ЕС может пересмотреть Шенгенское соглашение в связи с угрозой терроризма и миграции

Когда Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписывали Шенгенское соглашение в 1985 году, они разработали систему, в которой люди и товары могут перемещаться из одной страны в другую без барьеров. Это видение было во многом реализовано: с момента принятия в 1995 году Шенгенского cоглашения ликвидирован пограничный контроль между его подписантами и создана общая визовая политика для 26 стран. В 1999 году Шенгенское соглашение было заменено Шенгенским законодательством ЕС, хотя само словосочетание употребляется до сих пор.

 



Договор является ключевым шагом в создании Федеративной Европы. За счет устранения пограничного контроля государства-члены поступились основным элементом национального суверенитета. Соглашение также требует значительной степени доверия между подписавшими его сторонами, потому что оно возложило ответственность за проверку иностранцев, удостоверения личности и багажа на страну первого въезда в Шенгенскую зону.

 

Шенгенская зона: переосмысление последних лет

Шенгенское соглашение было реализовано в 1990-х годах, когда наступил конец холодной войны, и в целом была большая вероятность постоянного экономического процветания. Поэтому для членов ЕС отказываться от части национального суверенитета во многих областях было не настолько болезненно. Но все изменилось с тех пор, и многие страны-члены ЕС ставят под сомнение многие решения, которые были приняты в прошлом.


Самым важным изменением за последние шесть лет в Европе, стал экономический кризис и его побочный результат – подъем националистических политических партий. Не менее важным фактором стало усиление потока беженцев. Они ищут убежища в Европе, осуществляя давление как на страны-члены ЕС, которые находятся на границах Шенгенской зоны (Греция, Италия), так и на страны, которые представляют собой экономическое ядро ЕС (Германия, Франция).


Таким образом, националистическая риторика политических партий, угроза лавинообразного увеличения мигрантов и последствия экономического кризиса приводят в движение механизмы самозащиты, которые в ряде случаев входят в противоречие с практикой свободного перемещения в замках Шенгенской зоны.


Стоит отметить и критику в адрес тех стран шенгенского пограничья, которые до последнего времени осуществляли относительно мягкую политику в отношении мигрантов, которые часто использовали эти страны как трамплин для продвижения в более богатые страны ЕС. В частности такие претензии были озвучены в адрес Италии, которая не выполняла все процедуры по регистрации лиц, которые просили убежища в странах ЕС.


В свою очередь «южный пояс» Шенгенской зоны высказывает разумные претензии в адрес иных стран-членов, мотивируя свои требования выделением большего количества ресурсов для патрулирования средиземноморского побережья.


Страны Центральной и Восточной Европы, в свою очередь, отвергают принцип квот, которая распределяет просителей убежища по всем странам ЕС.

 

Рост миграции и недостатки политики Шенгеской зоны

Европейский Союз имеет дело с двумя накладывающимися друг на друга проблемами. Первая – это борьба с новой иммиграционной политикой. В период с сентября по декабрь 2015 года члены ЕС провели и проведут ряд совещаний и встреч на высшем уровне по реформированию блока иммиграционных правил.


Камнем преткновения долгое время была политика Германии. Крупнейшая страна Шенгенской зоны отказывалась принимать мигрантов на основании Дублинского регламента, согласно которому прибывших лиц должна была принимать страна, в которую они прибыли в первую очередь. Однако, в конечном счете Германия дала добро на принятие беженцев. Их число оценивается почти в 800 тыс. человек.

 


Кроме того немцы решили инициировать создание т.н. списка «безопасных стран», граждане которых не будут иметь право просить убежища в ЕС. В их числе западные Балканы, такие страны как Албания и Македония, которые не испытывают гражданской войны или особенно серьезного гуманитарного кризиса. И, конечно же, Германия будет выступать последовательным сторонником пропорционального размещения беженцев.


Охарактеризуем и основные проблемы, которые порождает такой путь решения проблемы мигрантов. Т.к. отсеивание тех, кто действительно ищет убежища от просто нелегальных мигрантов, занимает довольно долгое время, то для этого потребует строительство дополнительных лагерей для беженцев. Это ляжет на плечи стран, куда они прибывают, т.е. той же Италии или Греции. Осуществить массовые депортации уже десятков и потенциально сотен тысяч человек будет также нелегко, кроме того это связано с огромными финансовыми затратами.


Есть ещё одна проблема политического характера. Ужесточение политики ЕС в отношении мигрантов и давление основных членов ЕС на страны Центральной и Восточной Европы в отношении принятия практики квот по размещению мигрантов может привести к приходу в этих странах к власти правых коалиций, которые будут резкими антагонистами данной меры и будут всячески саботировать выполнение данного положения.

 

Шенгенское соглашение нуждается в пересмотре?

Проблема мигрантов сказывается и на Шенгенской зоне. Многие эксперты считают, что в сложившихся условиях основные положения должны быть пересмотрены.


Договор дает возможность преступникам, которые уже пересекли границу Шенгенской зоны беспрепятственно передвигаться по территории стран-участниц договора. Несколько государств-членов уже выразили озабоченность тем, что часть из тысяч мигрантов, прибывающих в Европу, могли быть террористами.


Последние эпизоды, такие как попытка нападения, на французский поезд, следующий из Нидерландов во Францию, в котором злоумышленники получили оружие в Бельгии, иллюстрирует проблемы, связанные с отсутствием пограничного контроля. Хотя власти не имеют ресурсов, чтобы взять каждого потенциального террориста под наблюдение, отсутствие пограничного саму возможность его обнаружения.


После беспрецедентных террористических актов в Париже в ночь с 13 на 14 ноября подобная угроза будет восприниматься более остро. Отметим, что сразу же после кровавых атак боевиков Исламского государства французские власти закрыли границы. В унисон с французскими властями резко против иммигрантов из мусульманских стран выступил и кандидат от республиканцев в президенты США Бен Карсон, который так прокомментировал возможность приема мигрантов: «Если мы собираемся принять 200 000 человек здесь из этого региона, и если бы я был одним из лидеров мирового движения джихада, и если бы мои люди не проникли сюда, то я бы считал это халатностью».

 

Реванш националистических партий

Одной из угроз для Шенгенской зоны является подъем националистических партий. В Финляндии националистическая партия «Истинные финны» уже является членом правящей коалиции и имеет 39 мандатов из 200 в парламенте.


По всей Европе политические партии, которые настроены скептически к самому институту ЕС и резко против иммиграции добиваются внушительных успехов на выборах. В качестве примера можно привести Венгрию, Данию, Швецию.


Во Франции, большинство опросов общественного мнения показывают, что евроскептические настроения, которые выражает Национальный фронт (лидер – Марин Ле Пен), настолько сильны, что он дойдет до второго тура президентских выборов в 2017 году.


Перечисленные силы и партии считают, что национальные законы в сфере иммиграции следует ужесточить, а само Шенгенское соглашение должно быть пересмотрено, если не отменено.

 

Будущее Шенгенской зоны

Европейский Союз, вероятно, не откажется от Шенгенского соглашения в ближайшее время. Несмотря на критику, этот договор позволил сократить время и затраты на перемещение грузов по всей Европе, т.к. больше не приходится часами ждать, чтобы пересечь международную границу. Оно также выгодно для туристов и людей, живущих в приграничных городах, т. к. паспорта и визы им больше не нужны. Наконец, соглашение позволяет странам экономить деньги, потому что правительствам больше не надо патрулировать свои сухопутные границы.


Шенгенское Соглашение, вероятно, будет реформировано до конца десятилетия, чтобы сделать его проще для стран, которые хотят вновь ввести пограничный контроль. Первым шагом в этом направлении было подписание в 2013 году соглашения, что контроль на границе может быть временно восстановлен в исключительных случаях (например, серьезной угрозой национальной безопасности). Но эта реформа имеет ограниченный охват (пограничный контроль может быть восстановлен в течение максимум 10 дней, и только после консультаций с Европейской комиссией).


О присоединении новых стран-членов ЕС к Шенгенской зоне речь не идет. Даже нынешние члены ЕС, такие как Болгария и Румыния более 10 лет назад вступившие в ЕС, так и не смогли присоединиться к Шенгенской зоне.


В целом можно сделать прогноз, что в свете последних угроз и террористических актов со стороны Исламского государства страны-члены Шенгенской зоны будут в одностороннем порядке ужесточать таможенный контроль, а возможно в обозримом будущем принимать дополнительные нормативные акты, которые будут регулировать таможенный контроль на границах Шенгенской зоны.


В определенной степени ослабление Шенгенского соглашения связано с ослаблением свободного передвижения людей – а это одна из основных свобод Европейского Союза.


 

Договор и принцип свободного передвижения – это не одно и то же; любой гражданин ЕС имеет право транзита и остается в любом государстве-члене, независимо от существования пограничного контроля. Но Шенгенское соглашение было разработано, чтобы усилить свободное передвижение людей и создать континент без границ. Возможные реформы Шенгенского соглашения сосредоточены именно на изменении этого принципиального положения.


Станислав Кинка