Государственное финансирование политических партий: путь Украины

Государственное финансирование политических партий осуществляется в подавляющем большинстве стран мира. Таким образом, общество пытается избежать проявления коррупции в политической сфере, дисциплинировать участников политического спектра и дать шанс тем, кто не имеет «за спиной» серьезного финансового капитала.


«Закон должен стать нормативной базой для выполнения двух основных заданий. Во-первых, благодаря государственной финансовой поддержке партии должны перестать быть зависимыми от олигархов. Во-вторых, закон предусматривает отчетность за каждую потраченную копейку. Так власть сможет бороться с коррупцией, а народ – лучше почувствовать то, что политики представляют именно его», – считает обозреватель Вероника Деминская.


В данной статье мы попытаемся дать обзор мнений, который возник вокруг данного законодательного акта, охарактеризовать мировой опыт, связанный с государственным финансированием партий и осветить особенности украинского варианта государственного финансирования политических партий.

 

Мировой опыт финансирования политических партий

Согласно статистическим данным в подавляющем большинстве стран Западной Европы и в 53% государств во всем мире введен принцип государственного финансирования политических партий. В Европе есть всего пять исключений – стран, которые не ввели подобную норму: Андорра, Беларусь, Мальта, Монако и Швейцария. Как видим, в двух случаях это малые страны – Андорра, Мальта, в одному случае – это режим близкий к авторитарному (Беларусь), в одном случае – это постсоветская страна, которая находится в процессе трансформации (Молдова), и в последнем случае – это исторические особенности политической системы Швейцарии.


Впервые о государственном финансировании политических партий стали говорить после ситуации в Германии, где НСДАП получила власть и спонсировалась финансово-промышленным капиталом. Чтобы избежать прямой зависимости субъектов политического процесса от промышленников и финансистов было предложено финансировать партии из государственного бюджета.

 


Минимальный барьер для осуществления государственного финансирования политических партий в ряде стран Европы


«В каждой стране свой процентный барьер, преодолевая который государство финансирует партии. В Украине это 2%, согласно принятому закону. Процентная норма от 1 до 2,5 установлена в Австрии, Албании, Болгарии, Греции и Исландии; 3% – в Лихтенштейне, Литве, Польше, России и Словакии; 5% – в Хорватии и Монако», – приводит данные по установленному уровню набранных голосов для осуществления финансирования политических партий Дария Тихонова, глава Центра Общественной активности «Результат».

 


Дария Тихонова, глава Центра Общественной активности «Результат»


Объем финансирования и его характер также рознится. В ряде стран различают прямые (денежные) и непрямые пожертвования. В ряде законодательств закреплены определенные нормы, которые касаются определенных аспектов финансирования политических партий.


Так, в Ирландии и Латвии законодательно закреплено, что финансирование может быть как в форме денежных взносов, так и в иных формах, в Швеции – финансированием считается предоставление любых товаров или услуг. В Канаде взносы делятся на денежные и не денежные и определяются коммерческой стоимостью услуги, работы, имущества.


Во многих странах существуют существенные ограничения по вопросу источников финансирования политических партий. Но, как правило, взносы могут делать как юридические, так и физические лица. Особняком стоит пункт финансирования партий со стороны предприятий, где есть государственная собственность и/или оно частично/полностью принадлежит нерезиденту.


«Запрет на финансирование партий предприятиями, в которых нерезидент или государство владеет хотя бы 1% акций закреплено в Албании, на Кипре, в Литве, Молдове, Сербии, Словакии, Венгрии и Хорватии. В Болгарии установлен запрет на финансирование партий юридическими лицами, с процентом участия государства или местного самоуправления равным пяти, в Чехии – 10, Италии и Македонии – более 20, Австрии, ФРГ, Словении – 25, Исландии и Румынии – более 50 процентов», подчеркивает Виктор Таран, один из разработчиков украинского проекта закона государственного финансирования политических партий, эксперт Реанимационного пакета реформ.

 

Виктор Таран, эксперт Реанимационного пакета реформ, один из авторов Закона


Важным является и понимание различия максимальных размеров финансирования и механизма раскрытия списка доноров политических сил. В данном случае следует иметь ввиду, что максимальный взнос на поддержку политической силы во многом зависит от состояния экономики страны. В Болгарии, например, это10 000 левов (около 5 000 евро), в Греции – 15 000 евро, в Польши – 15 минимальных заработных плат. В Украине же установлена норма, согласно которой физическое лицо может пожертвовать не более 400 минимальных зарплат, а юридическое лицо не более 800 минимальных зарплат.


Также сильно разнится законодательство в сфере допустимых трат на избирательную кампанию. В ряде стран (Бельгии, Великобритании, Дания, Ирландия) предвыборная реклама запрещена к трансляции на каналах частного вещания, в иных (Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции) на каналах государственного вещания.

 


Раскрытие информации о донорах политических партий


Как правило, в каждой стране есть орган, который контролирует процесс расхода средств политическими партиями, аналог счетной палаты. Также существует практика раскрытия имен жертвователей в пользу политической партии, если сумма превышает определенный лимит. Так в Боснии это всего 51 евро, в Албании – 716 евро, а в Австрии уже более 7 тысяч евро.

 

Украинский путь к принятию закона, который закрепляет государственное финансирование политических партий

В целом, эксперты едины во мнении, что украинское законодательство в сфере финансирования политических партий и избирательных кампаний является внутренне противоречивым, а также не отвечает международным стандартам в сфере финансирования политики и лучшим европейским практикам в сфере этой.


Попытки ввести государственное финансирование политических партий предпринимались в Украине еще во времена Кучмы в 2003 году, однако тот закон просуществовал недолго. Его положения, которые частично можно сравнить с новым проектом, систематически не выполнялись, а после скандала с бюджетом 2008 года его действие окончательно прекратилось.


«В Украине было несколько попыток ввести государственное финансирование партий. Если в странах Западной Европы эти попытки имели место в 1960-70-е гг., в странах Балтии и Восточной Европы – 1990-е годы, то в Украине первые попытки были только в 2003 году. Тогда приняли Закон о государственном финансировании политических партий. Но он не вступил в действие. В 2008 году Конституционный суд признал его неконституционным, но решение не было опубликовано, что необходимо для того, чтобы решение вступило в силу. Такое возможно только в Украине! Таким образом, закон как бы «завис» и не выполнялся. Следующие попытки «реанимировать» закон были предприняты уже после революции достоинства», – говорит Виктор Таран.


Украинский закон, который носит полное название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по предотвращению и противодействию политической коррупции» является компромиссом между его разработчиками и парламентариями. По словам участников его разработки и лоббирования из Реанимационного пакета реформ буквально каждый пункт приходилось отстаивать с боем, в связи с чем в законе появились и положения, которые критикуются рядом общественных деятелей и экспертов.


Так норма в 2%, которые должна получить политическая партия для получения финансирования вызывает определенные толки в обществе. Разумеется, всегда можно найти политические силы, которые балансируют на грани и для них снижение этого «порога вхождения» будет производить позитивный эффект. Но стоит принять во внимание, что норма в 2% является одной из самых низких, принятых в Западной Европе, хотя рекомендации экспертов ЕС: оставить норму на уровне 1,5%. Уникальность украинской ситуации состоит и в том, что норма в 2% будет действовать только со следующего созыва, а пока что государственное финансирование получат только парламентские партии, т.е. те, которые набрали более 5% голосов на последних выборах в парламент.


Виктор Таран подчеркивает, что подобная норма была предложена народным депутатом Николаем Княжицким. Парламентарий аргументировал свое предложение тем, что нельзя давать государственное финансирования, например, Коммунистической партии, однако эта норма (2% барьер) не может быть применима к такой партии по причине её запрета.


«Положения национального законодательства относительно финансирования партий и избирательных кампаний неоднократно критиковались международными организациями, в том числе ГРЕКО, Венецианской комиссией, Организацией экономического сотрудничества и развития, ОБСЕ, Международным учредительством избирательных систем. Однако подавляющее большинство соответствующих рекомендаций этих организаций выполнено так и не была», – идется в отчете, подготовленном IFES- Украина и Transparency International-Украина с учетом предложений экспертов общественной коалиции Реанимационный пакет реформ.

 

Содержание украинского законодательства в сфере государственного финансирования политических партий

Согласно положениям принятого Закона, на финансовую поддержку от государства могут рассчитывать партии, которые преодолели пятипроцентный барьер. С июля 2016 года ее получат политические силы, которые прошли в парламент в 2014 году, а после следующих парламентских выборов – все партии, которые наберут больше 2% голосов.


Сумма финансирования рассчитывается простой формулой: 2% от минимальной заработной платы на начало года (сейчас это 1 218 гривни), умноженные на количество избирателей. По подсчетам, за 100% явки на избирательные участки получается приблизительно 885 миллионов гривен.


Если это спроецировать на всех избирателей в Украине, то выйдет порядка 27,44 грн. в год. Не очень значительная сумма, равная чашке кофе.


Многие эксперты задают вопрос: а хватит ли этих средств для функционирования политических партий в Украине? Европейский опыт показывает, что выделенных денег должен хватить. В бюджете соседней Польши на 2015 год на финансирование партий заложено около 63 миллионов злотых (приблизительно 400 миллионов гривен). По статистике, эта сумма покрывает близко 80% затрат всех парламентских партий.


Средства, которые власть планирует выделить из бюджета Украины, полностью должны удовлетворить желание политиков. По данным гражданской сети «Опора», на парламентских выборах 2014 года общий фонд всех политических партий составлял 657,6 миллиона гривен. Из них 79,5% были собственными средствами партий, а 20,5% добровольными взносами.


Согласно новому законодательству отмывать денежные средства станет значительно тяжелее. Причина проста – детальная и публичная финансовая отчетность. Теперь каждой политической силе придет отчитываться в каком объеме и от кого получили и на что потратили денежные средства. Более того, если за год не были использованы все выделенные государством средства, то остаток необходимо будет вернуть. За нарушение в законодательстве предусмотрено наказание, в виде штрафа или даже лишения свободы.


Разумеется, что политическая сила может отказаться от государственного финансирования, но тогда уже у избирателей может возникнуть подозрение, что если партия не готова публично представить данные о своих финансовых дела, то как она сможет честно защищать интересы граждан и действовать на благо страны.


Подчеркнем, что денежные средства украинцев пойдут на уставную деятельность политических партий, не связанную с участием в выборах, хотя они и могут рассчитывать на возмещение расходов на предвыборную агитацию. Распределяться средства будут тоже особенным образом. 90% финансирования разделят пропорционально количеству избирателей, которые проголосовали за определенные партии.


Оставшиеся 10% финансирования поделят между партиями, которым удастся сохранить т.н. баланс полов – пропорция, когда на трех кандидатов в каждом избирательном списке должна быть хотя бы одна женщина.

 


Павел Колотвин, руководитель ОО «Институт политической информации»


«До этого огромное количество средств во время избирательных кампаний уходило через серые схемы, подпитывая теневую экономику. Принятый закон должен этому противодействовать. Но это не значит, что он борется против рекламы или против зарплат. Это, прежде всего, борьба с теневым сектором, подкупом», – подчеркивает Павел Колотвин, руководитель ОО «Институт политической информации».


Таким образом, со следующего года у жителей Украины появится мощный механизм контроля политических партий, что должно позитивно сказаться на развитии политической системы. Немаловажно и то, что принятие закона приближает Украину к стандартам ЕС в сфере финансирования политических партий, что является частью евроинтеграционных реформ проводимых в стране.

 

 

Станислав Кинка