ЕС недоинвестирует в транспортную инфраструктуру — ЕИБ

Европейский союз (ЕС) подвергает риску дальнейший экономический рост, не выделяя достаточно средств на развитие транспортной инфраструктуры и технологий. Об этом говорится в материале Journal of Commerce, перевод которого публикует ТАСС.

Согласно инвестиционному отчету Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) за 2017-2018 годы, в 2016 году расходы ЕС на инфраструктуру сократились до 1,8% ВВП против 2,2% в 2009 году, что негативно сказалось на состоянии транспортного комплекса.

Наглядным свидетельством стал коллапс отрасли в результате закрытия в августе 2017 года трансальпийского железнодорожного коридора из-за обрушения тоннеля на юго-западе Германии и отсутствия адекватных маршрутов обхода аварийного участка. Попытка переориентировать грузы на речной транспорт вызвала заторы при обработке барж в Роттердаме и Антверпене, а третий крупнейший в Европе контейнерный порт Гамбург встал в пробках из-за резкого увеличения числа заходов мегаконтейнеровозов.

Другим примером неспособности и (или) неготовности национальных правительств финансировать развитие транспортной инфраструктуры стали вынужденные 100-миллионные инвестиции Администрации порта Роттердам в проект по переносу железнодорожной ветки в порт. Администрация крупнейшего контейнерного порта Европы отмечала тогда в заявлении, что столь масштабное финансирование развития государственной инфраструктуры за счет администрации порта — довольно «необычное явление».

Кроме того, правительство Франции не может найти €4,5 млрд на согласованное строительство канала Seine-Nord между портами Сены (Гавр, Руан, Париж) и Севером Европы. Проект был предложен еще в 1990-х годах, изначально канал планировалось открыть к 2017 году, затем — в 2023 году. Другим важным транспортным проектом Франции, реализация которого приостановлена из-за дефицита финансирования, является строительство железнодорожного тоннеля через Альпы между Лионом и Турином.

Согласно отчету ЕИБ, распространенной проблемой являются не только деньги, но и задержки строительства. Например, строительство Бранденбургского аэропорта в Берлине началось еще в 2006 году и должно было завершиться в 2011 году. Теперь ожидается, что аэропорт сможет принять первые самолеты не раньше 2020 года. Аналогичным образом на много лет задерживается запуск 18-километрового подводного железнодорожного тоннеля через пролив Фемарн между Данией и Германией. Эта задержка увеличила цену компании Scandlines — оператора паромных перевозок, который должен быть выставлен на продажу в ближайшее время — до примерно $1 млрд.

Данные за 2017 год еще не опубликованы, но по итогам 2016 года грузооборот железнодорожного коридора Бетуве — единственной в Европе специализированной грузовой железнодорожной магистрали, связывающей Роттердам с Германией — снизился в годовом сопоставлении с 45% до 37% совокупного трафика между Роттердамом и Германией. Коридор Бетуве протяженностью 172 километра построен в 2007 году, инвестиции в проект составили €4,7 млрд. Снижение объемов произошло не из-за сокращения спроса на перевозки, а из-за постоянных перебоев в работе в связи с ремонтом на прилегающих линиях.

Третьей частой причиной задержек проектов, особенно в Германии и Нидерландах, являются экологические проблемы. Процедуры согласования проектов и общественные консультации могут затягиваться на несколько лет.

Общий объем инвестиций, необходимый на реализацию запланированных инфраструктурных проектов в ЕС до 2020 года, достигает примерно €500 млрд. На завершение основных транспортных коридоров Трансъевропейской сети до 2030 года необходимо около €750 млрд.