Анимация: Разрезали мочевой пузырь по ошибке. История из Молдовы

Юлия — одна из жительниц республики, которая на себе испытала ошибки молдавской медицинской системы.

Несколько лет назад она перенесла довольно сложную операцию кесарева сечения, а позже узнала, что во время операции ей повредили мочевой пузырь. Как и ожидалось, врач опроверг этот факт, заявив, что это было необходимостью, потому что мочевой пузырь был соединён с маткой.

Потребовав от больницы отчёт или документы, которые бы подтвердили необходимость проведения операции и на мочевом пузыре, она не получила ничего. После операции она была лишена возможности иметь в будущем детей.

Из-за отсутствия этих самых подтверждающих документов Юлии довольно трудно доказать ошибку врача. Но всё же она намерена идти в суд и требовать защиты своих прав и компенсации морального и материального ущерба.

Комментируя этот случай и другие врачебные ошибки в целом по стране, адвокат столичного адвокатского бюро Сабина Чербу, экс-замминистра юстиции, пояснила, что, к сожалению, Уголовный кодекс РМ не находит состава преступления во врачебных ошибках. В таких случаях может быть применена ст. 213 УК РМ «Нарушение по халатности правил и методов медицинской помощи», по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Но по таким преступлениям срок исковой давности истекает через 5 лет.

Адвокат Сабина Чербу в офисе Адвокатского бюро в Кишинёве рассказывает о случаях врачебных ошибок (фото из личного архива)

«Безусловно, в таких случаях пострадавшие должны поторопиться с защитой своих прав, подав заявление с требованием возбудить уголовное дело. Однако, независимо от судьбы уголовного дела, жертва врачебной ошибки может защитить свои права гражданским иском с требованием возместить ей ущерб и привлечь к дисциплинарной ответственности врача, который допустил ошибку. Было бы хорошо, чтобы эти два действия шли параллельно, в противном случае, если подаётся гражданский иск, но уже истёк срок исковой давности по уголовному делу, шансы на полное возмещение ущерба снижаются», — поясняет адвокат.

И всё же, что означает врачебная ошибка?

В национальном законодательстве мы не нашли точной трактовки термина «врачебная ошибка». Однако юристы полагают, на основании существующих норм, что врачебная ошибка — это действия или бездействие медицинского работника, осуществлённые им во время оказания медицинской помощи, в результате чего пациенту была причинена травма или наступила смерть.

Врачебную ошибку очень трудно доказать. Хотя существуют различные протоколы, в которых указано, как должен действовать медицинский работник в различных ситуациях, но они не больше, чем рекомендации. Одно и то же лечение, которое, к примеру, прописано двум пациентам с одинаковыми симптомами заболевания, может проходить с разными последствиями.

«Как адвокат, рекомендую пациентам быть более бдительными и постараться собрать как можно больше доказательств: копии медицинских карточек; результаты дополнительных исследований, проведённых в другом медучреждении; документы, подтверждающие факт госпитализации в больницу, где произошёл инцидент; возможно, даже удастся найти свидетелей из числа медицинских работников, которые могут подтвердить факт врачебной ошибки; различные экспертизы», — поясняет Сабина Чербу.

Также адвокат советует пациентам ознакомиться со своими правами и не бояться требовать их исполнения.

«Сегодня в интернете можно найти любую информацию по любой теме, некоторые пациенты берут на себя обязанности врача, просто прочитав информацию в онлайн-источниках. Если мы говорим о проблемах со здоровьем, то диагностику всё же следует доверить медикам. Другими словами, предполагаемая врачебная ошибка должна быть обоснованной. В случае, когда есть подозрения на ошибку врачей, первое, что должен сделать пациент, — проконсультироваться с другим квалифицированным специалистом и собрать все сделанные им заключения. Они могут потом послужить доказательством в случае привлечения медика к дисциплинарной ответственности, для возмещения причинённого ущерба или же в процессе доказательства врачебной ошибки», — отметила экс-замминистра юстиции.

В 2011 году руководитель кафедры судебной медицины Государственного университета медицины и фармакологии им. Н. Тестимицану Андрей Пэдуре провёл исследование относительно качества хирургических услуг. По данным исследования, в 38 % медицинских карточек хирургического профиля были обнаружены ошибки, а в 55 % из них — ошибки на стадии диагностики. Больше всего ошибок было допущено в районных больницах. Что касается областей медицины с наибольшим количеством ошибок, то это — хирургия, педиатрия и акушерство.

Координатор программ Центра политики и анализа в области здравоохранения (Centrul PAS) Геннадий Цуркану утверждает, что ответственность за качество медицинских услуг и безопасность пациентов должно нести и Министерство здравоохранения, которое утверждает стандарты качества, инструкции и клинические протоколы.

Геннадий Цуркану, координатор программ Центра политики и анализа в области здравоохранения (фото из личного архива).

«Мониторинг качества медицинских услуг у нас сильно фрагментарен, так как полномочия по нему возложены на ряд учреждений системы здравоохранения без чёткой аргументации. В 2006 году в центральном аппарате Министерства здравоохранения было создано подразделение, отвечающее за разработку политик в области менеджмента качества медицинских услуг. Позже оно было передано министерством Национальному центру менеджмента и здоровья.

Таким образом, на уровне органа публичного управления в области здравоохранения приоритетов обеспечения качества услуг не наблюдается. Принципы обеспечения качества медицинских услуг являются более обширными, чем клинические протоколы и инструкции, но в Молдове лица, принимающие решения, вероятно, предпочитают только администрировать систему здравоохранения вместо того, чтобы разрабатывать политики в области здравоохранения. И даже в новой структуре Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, созданного не так давно, нет подразделения, ответственного за разработку политики обеспечения качества в медицинских услугах. Более того, в Молдове нет ни одной публичной организации, отвечающей за обеспечение качества в здравоохранении (агентства/ инспекции по качеству), при этом они есть во многих других странах с развитыми системами здравоохранения», — констатирует Геннадий Цуркану.

Елена РОБУ