Как привлечь молодежь на выборы: опыт региональной дискуссии и мировые практики

Привлечение молодежи на выборы стало одной из задач целого ряда общественных организаций, которые в преддверии местных выборов-2015 проводили разнообразные мероприятия, отдавая преимущество акциям прямого действия, флеш-мобам и информационным программам.


Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления граждан в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру. Местные выборы-2015 проходили по новым стандартам, с применением нового законодательства, однако способы привлечения молодежи на выборы не претерпели значительной трансформации.

 

Привлечение молодежи к выборам за рубежом

В современном мире, где коммуникации в основном происходят в социальных сетях или с помощью Интернет, «поиск» избирателей также переводит в «сети». Именно так поступили власти Великобритании. Избирательная комиссия Великобритании ищет молодежь в социальной сети «Facebook». С помощью неё проводится официальная регистрация граждан для участия в парламентских выборах. В течение нескольких дней на главных страницах профилей пользователей «Facebook» в Великобритании демонстрируются сообщения с вопросом о том, зарегистрировался ли пользователь на выборах, чтобы выполнить свой гражданский долг.

 


“За” и “против” электронного голосования


В случаях, когда пользователи захотят зарегистрироваться, их будут перенаправлять на сайт избирательной комиссии. С помощью подобных сообщений в социальной сети сотрудники избирательной комиссии хотят привлечь к голосованию молодежь, которая, как правило, проводит много времени в социальных сетях.


На национальных выборах 2001 года в голосовании приняло участие 60% избирателей, что лишь немногим выше минимальной активности, которая была зафиксирована в 1918 году.


На местных выборах активность избирателей, как правило, еще меньше. Ссылаясь на опыт предварительных выборов, которые были проведены демократической партией США в 2000 году в штате Аризона, британские власти заявляют о том, что использование новых технологий даст значительный рост «популярности» голосования. В 2000 году в Аризоне активность пользователей на «праймериз» выросла более чем в шесть раз!

 


Механизм для голосования в США


По сообщению BBC британское «Общество реформы голосования» опубликовало отчет своей специализированной комиссии, в котором предлагается вводить новые технологии в систему голосования продуманно и постепенно, тщательно отслеживая все негативные последствия их применения.


По заявлению председателя комиссии, главное в новых методах – это доверие общества к подобным выборам, а для этого нужна прозрачная схема проведения высокотехнологичных голосований и мощная техническая защита от мошенничества.


Официальное введение Интернет-голосования в избирательную практику зарубежных стран, как правило, сопровождалось масштабными предварительными социологическими исследованиями, направленными на выяснение готовности различных групп населения использовать Интернет в качестве канала для голосования.


Наиболее показательные результаты были получены в Эстонии в результате социологического исследования, проведенного в ходе муниципальных выборов 2005 года и выборов в парламент в марте 2007 года. В Эстонии впервые в мировой практике было разрешено голосовать через Интернет на выборах в национальный парламент. В качестве основного канала для голосования Интернет предпочли 30 275 избирателей, что составило 5,4% от общего количества граждан, принявших участие в выборах.


Социологическое исследование установило, что Интернет в качестве канала для голосования наиболее активно используется молодежью. Исследователи объясняют подобную зависимость структурой Интернет-аудитории, предполагая, что она будет уменьшаться с увеличением возраста пользователей. Именно молодежь и люди в возрасте до 40 лет используют Интернет в качестве постоянного коммуникационного средства – для них Интернет не является технологической новинкой, используется активно и повсеместно как для учебных (служебных) целей, так и в повседневной жизни. Среди людей старше 40 лет и по мере увеличения возраста число пользователей Интернета снижается. Еще одной важной закономерностью, зафиксированной исследователями, является тот факт, что лица, имеющие более высокий образовательный уровень, используют Интернет в качестве канала для голосования чаще, чем те, чей образовательный уровень ниже.


К важным показателям исследователи относят и то, что предпочтение Интернет-голосования традиционным способам голосования на избирательных участках при помощи бюллетеня не зависит от пола, уровня дохода, политических пристрастий и типа поселения, в котором проживает респондент. Подчеркивается, что наблюдаемая зависимость предпочтений от уровня образования и возраста респондента лишь отражает структуру пользователей Интернета и по мере того, как технологии будут входить в повседневную жизнь граждан, эта зависимость будет снижаться.


Основным достоинством голосования через Интернет, эстонские избиратели назвали удобство, легкость и новизну.


Основная масса избирателей, проголосовавших через Интернет, голосовала дома – 68,3% или же на работе (по месту учебы) – 28,4%. Результаты социологического опроса эстонских избирателей корреспондируются с данными опроса, проведенного в Великобритании в 2002 году по окончании пилотного проекта по введению в электоральную практику Интернет-голосования. Среди опрошенных 94,2% считают Интернет-голосование наиболее удобным по той причине, что нет необходимости ходить на избирательный участок, 95,2% считают голосование через Интернет более простым в сравнении с голосованием при помощи бюллетеня.


Среди причин, которыми избиратели объясняют свой отказ от участия в электронном голосовании, указываются, прежде всего, технические – отсутствие устройств для чтения ID-карт, отсутствие компьютера, отсутствие доступа к сети Интернет. Лишь 13,1% опрошенных сослались на то, что процедура такого голосования слишком сложна для них.


Введение Интернет-голосования способствовало, пусть и незначительно, повышению явки на выборах в представительные органы власти. В Эстонии такой рост составил 7%, в Великобритании явка увеличилась на 4%. Наибольший всплеск активности наблюдается в ходе проведения пилотных проектов, когда избиратели, привлеченные новизной, стремятся опробовать Интернет-голосование в качестве одного из альтернативных способов. Так, в 2005 году на муниципальных выборах в Эстонии, когда впервые было разрешено голосовать через Интернет, рост явки в сравнении с аналогичными выборами составил около 16%, а разрешение австралийским военнослужащим, находящимся за рубежом, голосовать через Интернет осенью 2007 года привело к росту электоральной активности среди указанной категории на 55%.

 

Формы работы с молодежью в Украине

Несомненно, первоочередные меры должны быть направлены, прежде всего, на правовое сознание молодых людей: низкий уровень электоральной активности этой части населения показывает низкий уровень их правовой культуры, поэтому его необходимо кардинально и качественно повышать. Не стоит сбрасывать со счетов и побудительные формы работы: кампании разъясняющие молодым людям важность участия в выборах и неприятие практики «продажи голоса».

 


Анатолий Бойко (справа), рассказывает о механизмах привлечения молодежи на выборы


«Мы хотим уже сегодня начать подготовку к избирательной компании. Очень сложно привлечь молодежь на избирательные участки, если нет самого главного – интересных и квалифицированных политиков. Но мы должны донести до молодежи, что никто нам их не подарит и мы должны ходить на выборы и заниматься там селекционным отбором и отбирать лучшее. Надеюсь, что мы плодотворно обсудим опыт прошедших выборов», – говорит Анатолий Бойко, глава ВОО «Комитет избирателей Украины» в Одесской области.


Однако, сложность работы с молодежью определяется ещё и тем фактором, что в Украине практически отсутствуют комплексные социологические исследования, которые могли бы дать экспертам базу для анализа ситуации. В противном случае акции носят спорадический характер и направлены в большей степени на борьбу не с причиной, а со следствиями: активные кампании по типу «Стоп гречка!» и прочее.

 


Акция “Стоп гречка!”, направленная на повышение правового создания молодежи


По мнению Елены Князевой, кандидата социологических наук, ведущего научного сотрудника социологического информационно-исследовательского центра «Пульс», молодежь голосует практически также как и иные возрастные группы. Это в корне противоречит устоявшемуся мнению, что молодежь в Украине пассивна и не ходит на избирательные участки.


«Экзит-полы имеют несколько важных функций: это контроль над результатами выборов и вторая функция – это единственный способ, который позволяет нам на само деле узнать, кто пришел на избирательные участки. К моему большому огорчению на этих выборах в экзит-полы, которые проводились в Одессе, а их было пять, не были заложены социально-демографические факторы. Но если мы говорим о возрастной группе 18-24 года, то их политическая активность не больше и не меньше чем населения в целом. Данные львовского социологического агентства «Фама» таковы: намерены были принять участие в выборах 24% людей в возрасте 18-30 лет, а приняли участие – 21%, т.е. это фактическое участие. Данные по людям старше 30 лет – 26%», – подчеркивает социолог.


Проведенное уже в Одессе исследование показывает, что молодежь отличается от иных, более возрастных групп, некоторыми факторами, в частности, тем, из каких источников она черпает информацию. Это как раз и дает пищу для размышлений экспертам, как лучше выстроить работу по привлечению молодежи на выборы.


«Всего было опрошено 1 200 человек, молодежь в возрасте 18-24 года составила 202 человека. По результатам исследования была поставлена цель: сравнить ориентации молодежи и населения в целом, и понять насколько они отличаются. По нашим результатам есть отличия, а есть позиции, которые практически полностью совпадают. Есть отличия связанные с предпочтением СМИ. Молодежь предпочитает в качестве основного источника информации интернет-издания, публикации блоггеров и социальные сети. Т.е. телевидение и традиционные СМИ не являются популярными среди молодежи», – говорит Елена Князева.


Таким образом, основные каналы связи с молодежью – это отмеченный выше Интернет. Поэтому переход к электронному голосованию может стать фактором повышения явки за счет упрощения доступа к механизму голосования за счет специального программного обеспечения. То, что еще несколько десятилетий назад казалось фантастикой, уже успешно работает в ряде стран Западной Европы, в том числе в постсоветских странах.


А пока у нас нет электронного голосования, то различные неправительственные организации идут к молодежи и используют традиционные методы: встречи, лекции, раздачу информационных брошюр и проч.


 

Станислав Кинка