Елена Галкина: Россия пытается создать глобальный хаос, Украине нельзя расслабляться из-за Сирии

Одесский кризисній медиа-центр

 

Российский политолог Елена Галкина прокомментировала обострение конфликта на Ближнем Востоке, участие в нем Российской Федерации и прогнозы для Украины.

 

– Я полагаю, что у Российской Федерации в Сирии было несколько целей. Во-первых, самое очевидное – отвлечь внимание мировой общественности от того, что происходит в Украине: и от аннексии Крыма, и от военного проникновения на Донбасс, строительства там террористических квази-государств, которое идет сейчас полным ходом. Но у России много других проблем, как связанных с Украиной, так и нет, – это Боинг, по которому в октябре должен быть доклад группой расследования, этодело Литвиненко, по которому в Лондоне в конце декабря будет оглашен приговор. Результаты будут очень неприятными для российской стороны. Кроме того, есть проблемы с выплатой долга “Юкосу” около 50 миллиардов.

 

Россия скатывалась в изоляцию, но применив все свои дипломатические ресурсы и возможности, оставшиеся на Ближнем Востоке еще у Советского Союза, влияние на режим Асада, она хотела исправить свое положение на международной арене.

 

Вторая цель РФ – это спасение режима Асада в любом виде. Это вопрос, видимо, принципиальный лично для Владимира Путина. Есть расхожая точка зрения, что после жесткого убийства Каддафи, он проецировал эту ситуацию на свою судьбу и сейчас занимается спасением всех диктаторов мира, в отношении которых у него есть хоть какие-то рычаги. На алтарь этого спасения были положены отношения со многими арабскими странами. Пропаганда с 2011-го года в России рисовала Асада исключительно в положительных тонах как оплот добра и борьбы против исламизма, который рисовал его как терроризм. Поэтому отступать некуда, Путин собирается сохранить режим Асада – даже если это будет не вся Сирия. Сейчас большая территория Сирии контролируется Исламским государством, часть – курдами, часть – так называемой, сирийской оппозицией. А под контролем Асада по разным оценкам от 18 до 20% территории страны. Те действия, которые осуществляет сейчас российская армия, направлены на реализацию указанных выше целей: с одной стороны, внимание мировой общественности отвлечено, с другой стороны, удары, как мы видим, наносятся не по позициям боевиков Исламского государства, а по сирийской оппозиции, которая, в свое время, очень разная – там до тысячи различных групп. Удары российской армии были нанесены по Свободной сирийской армии, которая самая умеренная. То есть, зачищая сирийскую оппозицию, Россия стремится создать монолитный анклав, который в перспективе может быть вооружен, из него получится нечто вроде ЛДНР – крепость, вооруженная до зубов, которую очень сложно разбить. Таким образом, Россия приходит к третьей цели – создание глобального хаоса. И региональные, по типу Саудовской Аравии, Турции, Ирана, и глобальные игроки, например, Соединенные Штаты не смогут побороть Исламское государство в ближайшее время.

 

Армия Асада не борется с Исламским государством, около 6% ударов армии Асада приходилось по позициям Исламского государства, а борется она с силами оппозиции. Создав очаги напряженности на Ближнем Востоке и на Донбассе, Путин тем самым преподнес “сюрприз” для Европы. Россия стремится установить свои позиции в качестве мировой державы, между тем, на данный момент Россия является региональной державой с экономикой чуть меньше испанской. В этом контексте Украине нельзя расслабляться. Операция в Сирии вовсе не означает, что внимание переключено с Донбасса. Для России Донбасс значительно более принципиален, никакие имперские позиции не могут быть реализованы без Украины. Сирия в этой иерархии приоритетов стоит не на первой позиции, на первой позиции – как раз Донбасс.

 

 Елена Галкина также спрогнозировала несколько вариантов развития ситуации:

 

– Сейчас все мировое сообщество будет стремиться заставить Россию участвовать в войне против Исламского государства, а не просто декларировать. Это легко проверить сегодня. Есть инициативы с американской стороны, Иран собирается осуществлять наземную операцию именно против Исламского государства. В этом случае Россия будет ввязана в длительный конфликт на Ближнем Востоке. Чего на самом деле она не планирует. Поскольку российских вооруженных сил находится достаточно мало на территории Сирии, они направлены на удержание режима Асада. Если удастся втянуть Россию в конфликт, то действительно силы будут оттянуты из Донбасса, а Украине представится шанс более активно влиять на то, что происходит на этих территориях. В этом контексте у меня вызывает беспокойство так называемый план Мореля, который отвечает интересам исключительно сепаратистов и стоящей за ними России. Принимать его руководству Украины нельзя ни в каком виде.