До и после миллиардного кредита: в Одессе чиновники не успевают освоить бюджет

Ситуация с освоением бюджета развития Одессы вскоре после одобрения кредита в 1 миллиард гривень резко ухудшилась.

Даже в муниципальном департаменте финансов признают – в третьем квартале темпы освоения средств резко упали, хотя по логике всех предыдущих лет все должно было быть с точностью наоборот. Кто “заваливает” бюджет развития – разбирался Центр публичных расследований.

Кредит и депозит на счетах у одного банка

Вопрос взятия кредита с самого начала вызывал больше вопросов, чем ответов. Ведь город вдруг, без предварительных обсуждений, решил взять сразу миллиард у «Укргазбанка». У того самого учреждения, где не так давно город начал размещать депозиты. На момент взятия кредита на счетах финучреждения было 299 миллионов гривень. Но при этом город брал кредит с формулировкой, что до конца года средства успеют освоить. Сегодня стало совершенно очевидно, что средства не освоят в этом году. Более того, как рассказала в ходе брифинга вице-мэр Светлана Бедрега, с большой долей вероятности в нынешнем году город получит чуть более половины – 550 миллионов гривень, а остальную часть в следующем. Однако с сессии прошло уже больше месяца, а город до сих пор не подписал соглашение с банком, а значит, возможность освоения тает с каждым днем. Светлана Бедрега отметила, что если средства зайдут в декабре, то никаких новых работ город профинансировать не сможет, а почти все расходы перенесутся на следующий год.

Но есть в этой ситуации и плюс – город не платит процентов по кредиту и тем самым экономит средства. Вместе с тем заимствование в миллиард существенно снизило темпы по освоению бюджета развития. На 1 ноября оказалось, что с учетом непоступившего миллиарда темпы освоения средств значительно снизились. В данное время городские службы освоили только 46,6% средств. Без кредита ситуация смотрится лучше, но также весьма плачевно – бюджет развития выполнен только на 65%.

Передовики и аутсайдеры в освоении средств

Самая плачевная ситуация оказалась с освоением общественного бюджета. Здесь профинансировано только 6,6% расходов. По сути планирование одновременно общественного бюджета и кредита вместе существенно перегрузило и без того перегруженные подразделения мэрии. Если к этому добавить как минимум сотню пунктов расходов депутатского фонда, то становится очевидным, что многие подразделения не смогли осилить вовремя все траты.

«За третий квартал мы наблюдаем снижение темпов освоения», – отметила Светлана Бедрега.

Тройка лидеров по средствам бюджета развития остается традиционной за последние годы – департамент городского хозяйства, департамент капстроительства и управление дорожного хозяйства.

И если у самого проблемного – департамента городского хозяйства – в прошлом году ситуация была самая тяжелая, то сейчас среди трех основных исполнителей самые серьезные проблемы у управления дорожного хозяйства, которое выполнило работы на 53,3%, или 223 миллиона 56 тысяч гривень из выделенных 418 миллионов.

УДХ фактически завалил работы по депутатскому фонду облсовета и городского совета. По многим проектам уровень  реализации равен нулю, а ведь уже середина ноября. Из основных расходов проекты профинансированы только на треть. УДХ не выполнил работы по ремонту как уличной сети, так и крупных объектов. К примеру, работы по мосту Коцебу проплачены только на 43,5%, а уже два года их никак не могут окончить.

Также ни одна из работ по общественному бюджету не выполнена ни на 1%, хотя управление получило возможность потратить 16 миллионов на нужные горожанам направления.

Департамент городского хозяйства  также даже без учета кредитных средств не смог выполнить четвертую часть тех работ, которые были предусмотрены в бюджете – 76,6% или 479 миллионов 534 тысячи гривень из выделенных 625 миллионов.

Самая проблемная ситуация, как и в прошлом году, оказалась с капитальным ремонтом жилого фонда. Тут работы выполнены только на 44 процента, а из выделенных 105 миллионов потрачено только 46. В подразделении традиционно ссылаются на проблемы с прохождением экспертиз, сложностью с временным отселением жильцов и прочие.

Еще одна проблемная статья – установка счетчиков тепловой энергии. По этой статье потрачено только 40% средств, или 8 миллионов 140 тысяч гривень. И еще одно слабое звено – ремонт пожарных водоемов. Он выполнен только на 6%, или 184 тысячи гривень из трех миллионов. А ведь сейчас город после трагедии в детском лагере «Виктория» уделяет особое направление этому пункту. При этом подразделение активно выполняло работы по депутатскому фонду, ремонтируя дома и подъезды, а также остекляя их. Но такие работы профинансированы только в половине случаев. У нескольких десятков пунктов в реализации – нули.

Управление капитального строительства традиционно получило самое большое финансирование, но выполнило работы только на 79,4%, или 787 миллионов гривень из выделенных 991 миллиона.

Проблемным оказались самые разные направления. Следует отметить, что полностью реализованных проектов у подразделения почти нет.

Не успело управление вообще профинансировать такие проекты как проектирование и капремонт домов (квартир) детей-сирот, проектирование и строительство инженерных сетей для новой мэрии по Косовской, 2-Д, ливневая и хозфекальная канализация по путепроводу Поездной, реконструкция объектов и сетей одесского зоопарка, реконструкция здания на Сортировочной, 1а и 38а для передачи многодетным семьям, а также “завис” столь необходимый центр админуслуг на Дальницкой, где должны были организовать выдачу биометрических паспортов, проект детского сада на Пестеля, ряд школьных стадионов. Также пока не купили ни одной квартиры в маневренный фонд – пока ведется оформление. Интересно, что в отчете мы не нашли данных по проектированию детских садов в переулке Каркашадзе и на Сегедской, 8-а, хотя за эти решения голосовали депутаты. Видимо, решение о создании здесь садов не собираются реализовывать.

Динамика выполнения программ остальными подразделениями указана в инфографике. Отметим, что лучше всех из крупных расходов бюджета развития справились в департаменте экологии – 82,1%, или 12 миллионов 799 тысяч гривень и департаменте труда и соцполитики – 98%, или 4 миллиона 131 тысяча гривень. А вот самые низкие темпы – у департамента предоставления админуслуг – 9,7%, или 501 тысяча гривень, департамента здравоохранения – 24%, или 15 миллионов 387 тысяч гривень и департамента культуры и туризма – 27,7%, или 2 миллиона 407 тысяч гривень.

Напомним, недавно журналистам представили проект бюджета-2018.

Ольга Симоненко

Матеріал підготовлено в рамках роботи Центру публічних розслідувань, що реалізується в рамках проекту «Більше фактів для діалогу», який виконує Інститут висвітлення війни та миру (IWPR) за підтримки МЗС Королівства Нідерландів.