Бизнес с ребенком на руках

Принято считать, что во время отпуска по уходу за ребенком у женщины связаны руки. Однако немало жительниц Молдовы уверенно опровергают это заблуждение. Наряду с воспитанием малышей они стараются занять себя каким-нибудь увлекательным делом, независимо от того, приносит оно доход или нет. Многие мамы превращают хобби в бизнес, и это становится для них идеальной формулой для самореализации во время декретного отпуска. Специалисты утверждают, что бизнес, основанный на хобби, имеет все шансы на успех, особенно если не обольщаться, что твое увлечение начнет приносить миллионные доходы.

25-летняя Валерия Архип вот уже три года является и директором, и единственным сотрудником собственного предприятия. Она изготавливает и продает так называемые бонбоньерки — миниатюрные сувениры, которые принято дарить на память гостям во время торжественных мероприятий. Те, что выходят из-под рук Валерии, представляют собой баночки с мёдом, декорированные тем или иным образом в зависимости от пожеланий клиента.

Молдавский мёд в импортных баночках

«Впервые я увидела такие декоративные изделия, когда училась в Румынии по студенческой программе Erasmus. Они мне очень понравились, и я тоже научилась их мастерить. Главный ингредиент — это мёд, который мне присылает отец со своей пасеки в селе Садова, района Кэлэраш. Часть фурнитуры я закупаю в Кишинэу, часть заказываю по интернету, а баночки приобретаю в нескольких странах Европы».

Свой бизнес она продвигает с помощью интернета, а большая часть ее клиентов — наши соотечественники, живущие за рубежом. Десятки изящно декорированных «сладких» сувениров были заказаны молдаванами, живущими в Италии, Испании, Ирландии, США, Канаде, Франции, Румынии, Дании, Норвегии и других странах. Больше всего заказов у нее весной, летом и осенью — в сезон свадеб и крестин. «Я в шутку говорю, что у меня сезонная работа, как в сельском хозяйстве, потому что зимой и в пост люди реже устраивают торжества», говорит Валерия.

Валерия Архип изготавливает подарочные сувениры для гостей на торжествах и продает их с помощью интернета.

«В этом сезоне моден триколор — молдаване, живущие за рубежом, часто просят украсить баночки с мёдом трёхцветными красно-желто-синими ленточками. Недавно я отослала сто банок во Францию, а сейчас тружусь над похожим заказом, который отправится на крестины в Италию».

Вот уже в течение семи месяцев Валерия совмещает предпринимательскую деятельность с обязанностями мамы. «Работаю я в основном по ночам, когда малыш спит». Она планирует пробыть в декретном отпуске еще в течение одного-двух лет, и за это время нужно будет определиться с дальнейшей судьбой своего маленького бизнеса. И если молодая мама решит продолжить начатое дело, то ей хотелось бы увеличить производство, чтобы расширить ассортимент своих изделий.

Видео: Валерия Архип, молодая мама из Кишинэу, рассказывает, как она открыла собственное делo

 https://www.youtube.com/watch?v=B6S3IiyJDXo

«Необходимо постоянно находиться в поиске. Нужно проявлять творческое мышление, изобретательность, прилагать массу усилий, потому что молдаване всегда хотят получить что-то новое, особенное, чего до них не было ни у кого».

Во время декретного отпуска Валерия успевает не только заниматься бизнесом, но и продолжает учебу. Она учится на филологическом факультете, получила степень магистра по специальности «коммуникационный менеджмент», а сейчас готовится стать юристом.


Наталья Настас — еще одна молодая мама, основавшая свое дело год назад, также во время отпуска по уходу за ребёнком. Она дизайнер интерьера, изготавливает на заказ одеяла, постельное бельё, скатерти, полотенца — все эти изделия украшены оригинальной вышивкой и выполнены исключительно из натуральных тканей. Нам удалось пообщаться с Натальей по дороге к заказчице, которой она отвозила набор постельного белья, а уже на следующий день ей нужно было уезжать в Яссы, где молодая мама готовилась принять участие в конкурсе на получение грантов для развития бизнеса.

 
Бизнес молодой мамы из Кишинэу Натальи Настас растёт одновременно с ее малышом.

«Я сказала себе, что если мне удалось дать жизнь здоровому ребенку, тогда не составит труда преуспеть и во всём остальном».

«Начать свое дело не так уж и сложно, это даже не требует особых затрат, как в моем случае. Я вложила самое большее 500 евро. Сначала нужно перебороть страх и неуверенность, которые неизбежно присутствуют. Тебя мучают сомнения: понравится ли твоя работа людям, сможешь ли ты пробиться на рынок, какой доход тебе это принесет и т.п. После рождения дочери я сказала себе, что если мне удалось дать жизнь здоровому ребенку, тогда не составит никакого труда преуспеть и во всём остальном!»

Марку, под которой она реализует продукцию своего небольшого бизнеса, Наталья назвала именем дочери. Она делает эскизы будущих изделий на выбор клиента, после чего заказывает их пошив в одном из пригородных ателье, с которым у нее заключен контракт. Наталья хотела бы открыть собственное ателье, но осуществить эту мечту она надеется после получения денежного гранта в одном из конкурсов, проводящихся в Республике Молдова и Румынии.

«Женщины наравне с мужчинами в состоянии создать свой бизнес, набрать команду, выплачивать зарплаты…»

«Я тщательно обдумала идею создания такого бизнеса, который со временем можно будет постепенно развивать и который можно будет оставить после себя. Запуская проект, я подыскивала самые доступные рекламные средства, какие только имелись на тот момент, создала логотип, заключила полугодовой контракт с местным телеканалом, что оказалось очень эффективным шагом. Затем я узнала о возможности получить грант на развитие бизнеса, и в настоящее время мы готовим заявку на участие в конкурсе».

На работу она пока еще никого не нанимает. С бизнесом они справляются вдвоем с мужем.

Наталья Настас призывает женщин претворять в жизнь свои мечты и заняться саморазвитием.

«Я призываю женщин осуществлять свои мечты, организовать собственное дело, которое будет способствовать, в том числе, и вашему саморазвитию. Как правило, женщины полностью посвящают себя воспитанию детей, в то время как их мужья становятся успешными бизнесменами. Выросшие дети уезжают учиться за границу или начинают самостоятельную жизнь, а женщины, достигнув определенного возраста, будто уходят в тень. И вот поэтому я призываю их следовать своей мечте и заниматься собственным развитием. Женщины наравне с мужчинами умеют создать свой бизнес, сколотить команду, выплачивать зарплаты и так далее. Я считаю, что не нужно кому-то доказывать или демонстрировать равенство между мужчинами и женщинами. Надо просто работать».

«Если ты выбираешь занятие по душе и не рассчитываешь на миллионные доходы, твоё хобби может стать бизнесом и принести тебе как моральное, так и материальное удовлетворение»

Родика Гарштя, гендерный эксперт в вопросах личностного развития, уверена, что бизнес, основанный на хобби, имеет больше шансов на успех — в основном благодаря тому факту, что такие предприниматели не ставят своей целью сказочное обогащение.

Родика Гарштя, гендерный эксперт в области личностного развития, говорит, что каждая женщина способна построить бизнес на своем хобби

«Приведу пример знаменитой Коко Шанель, которая превратила свое увлечение в грандиозный бизнес. Но это единичный случай, скорее, исключение. Всё же, открывая своё дело на основе хобби, необходимо проанализировать экономические аспекты, то есть изучить рынок: спрос, продвижение, соотношение затрат и стоимости и т.д. Здесь нужно учитывать массу разных моментов. Если ты выбираешь себе занятие по душе, если не претендуешь на колоссальные миллионные доходы, то это хобби может превратиться в бизнес, который принесет тебе не только моральное, но и материальное удовлетворение».

В северных районах страны каждое второе предприятие было открыто женщиной

Татьяна Пуга, президент Ассоциации деловых женщин города Бельцы, утверждает, что всё больше женщин в Молдове решают заняться предпринимательством во время отпуска по уходу за ребенком, или же приходят к такой идее, разочаровавшись в своей профессии.

 

По ее словам, в северном регионе страны женщины составляют более 60% от общего числа предпринимателей, отдавая предпочтение, в основном, таким отраслям, как легкая и пищевая промышленность, образовательные услуги или информационные технологии:

«Большинство женщин решаются открыть свой бизнес, когда в их жизни складывается какая-либо сложная ситуация, например, когда ребенок готовится поступить в школу или в детсад, а маме не удается подстроиться под новый график, либо ее что-то не устраивает на основной работе. И всё же в большинстве случаев это происходит, когда женщины желают добиться финансовой независимости».


Согласно статистике, чаще всего женщины добиваются успеха в качестве руководителей малых предприятий. Таким образом, каждая третья женщина, открывшая свой бизнес, управляет малым предприятием, в то время как каждая четвертая возглавляет среднее предприятие. Наряду с этим 18% женщин руководят предприятиями, коллектив которых насчитывает более 100 сотрудников.

Текст, фото, видео: Информационное агентство „New Project Media”