Контейнерные перевозки в украинских портах: что изменилось после Договора об Ассоциации?

Контейнерные перевозки стали активно развиваться около 50 лет тому назад. В Украине первый контейнерный терминал, отвечающий международным стандартам, был возведен в 1976 году в Ильичевске (сейчас Черноморск). На данный момент контейнерные терминалы есть в Черноморске, Мариуполе, Одессе, Херсоне и Южном.

С начала 2000-х годов рынок морских контейнерных перевозок в Украине развивался быстрыми темпами: ежегодный рост составлял до 30%. Следуя тенденциям рынка в 2007 году в Черноморске открылся первый в Украине контейнерный терминал, рассчитанный на прием крупных океанских контейнеровозов.

Черноморский регион отличался самыми высокими в мире темпами роста контейнерных перевозок и максимального объема рынок контейнерных перевозок в Украине достиг в 2008 году с показателями 1,254 млн TEU (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, которая основана на объёме 20-футового (6,1 метров) интермодального ISO-контейнера).

Контейнеровоз входит в акваторию Одесского порта

Однако, события 2014 года на востоке страны и потеря Крыма существенно снизила потенциал контейнерных перевозок через украинские порты. В настоящее время объем перевозок можно сравнить с показателями 2010 года и они примерно в два раза ниже пикового показателя.

За последние несколько лет профильные министерства и ведомства Украины провели немалую работу в сфере реформирования законодательства и привлечения инвесторов в портовую сферу. Каким образом обстоят дела в настоящее время с контейнерными перевозками и какие перспективы в этой сфере для Украины?

 

 

Мощности есть, грузопотока не хватает

По данным на конец 2016 года большинство контейнерных терминалов, расположенных в украинских портах не имели максимальной нагрузки на свои мощности. Только компании Бруклин-Киев и ГПК «Украина» использовали более 50% своих мощностей: 91% и 52% соответственно. Остальные терминалы либо используют меньшую часть своих мощностей, либо, в случае Мариупольского порта не эксплуатируют контейнерные мощности вообще.

Об этом говорит консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, отмечая, что контейнеры – это один из немногих видов груза, перевалка которого в 2016 г. демонстрировала стабильный рост по сравнению с предыдущим годом. Так, по данным АМПУ, после двухлетнего падения в 2014 и 2015 гг., за 9 месяцев 2016 г. перевалка контейнеров в украинских портах выросла на 31%.

Загруженность украинских контейнерных терминалов в 2016 г.

Аналитики подчеркивают, что большинство контейнерных терминалов в нынешних условиях вынуждены использовать свои мощности для перевалки не свойственных им грузов. Например, терминал Бруклин-Киев-Порт (Одесский морской порт) был вынужден искать нестандартные варианты работы с альтернативным грузопотоком. На этом терминале была представлена специализированная система перевалки зерна с использованием контейнеров для перевалки зерна на балкерные суда. Специально модифицированные контейнеры в данном случае используются исключительно как аналоги ковшей для перегрузки зерна с автомобиля на судно.

Терминал ТИС

Терминал ТИС-Контейнер в морской порту «Южный» для увеличения загрузки на контейнерном терминале переваливает импортный уголь, экспортное зерно, черные металлы и щепы. Также один из причалов контейнерного терминала используется для погрузки растительного масла.

Терминал ТИС

В Черноморском морском торговом порту на контейнерном терминале переваливаются уголь и руда.

«По факту, только одесские терминалы работают как контейнерные, исходя из структуры грузопотока, остальные – переключились на альтернативные грузы, а контейнеры перешли в категорию факультативных. Именно эти терминалы в первую очередь нуждаются в привлечении контейнерного грузопотока», — подчёркивает аналитик ЦТС.

 

 

Резервы для роста

Согласно показателями 2016 года, основными факторами, которые способствуют росту контейнерных перевозок можно считать внедрение современных стандартов обработки контейнерного флота, сокращение сроков проведения таможенных процедур с грузами в пунктах пропуска, внедрение положений по децентрализации контрольных процедур в украинских морских портах. Также вырос украинский экспорт, который перевозится контейнерами. Импорт же растет за счет увеличения объемов торговли со странами ЕС, Латинской Америки, Азии и Африки.

Контейнеровоз в Одесском порту

«В прошлом году в структуре контейнерных потоков, проходящих через украинские порты, баланс между импортом и экспортом сохранился, но импорт растет быстрее. Контейнеров стали завозить немного больше, чем отправлять на экспорт. Всего в 2016 году импорт вырос на 33,7%, до 345 067 TEU, в то время как экспорт – на 28%, до 334 932 TEU. Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерном обороте – 50,7% к 49,3% соответственно», — подчеркивает Наталья Рыженкова для издания «Порты Украины».

Если проследить динамику, как распределяются мощности контейнерных терминалов, то здесь безусловным лидером станет Одесский порт. На его территории оперируют два крупных игрока: немецкая дочерняя компания «ГПК Украина» и «Бруклин-Киев Порт». На эти две компании приходится более 70% контейнерного оборота в Украине.

Мощности предприятия ГПК «Украина», вид с моря

На причалах терминала «ГПК Украина» в прошлом году было обработано 281 928 TEU (+10,3%). Доля «ГПК Украина» в общей перевалке контейнеров в 2016 году составляла 41,4%, а строительство и развитие двух современных контейнерных терминалов позволяет «ГПК Украина» принимать под обработку одновременно четыре контейнеровоза. Предприятие активно использует мощности своего нового глубоководного контейнерного терминала на Карантинном молу, принимая суда у его причалов. После сдачи трех очередей терминала на Карантинном молу Одесский порт сможет стать самым мощным по перевалке контейнеров на Черном море.

Мощности по перегрузке контейнеров в Одесском порту

На втором месте среди украинских терминалов по объемам перевалки контейнерный терминал «Бруклин-Киев Порт». В прошлом году предприятие обработало 198 407 TEU, нарастив объемы на 70,1%. Доля терминала в общей контейнерной перевалке выросла с 22,4% в 2015 году до 29,2% в 2016 году. «Бруклин-Киев Порт» лидирует по абсолютному объему прироста потока контейнерных грузов в украинских портах.

В 2015 году «Бруклин-Киев Порт» стал работать с альянсом Ocean Three, в котором главная роль принадлежит французской компании CMA CGM и китайским China Shipping и COSCO. Также мощности одесского терминала «Бруклин-Киев Порт» предпочитают суда, которые ранее заходили в морской торговый порт Черноморска. Кстати, новым крупными игроком рынка обработки контейнеров стал Ильичевский рыбный порт, который за 2016 год вдвое увеличил перевалку контейнеров. Доля Ильичевского рыбного порта в общем контейнерообороте Украины выросла почти вдвое, до 14,9%.

Терминал ТИС

Перспективы развития демонстрирует ТИС-контейнерный в порту «Южный». Он является новейшим и самый глубоководным в Украине контейнерным терминалом.

Контейнерные мощности в порту Черноморска

Черноморский МТП, который ранее принимал контейнеровозы Hapag-Lloyd и MSC в настоящее время перешел на обработку угля и руды, отказавшись от обработки контейнеров. С 2016 года не работает в связи с близостью к территории самопровозглашенных ДНР-ЛНР государственный контейнерный терминал мощностью 100 тыс. TEU в порту Мариуполя.

 

 

Иностранные инвестиции в контейнерные терминалы Украины

Сегодня Украина находится в зоне внимания глобальных портовых операторов контейнерного бизнеса. Оператор номер один в мире Hutchison Ports и третий по счету мировой оператор DP World готовы инвестировать в украинскую портовую инфраструктуру и улучшение операционной эффективности процедур в портах.

Обе группы уже подписали меморандумы о намерении. По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана конкурс на аренду причалов в морском торговом порту Черноморск должен будет пройти до конца текущего года.

Hutchison Ports уже почти 10 лет присматривается к активам в портах Украины. В настоящее время речь идет о развитие и управлении контейнерным терминалом в морском торговом порту «Черноморск». Компания пока будет арендовать мощности в порту, но если в Украине будет принят закон о концессии, Hutchison Ports готова перейти на эту модель сотрудничества.

Эмиратская компания DP World интересуется концессией порта «Южный», а также готова инвестировать в улучшение логистики Одесского порта.

Стоит отметить, что реформы, которые проводятся правительством в сфере инфраструктуры, в частности обсуждение возможности приватизации портовых мощностей и подготовка закона о концессии позитивно влияют на инвестиционный климат в украинских портах.

«На мой взгляд, в концессию следует отдавать крупные порты, к примеру, Южный, Черноморск (в частности, паромный комплекс) и т. д. Приватизация же больше подходит для небольших портов. С одной стороны, приватизация является наиболее понятным механизмом, как для частного инвестора, так и для государства. Однако, согласно украинскому законодательству, порты являются стратегически важными объектами, а потому не могут быть отданы в частную собственность. Таким образом, наиболее реальной сегодня является именно концессионная модель развития портов», — подчеркнул руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс в своем интервью для издания «Судоходство».