородных маршрутах, и соответственно 23 места на междугородных маршрутах.

Согласно ст. 44 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», в случае отсутствия у победителя конкурса транспортных средств, соответствующих условиям конкурса, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления заключают с победителем конкурса договор на один год.

Зубко забыл, а может и не знал, что в соответствии с пунктом 5 Порядка проведения конкурса, целью определения автомобильного перевозчика на конкурентных началах являются:

– улучшение качества пассажирских перевозок;

– создание конкурентной среды;

– обеспечение обновления подвижного состава;

– повышение уровня безопасности перевозок пассажиров.

Впрочем, молодому руководителю транспортного отдела безразличны неудобства пассажиров и требования законодательства Украины, поэтому он вопреки требованиям Закона Украины «Об автомобильном транспорте» заключает с ФЛП Аврамов А.П. и МПП «НИКА» договора сроком на 5 (пять) лет.

  1. В конкурсной документации от перевозчиков МЧП «НИКА» и ФЛП Иващенко А.М., в частности в представленных анкетах с перечнем транспортных средств содержатся очевидные признаки корректировки указанной информации с помощью корректора, а также признаки дописывания «необходимой информации», осуществленного другим почерком и чернилами несколько иного цвета.

В анкетах обоих перевозчиков дописано по 2 (два) транспортные средства. Кроме того, в общем пакете документов перевозчика ФЛП Иващенко А.М. откорректирована нумерация страниц предоставленных документов с помощью ручки.

В предоставленных документах МЧП«НИКА» документы на 2 дописанные транспортные средства отсутствуют.

Указанные факты могут свидетельствовать о явной подделке документов, находящихся у Рабочего органа, и о молчаливом согласии членов конкурсного комитета с такой подделкой.

  1. ООО «Комфорт Авто» в предоставленной на конкурс анкете, согласно штатного расписания отмечает среднеучётное количество работников (за период в течение года до даты объявления конкурса) с окладом не менее установленного законодательством минимума, и работающих на полную ставку, которое составляет 30 человек.

Согласно информации предоставленной АРЦИЗСКОЙ ОГНИ ГУ ГФС в Одесской области, среднее количество таких работников составляет 23,75 человек, то есть ООО «Комфорт Авто» подало недостоверную информацию с целью получения необоснованных преимуществ.

Впрочем, конкурсный комитет вопреки требованиям законодательства не снимает указанное предприятие с конкурса.

Приведенные нарушения свидетельствуют о слепом заговоре лиц, ответственных за организацию и проведение конкурса по определению перевозчиков пассажиров.

Досадно, что новый начальник отдела транспорта облгосадминистрации – Зубко, вместо того, чтобы разрушить существующую монополию, и улучшить качество перевозок в области, принял правила, введенные его предшественником Ильком.

Ведь именно предыдущий руководитель, вопреки требованиям законодательства, подписал соглашение со своим рабочим органом (ООО «НПЦ «Экономинформ»), который, под руководством Хаскина, обеспечивал и продолжает обеспечивать махинации с документацией перевозчиков для того, чтобы привлекательные маршруты получали только определенные участники рынка.

Первое, что должен сделать новый глава отдела транспорта области – разорвать незаконно подписанный договор с ООО «НПЦ «Экономинформ».

В соответствии с положениями абзаца седьмого пункта 2 Порядка проведения конкурса, рабочий орган – предприятие (организация), которое имеет опыт работы не менее трех лет по вопросам организации пассажирских перевозок.

ООО «НПЦ «Экономинформ», согласно выписки из государственного реестра начало осуществлять деятельность, связанную с организацией перевозок пассажиров только с 13.03.2014., осуществив соответствующие изменения видов экономической деятельности. Следовательно, указанное предприятие не соответствовало обязательным условиям опыта для определения его рабочим органом.

Зубко, зная о незаконности подписанного договора с так называемым рабочим органом, не принял никаких мер, для того чтобы восстановить законность.

Мотивы такого поведения напрашиваются сами за себя.

Рабочий орган продолжает делать грязную работу.

Отдел транспорта продолжает снимать с себя ответственность за конкурсы, организатором которых он есть.

Это подтверждается хотя бы тем, что запросы на получение публичной информации по поводу конкурсных предложений перевозчиков, отдел транспорта обладминистрации перенаправляет к рабочему органу, мотивируя тем, что не является распорядителем такой информации. У рабочего органа, такие запросы бесследно исчезают. Запросы в отношении получения другой информации отдел транспорта и морехозяйственного комплекса администрации просто игнорирует.

Вероятно, руководителю структурного подразделения обладминистрации неизвестно о предусмотренной законодательством ответственности за не предоставление запрашиваемой публичной информации.

Напоследок, вынуждены признать, что деятельность Г. Зубко не оправдала ожиданий общественности.

Для того чтобы все участники почувствовали реальную оптимизацию сферы перевозок, необходимо:

  1. Убрать из конкурсного процесса – рабочий орган – главный источник коррупции и махинаций проводимых конкурсов. К тому же органа, который был вовлечен вопреки требованиям законодательства.
  2. Уволить работников отдела транспорта облгосадминистрации из команды Илька, которые уже не способны работать в интересах пассажиров области.
  3. Сформировать новую, профессиональную и принципиальную команду в отделе транспорта, привлекая реальных экспертов в сфере транспорта со стороны общественности.
  4. Обеспечить проверку деятельности перевозчиков Одесской области. Дать рекомендации по устранению выявленных недостатков в ходе проверок.
  5. Осуществить аудит заключенных командой Илько (и уже Зубко) договоров с перевозчиками на предмет соответствия действующему законодательству и надлежащего исполнения.
  6. С целью качественного контроля над осуществлением перевозок, провести рабочую встречу с представителями всех контролирующих органов государственной власти. По результатам такой встречи должны быть запланированы прозрачные меры контроля и координации во время его осуществления.
  7. Пересмотреть участников конкурсного комитета.
  8. Внедрить качественно новый подход к организации будущих конкурсов, с четкими условиями и реальной работой организатора по проверке информации о перевозчиках-претендентах.