Финансирование партий и избирательного процесса: мировой опыт и украинские реалии в условиях системных реформ

 

Контроль финансирования политических партий и избирательного процесса – это важный элемент демократической системы. Более того это основа формирования доверия граждан к политикам и политическим институтам.

 

Проблема непрозрачного финансирования политических партий, «черных касс» и тому подобных теневых схем существует по всей Европе, стоит вспомнить плачевный конец политической карьеры канцлера ФРГ Гельмута Колля, связанный с неучтенными пожертвованиями в обход партийной кассы ХДС-ХСС.

 

Мировые стандарты финансирования политических партий и избирательного процесса.

 

В современном мире существует большое разнообразие политических систем и систем финансирования партий и избирательного процесса. Согласно исследованию шведского аналитического центра IDEA, финансирования партии за публичные средства происходит в 54% государств мира. Для Европы это показатель ещё выше и достигает 84%.

 

Читайте также на «Информер»: Образование в предвыборных программах политических партий  

 

Не углубляясь в ретроспективу проблемы, подчеркнем, что одним из лидеров регулирования в сфере финансирования политической сферы является Великобритания, которая уже в конце ХІХ века ввела жесткое регулирование относительно лимитов расходов на избирательную кампанию и против возможности подкупа избирателей.

 

В современной Великобритании действует специальный орган, который в рамках своих компетенций может даже зайти в жилище члена, сторонника или частного донора политической партии без судебного приказа. Однако даже такие суровые регуляции не в состоянии защитить политическую систему от периодических скандалов, – отмечает политолог Ивона Юрковская.

 

Что касается крупнейшей экономики ЕС, то в ФРГ политические партии существуют за счет членских взносов, пожертвований от физических и юридических лиц и субвенций из бюджета. Субвенции составляют до третьей части доходов политической партии.

 

Финансовую поддержку из госбюджета получают все политические силы, которые на парламентских выборах (в Бундестаг, и в Европарламент) получили хотя бы 0,5% голосов. Кроме этого, государство доплачивает партии за каждое евро, полученное в качестве пожертвования или членского взноса. Политические партии в Германии ежегодно отчитываются о своих финансах перед парламентом. За ненадлежащий отчет следует обязательное наказание нарушителя в виде денежного штрафа.

 

Италия в настоящее время находится в переходном периоде. В последнее время было отменено финансирование политических партий за государственные средства. Итальянская политическая система трансформируется от финансирования за государственные средства к финансированию за средства избирателей.

 

Это произошло в результате серии громких скандалов с незаконным присвоением денежных средств из бюджета наибольшими политическими партиями силами.

 

Правда, в Европе есть и примеры децентрализованной системы финансирования политических партий. В Швеции почти нет контроля государства над финансированием политических партий. Шведские эксперты объясняют это высоким уровнем доверия к власти.

 

  Читайте также на «Информер»: Условия ведения предвыборной агитации. Аналитика

 

Существует договоренность между политическими партиями о добровольном обнародовании информации относительно их финансирования. Политические партии получают денежные средства из государственного бюджета пропорционально той поддержки, которую они получили во время выборов. Однако такая система не характерна для Европы и Брюссель внес предложение привести шведскую модель к общеевропейскому стандарту.

 

Что касается США, то политические партии, в отличие от европейских являются скорее механизмом проведения дорогостоящих политических кампаний. В президентских выборах кандидаты и партии могут пользоваться государственной субвенцией.

 

В таком случае кандидат должен дать согласие на определенные ограничения относительно финансирования от частных лиц. Американскую систему чаще всего обвиняют в том, что кандидаты сильно зависимы от своих спонсоров.

 

Финансирование политических партий в Украине: современное состояние и перспективы.

 


 

В настоящее время принята новая «Антикоррупционная стратегия на 2014-2017 годы». Она предусматривает введение бюджетного финансирования политических партий в Украине.

 

14 октября Верховная Рада Украины приняла антикоррупционную стратегию, в частности, эта стратегия обязывает в трехмесячный срок принять законодательных нормы, которые введут бюджетное финансирование политических партий в Украине.

 

Эта идея не нова. Ещё в начале 2000-х годов были попытки ввести бюджетное финансирование партий. Рассматривалось несколько проектов: поддержка партий представленных в парламенте (т.е. преодоление 4% барьера), а также поддержка партий, которые набрали значительное количество голосов, но не прошли в парламент (т.н. польская система, когда финансирование получали партий, которые набрали более 3% голосов при пороге прохождения в парламент в 5%). Однако данная законодательная норма была нивелирована Законом Украины «О государственном бюджете на 2007 год» принятым в 2006 году. Позже данная норма была упразднена вообще.

 

– На сегодняшний день политические партии в Украине пользуются различными видами косвенной государственной финансовой поддержки. В период парламентских выборов государство оплачивает СМИ за использование эфирного времени на телевидении и радио и площади в печатных СМИ, которые предоставляются партиям, на изготовление информационных плакатов со списками и программой партий, которые используются непосредственно на избирательных участках. Такая поддержка создает минимальные возможности каждой партии для представления избирателям своей программы действий, – подчеркивает политический эксперт Светлана Конончук.

 

Что касается будущего, то нынешний состав Верховной Рады оказался неспособным принять пакет законодательных норм направленных на раскрытие источников финансирования политических партий и реформы политической сферы с целью приближения избирательного законодательства к европейским стандартам. Поэтому реформа сферы политических финансов – дело уже следующей Верховной Рады, выборы в которую пройдут 26 октября.

 

Что касается законопроектов, которые касались раскрытия того, кто финансирует политические партии, внедрения частичного финансирования политических партий из государственного бюджета, с запретом их финансирования большими взносами неизвестными персонажами, ни один из этих законов не был принят, – отмечает политический эксперт Центра политических исследований и аналитики Александр Кульчицкий.

 

В настоящее время инициативная группа «За ответственную Раду!», которая состоит из представителей 24 общественных организаций со всей Украины, призвала все политические силы подписать меморандум, согласно которому они обязуются в новой Раде поддержать законы, направленные на борьбу с коррупцией, поддержкой курса на евроинтеграцию, а также реформу сферы политических финансов.

 

Читайте также на «Информер»: Пир во время чумы – выборы во времена войны

 

Среди прочего в списке рекомендованных законопроектов Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам обеспечения прозрачности финансирования политических партий и предвыборной агитации № 4846 от 12.05.2014.

 

– В целом в демократическом мире наблюдается тенденция к законодательному регулированию процесса финансирования партий и избирательных кампании. Европейская практика показывает, что лучше, если бы это происходило за государственные средства с четким размежеванием бизнеса от политики (партии могут получать деньги преимущественно только от физических лиц и законодательство определяет их максимальный лимит) и с возможностью наблюдать за поступлением пожертвований на счета субъектов избирательного процесса. Кроме этого, законодательство предусматривает наказание (ограничение воли) за подкуп избирателей (в Польше от 3 месяцев до 5 лет – как для того, кто покупал, так и для того, кого покупали), – считает польский политолог Ивона Юрковская.

 

Станислав Кинка