Информационные войны в Украине и европеские ценности. Мнение

 

Помимо привычной конкуренции товаров и услуг, существует конкуренция идей и взглядов. Информация – это та же услуга, призванная сопровождать основные виды деятельности человека и вызывать ответную реакцию. В современном мире информация является рыночным объектом, так как эффективные идеи стали залогом получения прибыли, а роль человеческого капитала всецело возросла. Поэтому, возможность информации влиять на процесс принятия решений и на мотивацию к действиям ценится сегодня очень дорого.

В действительности все мы живем в эпоху экономических и информационных войн, так как вести войны другого типа сегодня просто нерационально. За наше мнение, выбор, голос, сознание ведется постоянная борьба со стороны производителей, организаций, отдельных личностей и, даже, целых государств. В мире глобализации, гиперболизации, стандартизации, демократизации и прочих форм “заций” найти объективность становится не очень легко. Потребности растут, времени не хватает, медиа-ресурсы становятся все более креативными и искусными и форма их подачи уже влияет на восприятие самого содержания.

Зажатая между двумя титанами мировой геополитики, Украина издавна является полем битвы информационных войн. Медийные потоки, идущие с Запада и Востока, разняться своим стилем и характером восприятия событий, поскольку основаны на разных типах мировоззрений. В зависимости от этого формируется аудитория приверженцев тех или иных СМИ.

Нам всем, возможно, хотелось бы жить в государстве с собственной самобытной идеологией, однако, все наши идеи и взгляды, так или иначе, до сих пор находятся под мощным влиянием европейской и российской системы ценностей. Именно они веками задавали тон общественных отношений в Украине. Фактически, Украина может быть независимым и самостоятельным государством. Однако, в эпоху неоколониализма XXI века, наша национальная идея государственности всегда будет находиться под влиянием мощных систем запада и востока, к которым Украина всегда и принадлежала. Эту связь невозможно разорвать внезапно. Именно в этих двух плоскостях мы до сих пор ищем свои координаты и находим примеры для подражания. Для Украины это естественный путь развития государственности, продиктованный историческими и культурными особенностями. На данном этапе для идеологической независимости нам не хватает веры в собственные силы и экономических ресурсов.

Обе борющиеся здесь силы хотят укрепить свою зону влияния, а в идеале видят нашу страну союзной частью своих государственных образований. Для достижения желанного эффекта, и ЕС и Россия прибегают к финансированию различного рода общественных организаций, проектов и отдельных личностей внутри самой Украины. В условиях свободного движения информации и капитала, в Украине насчитывается множество как проевропейских, так и пророссийских агентов, финансируемых из-за рубежа. Не секрет, что в парламентской франкции Партии Регионов, к примеру, существует целое “кремлевское лобби”. До недавнего времени Москвой так же финансировался такой проект как Наталья Витренко и ее “Прогрессивная социалистическая партия Украины”, а деятельность партии “Украинский выбор” Виктора Медведчука и партии “Родина” Игоря Маркова вообще является прямым российским продуктом. Поэтому, в свете дискуссии о необходимости принятия закона об иностранных агентах, становится непонятным, каким образом оппозиция и сама власть будут скрывать деятельность подобных организаций.

Дело в том, что, в отличие от России, данный закон в Украине полностью неприменим. Воздействие на Россию производится только со стороны Запада, а потому закон был принят, чтобы обезопасить действующую власть от возможных последствий привнесения либеральных и демократических идей в российское общество. В Украине от данного закона пострадают обе стороны, поэтому оглашение списков агентов, работающих за деньги извне, является не более чем популизмом, так как и оппозиционные и провластные силы, так или иначе, получают иностранное финансирование. В ответ на любые списки европейских агентов, работающих в Украине, всегда можно будет огласить список пророссийских сил и лиц, осуществляющих подобную деятельность. И есть ли реальная необходимость клеймить подобные организации? Многие из них, в отсутствие внутреннего национального финансирования, просто вынуждены работать за счет иностранцев. И не всегда это связано с продажей собственных убеждений или личных принципов, ведь, как уже было сказано выше, многие партии и общественные организации изначально, по собственной воле и обоснованно выбрали проевропейский или пророссийский вектор.

Для того, чтобы донести до общества определенные идеи и завоевать его лояльность, европейская и российская стороны действуют различными методами. Европейское сообщество старается открыть для украинцев Европу, всячески способствуя реализации творческого и идейного потенциала через предоставление различных грантов в сфере образования, науки, реализации проектов, профессионального сотрудничества. Российское сообщество с неохотой идет на вкладывание собственных средств в формирование общественного мнения украинцев и использует более жесткие меры воздействия только через реализацию собственных политических проектов в Украине. Российские власти слишком уверенны в лояльности бывшей союзной республики и поэтому не считают нужным доносить все преимущества российского выбора. Они спекулируют на ностальгических настроениях, идеи славянского единства, вместо того, чтоб открыть для украинской аудитории другую Россию, социально и экономически привлекательную. Если такая, конечно, существует. Помимо грантовых механизмов, обе стороны прибегают к инструменту пропаганды, но многие украинцы уже имеют возможность воочию сравнить российские и европейские жизненные реалии.

Основная цель европейского воздействия – это дать индивиду возможность сравнить и самому прийти к мысли, что преимущества от жизни по европейским стандартам намного лучше тех, которыми он располагает. Российская сторона предлагает принять ее позицию на основе понятий, взятых за абсолют, а значит неоспоримых, таких как ментальное единство, славянский мир, традиции, религия, историко-культурные особенности, язык, устройство общества и власти. При этом право на сравнение она не предоставляет, а заведомо клеймит западный мир в аморальности, заблуждении и упадке.

Как следствие, в глазах украинского истеблишмента Россия выглядит менее привлекательно, чем ее главный идеологический противник. И дело тут не только в количестве денег, потраченных на единицу сознания рядового украинца. А дело в том, что ничего кардинально противоположного тому, что сейчас имеет Украина, Россия предложить не может. За все годы нашей независимости, мы находимся в едином с Россией постсоветском пространстве со всей его олигархической структурой, коррупцией, застоем, разрозненностью и отсутствием верховенства права. И если бы Украина и Россия хотели бы действительно что-то изменить, то времени на это было предостаточно. Евросоюз же являет собой некую мечту о лучшей жизни, которую тоже не все воспринимают адекватно. Ведь ответственность за благосостояние нашего общества всегда будет лежать только на нас, даже в рамках другой формации. Однако сама способность верить в будущее и стремление идти вперед, а не оглядываться назад, уже кардинально меняет расстановку приоритетов.

Понимая это и принимая меняющиеся настроения общества, некогда пророссийская Партия Регионов декларирует сегодня курс на сближение с Евросоюзом. Хотя последние события показывают, что вряд ли власть на самом деле заинтересована в Украине как части Европы, где криминал и коррупция останутся не у дел, тем не менее, имидж партии был сменен. Абсолютно в новом формате действует сегодня Виктор Медведчук в рамках “Украинского выбора” – стильная и новаторская подача резко контрастирует с некогда грубой неотесанностью Наталии Витренко. Очевидно, что на фоне подобных изменений не могла не вспыхнуть звезда Игоря Маркова, который резко перетянул на свою сторону неудовлетворенный действиями власти пророссийский электорат. Деятельность партии “Родина” и ее лидера начала становится настолько популярной, что было решено устранить нежелательного конкурента с политического небосвода страны. Ну что поделаешь, Игорь Марков видимо забыл, в каком государстве он находится и напоролся на свои же грабли.

Принимая во внимание все эти реалии, становится непонятно, почему деятельность одних агентов необходимо запрещать, а других разрешать. Я, как сознательный гражданин Украины, хочу получать полную информацию с обеих сторон, для принятия мной наиболее взвешенного решения. В данном случае, мне кажется более важной проблема искажения информации и ее объективности в современном мире.

Если одна сторона уступает другой, значит ей необходимо приложить больше усилий и потратить больше ресурсов для своей победы. Если она не хочет этого делать, то эффект от ее стараний будет соответствующий. Пускай, в конце концов, победит сильнейший! Пускай победит тот, чьи аргументы и доводы докажут, что идеи, принципы и позиция противника являются менее перспективными и привлекательными, чем его личные. Пускай, победит конкуренция! Ведь она и есть двигатель прогресса.

Александр Замковой, общественно-политический обозреватель.