Что несет новый образовательный закон: встреча с экспертом

25 октября в Impact Hub Odessa прошла встреча с Галиной Тытыш, журналисткой, которая в настоящее время является соучредителем ОО «Родительский контроль» и председателем ОО «Смарт Образование» и занимается коммуникацией реформ в Министерстве образования и науки Украины.

 

Сосредоточимся на основных положениях реформы системы образования

По словам Галины Тытыш эта реформа касается 65% населения страны. Много? Давайте посчитаем: 1,3 млн. дошкольников, 3,8 млн. школьников, 0,3 млн. учащихся профессиональных средних учебных заведений, 1,6 млн. студентов, а также 0,4 млн. учителей и более 18 млн. родителей. Реформа касается каждого из вышеназванных групп.

65% населения Украины вовлечены в реформу образования

Реформа образования, которая в части положений уже начала реализовываться, а в части будет реализована в течении 2018-2023 гг. (в частности, в сфере языка преподавания в школах национальных меньшинств, оплаты труда педагогам).

Галина Тытыш, журналистка, соучредитель ОО «Родительский контроль» и председатель ОО «Смарт Образование», занимается коммуникацией реформ в Министерстве образования и науки Украины.

Главная задача реформы – усилить корреляцию образования с рынком труда, т.е. давать учащимся те знания, которые будут востребованы в реальной жизни. Начнут прямо с младшей школы. Более того первые 100 пилотных школ уже ведут обучение по-новому проекту.

 

Уровни и системы контроля

Согласно принятому закону школьное образование будет делиться на: младшую школу, базовую школу и старшую/профессиональную школу, также регулируется вопрос инклюзивного образования на всех уровнях, от младшей до старшей школы включительно.

Свободный доступ к качественному образованию – цель реформы

Реформа, принимая во внимание наработки и опыт стран ЕС, в чем-то наследует лучшие примеры и ставит перед учениками высокие ожидания (т.н. финская модель).

Кроме того при переходе из одного уровня на другой (в частности из базовой школы на более высокий уровень получения знаний) предусмотрен контроль в виде ЗНО.

Что касается старшей школы, то согласно реформе она станет отдельным юридическим лицом, там увеличится количество вариативной предметной составляющей.

В случае с инклюзивным образованием нормы закона заработают с 2019 года и тогда «деньги начнут ходить за ребенком». Ситуацию с частными школами и инклюзивным образованием на данный момент ещё законодательно не урегулировали.

 

Финансы и свобода

Реформа образования сопряжена и с реформой децентрализации. Государство будет выделять субвенцию из бюджета для получения полного среднего образования, кроме того из бюджета осуществляется оплата учителям, в то же время сами здания школ переходят на баланс громад. И, соответственно, громады должны содержать их в надлежащем состоянии.

Практика Польши, по словам спикера, показывает, что большинство громад/гмин, заинтересованы в высоком качестве образования и стараются содержать их в хорошем состоянии, так как от этого зависит и будущая политическая судьба руководителей громад.

Также закон предполагает свободу в выборе формы обучения. Появилось законодательное определение «домашнего образования», которое теперь можно получать, но необходимо будет подтвердить полученные знания/результаты.

Отдельный блок реформы касается свободы для педагогов. Теперь учителя смогут сами разрабатывать программы, а учебные заведения смогут получать денежные средства для повышения квалификации учителей. Сейчас процессом последипломного образования занимаются специальные институты, которые не отвечают современным потребностям.

Реформа – это и творческая свобода учителей

Но при этом учителя будут обязаны пройти повышение квалификации в объеме 150 часов в течении 5 лет. Процедура и характер подобных мер ещё не отработан, но уже ясно, что он будет иметь большую вариативную составляющую и повысит свободу учителей, но также будет осуществляться контроль за наработкой этих 150 часов на протяжении всех пяти лет.

Вместо институтов последипломного образования – 150 часов индивидуально выбранных курсов за 5 лет

Что касается заработных плат учителям, то они, согласно закону, будут повышаться вплоть до 2023 года, с тем, чтобы выйти на уровень зарплаты учителя равной трем минимальным зарплатам по стране в целом.

 

Реформа и ожидания родителей

Более 18 млн. родителей также вовлечены в процесс реформирования школ и иных учебных заведений в Украине. По статистике, которую озвучила Галина Тытыш с 1 по 9 класс у учеников возрастает заболеваемость: на 30% органов сердечно-сосудистой системы, на 40% органов пищеварения и на 70% нервной системы.

Соответственно ожидания родителей от реформы можно сформулировать в следующих пунктах: реальное уменьшение нагрузки на учеников, переориентация с заучивания на практическое применение материала, формирование у школьников качеств, которые помогут им в жизни, повышение шансов выпускников на поступление в вузы без репетиторов и дополнительных знаний, создание безопасного образовательного поля, преодоление коррупции в системе образования.

Также родители смогут инициировать создание Опекунского совета в школах и Наблюдательного совета в вузах. Он сможет контролировать, в частности, расход средств в учебном заведении, однако его членами не могут быть ни работники образовательного учреждения, ни сами ученики/студенты.

 

Институциональные основы и руководство школой

Согласно реформе образования теперь директор любого учебного заведения избирается на конкурсной основе. Он получает в распоряжение значительно больше финансовых рычагов, может привлекать денежные средства из иных источников (фонды, гранты, благотворительность), но также вырастает ответственность и возможности родителей контролировать процесс траты выделенных/полученных средств.

Реформа – это опыт лучших стран ЕС

Теперь каждая школа должна будет давать отчет о финансовых показателях на своем сайте или сайте учредителя (это может быть громада, городской совет, проч.).

Создаются и новые институты для контроля качества образования. При ликвидации аттестации школ создается Государственная служба качества образования. Также речь идет о повышении качества последипломного образования для педагогов и их аттестации раз впять лет.

 

Реформирование сферы образования – долгосрочная программа и реальные результаты будут видны не сразу, тем важнее адвокация реформы и коммуникация, как с профессиональным сообществом, так и с рядовым потребителем реформы. Учитывая, что 65% населения так или иначе связны с реформой образования, то подобные встречи являются важными и актуальными, в первую очередь для тех преподавателей и активистов, которые хотят получить неискаженную информацию о процессах, которые сейчас происходят в сфере реформы образования в Украине.

 

Встреча была организована «Интерньюз-Украина» в рамках инициативы «Европейское кафе». Это уже четвертая встреча подобного рода. Встречи «Европейского кафе» организует общественная организация «Интерньюз Украина» в рамках проекта «Укрепление независимых СМИ в Грузии, Молдове и Украине».