Финансирование политических партий из государственного бюджета Украины

 

Согласно закону Украины «Об основах антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 годы» предусмотрено введение прямого государственного финансирования деятельности политических партий как бюджетного финансирования уставной деятельности партий на основе результатов выборов  и возмещения расходов на избирательную кампанию политическим партиям, которые преодолели избирательный барьер, в установленном законом размере.

 

Стоит отметить, что замысел материально поддерживать партии в Украине за счет государственного бюджета не новый, подобная законодательная инициативная уже была в 2003 году, но законопроект тех времен так и не вступил в действие. Подобные идеи о необходимости помогать политическим силам финансово выражали в виде предложений GRECO (Group of States against corruption) в рамках борьбы с коррупцией, однако до сих пор рекомендациями этой организации пренебрегали, хотя это сильно снижало и так не высокий имидж Украины в мире.

 

Читайте также на «Информер»: Манипуляции в медиа-пространстве vs территориальная целостность Украины  

 

Практика материальной поддержки политических партий в мире довольно таки популярная по данным IDEA (Institute for Democracy and Electoral Assistance) 54,4% стран финансируют партии на регулярной основе, 31,1% возмещают расходы на избирательную кампанию. В Европе эти же показатели еще выше 84,1% стран постоянно поддерживают политические силы, а 38,6% – только во время выборов.

 

По данным, которые обнародовала представитель по избирательным вопросам ОБСЕ / БДИПЧ Лусине Бадалян в интервью Corrupt.ua «Только в 6-7 европейских странах нет прямого государственного финансирования политических партий. Одна из этих стран – Украина. А также такие страны, как Мальта, Андорра (с населением менее полумиллиона человек). Практика прямого государственного финансирования введена в большинстве европейских государств».

 

За рубежом обычно практикуют прямое и непрямое финансирование. Под прямым – обычно понимают поддержку в виде денег, под непрямым – бесплатное эфирное время, налоговые льготы. Согласно нормативно-правовому акту в Украине пока говорят о прямом финансировании политических партий.

 

На каких условиях, каким партий и когда именно оказывать материальную поддержку пока не понятно. Однако в трехмесячный срок должны появиться подзаконные акты, которые будут регламентировать бюджетное финансирование партий в Украине. Именно от них зависит, сможет ли украинское общество пользоваться положительными сторонами поддержки политических сил из бюджета.

 

Какие потенциальные выгоды от реализации данного закона может получить Украина, удачно сформировала Венецианская комиссия:

 

• устранение коррупции;

• поддержку важной роли политических партий в жизни общества;

• снижение чрезмерной зависимости от частных доноров;

• предоставление всем партиям способности конкурировать на выборах в соответствии с принципом равных возможностей;

• укрепление политического плюрализма;

•  надлежащее функционирование демократических институтов.

 

О преимуществах внедрения системы финансирования партий из бюджета рассказал в интервью УНИАН Председатель экспертного совета при Комитете ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Таран: «Что касается государственного финансирования политических партий, то таким образом пытаются лишить влияния олигархов на депутатов, которые избираются в парламент или местные органы власти, а затем вместо того, чтобы защищать интересы общества, защищают интересы тех или иных олигархических кланов».

 

Хотя есть другие мнения среди чиновников, так в интервью издании Третья Украинская республика советник Президента Юрий Луценко отметил: «Средний класс должен влиять и определять сегментацию украинской политики. Пока в Украине не будет среднего класса, закон о государственном финансировании политических партий не будет иметь смысла ».

 

Оценить, как воспринимает общество вышеупомянутый закон, решился центр политических исследований и аналитики. На вопрос, на какие виды партийной деятельности должна направляться государственная финансовая поддержка респонденты ответили следующим образом:

 

 

 

 

В частности в «Другое» включено: самофинансирование партий без материальной поддержки из государственного бюджета, финансирование только уставной деятельности, минимальная государственная помощь политическим силам.

 

С одной стороны наблюдается высокий уровень одобрения в обществе финансирования партий из государственного бюджета, однако стоит отметить, что респондентами были активисты общественных организаций, политологи, журналисты, представители политических партий, а если включить в выборку граждан, занятых в других сферах, то результаты опроса будут вряд ли столь оптимистичными.

 

Читайте также на «Информер»: Наука в предвыборных программах политических партий  

 

Факторами, которые будут сдерживать реализацию финансирования партий за счет государства, являются:

• Отсутствие средств (дефицит бюджета в 2014 году на уровне 6,2% от ВВП или 93 млрд. грн.)

• Неприятие идеи в обществе в первую очередь широкими массами, что создаст сопротивление.

 

Но на самом деле, если преодолеть последний фактор, то идея материальной поддержки партий выглядит довольно привлекательно. Для этого властям необходимо обеспечить прозрачную систему получения средств политическими силами и отчетности перед обществом, во-вторых, необходимо убедить широкие массы, что, несмотря на рецессию в Украине, финансирование партий из бюджета является важным фактором, за счет которого партии будут отстаивать интересы общества, а не олигархических кланов.

 

Лукьяненко Наталья