Медиа-реформа в Украине: анализ законопроектов

Эксперты «Реанимационного пакета реформ»  заявляют, что многолетний опыт проведения избирательных кампаний в Украине, а также несбалансированная деятельность СМИ во время Евромайдана, использование государственных СМИ террористическими организациями ДНР и ЛНР показали неэффективность государственных СМИ. Однако принятие в апреле 2014 года закона об общественном вещании стало лишь первым шагом для внедрения реформ и требует ряда последующих действий до его фактического введения.

 

По мнению медиа-специалистов РПР, реформирование государственных печатных СМИ должно устранить несправедливую конкуренцию на рынке прессы и стимулировать распространение качественных изданий на региональном уровне. Введение новых правил для теле- и радиорынка должно обеспечить более прозрачный процесс лицензирования, в ходе которого граждане должны получить свободный доступ к информации о фактических владельцев СМИ.

 


 

 

В связи с этим, изначально приоритетные задачи по введению медиа-реформы были таковы:

 

 Обеспечить принятие законодательства по регулированию общественного вещания, разгосударствления, прозрачности медиа-собственности, новой редакции закона о регулировании электронных СМИ, унификацию правил и расширения прав СМИ во время избирательных кампаний.

 

1. Осуществить реформирование государственной и коммунальной прессы.

2. Обеспечить прозрачность медиа-собственности.
 
3. Обеспечить внесение изменений в Конституцию относительно права на информацию и изъятие норм, противоречащих свободе слова.
 
4. Усилить защиту журналистов от противоправных посягательств на их профессиональную деятельность.
 
5. Внедрить международные стандарты электронных и печатных СМИ как де-юре, так и де-факто.

 

Достижения группы РПР состоят во внесении изменений в закон о доступе к публичной информации (проект 0947); а также в принятии Закона об Общественном вещании (проект 1076).


 

 

Законопроект № 0947, принятый парламентом год назад, 27 марта 2014 года, внёс изменения к 53-м законам и 4 кодексам с целью приведения их в соответствие к Закону про доступ к публичной информации. По новому закону:


любой человек имеет право посещать сессию Верховной Рады или местных советов (ранее попасть на заседание могли только журналисты),

генпланы стали открытыми (а ранее – полностью засекречивались из-за содержания информации с ограниченным доступом),

персональные данные чиновников стали публичными (раньше они считались конфиденциальными и часто скрывались),

государственная статистика стала открытой и бесплатной (ранее статистика, подготовленная на заказ, предоставлялась только за деньги или не предоставлялась вовсе),

декларации чиновников должны быть опубликованы в интернете (раньше закон позволял публиковать их лишь в газете без опубликования на сайте),

естественные монополии и финансовые учреждения должны теперь отвечать на запросы (раньше доступ к информации о деятельности монополий и финансовых учреждения был ограничен),

по новому закону журналисты не должны доказывать достоверность своей критики (раньше все негативные комментарии считались недостоверными, если журналист не докажет обратное),

доступ к государственной тайне осуществляется по правилам Закона про доступ (раньше положения Закона про доступ фактически не распространялись на государственную тайну),

работа в местных советах стала более открытой (раньше протоколы сессий советов, решения и выводы комиссий были закрытыми),

информацию о коммунальной собственности и бюджетных средствах стало сложнее скрывать (раньше – запрет существовал в Законе «Про доступ», но игнорировался на практике),

за сокрытие информации – штраф от 425 до 850 грн. (ранее за ограничения в доступе или неопубликование информации штрафы отсутствовали),

информация про приватизацию также будет в интернете (ранее – опубликовывалась только в печатных СМИ, которые труднодоступны).

 

Законопроект про общественное вещание № 1076 касается каналов и радиостанций, на которых работают действительно независимые журналисты. Они не подчиняются ни Правительству, ни Президенту, ни частному владельцу. Эти журналисты подотчётны только гражданам. Благодаря новому закону, принятому 17 апреля 2014 года, общественные теле- и радиовещатели получают независимые от государственного аппарата руководящие органы, устойчивое и прозрачное финансирование и возможность формировать программную политику. Законом вводится:

Общественное вещание вместо государственного (Национальная общественная теле- радиокомпания Украины объединяет бывшие НТКУ, НРКУ, а также перечень государственных ТРК и студию «Укрфильм»);

Финансовый контроль (впервые вводится внешний независимый финансовый аудит, а его результаты опубликовываются),

Наблюдательный совет становится органом управления (ранее – была «почётным» органом с ограниченными функциями),

Наблюдательный совет становится независимым: он формируется общественностью и фракциями (раньше – формировалась Кабмином и часть должностей занимали госслужащие),

Глава правления НСТУ назначается Наблюдательным советом (ранее – глава НТКУ назначался Кабмином),

Независимая программная политика (государство диктовало, какие программы выпускать из-за чересчур детализованного госзаказа),

Общественное вещание будет служить интересам граждан, а не государства (ранее – основное задание государственного заказчика – освещать деятельность органов власти),

Рекламная квота уменьшается в три раза: только 3 минуты в час (ранее – рекламная квота составляла в среднем 15% в час, т.е. 9 минут),

Более устойчивое финансирование: 0,2 % от доходов Госбюджета (ранее – сумма определялась Правительством на собственное усмотрение).

 

Однако дальнейший опыт введения законопроекта в правовое поле показал, организационная-правовая форма НСТУ требует законодательного уточнения – а именно, «публичное акционерное общество, где 100% акций принадлежит государству». Таким образом, телерадиокомпания сможет быть достаточно независимой от Кабинета Министров.

 

Не менее важно зафиксировать в законе количественное большинство представителей общественных организаций среди членов Наблюдательного совета: сейчас, их представители составляют 9 человек, однако количество представителей Парламента по количеству фракций и групп в Верховной Раде может стать более 9.

 

А также следует позволить общественному вещателю постепенно сокращать рекламную квоту – от 20% в час до 10%, в течение шести лет, предусмотрев возможность зарабатывать и устанавливать абонплату.

Эти поправки были внесены в законопроект 1357 от 10 декабря с подписями всех членов парламентского Комитета по вопросам свободы слова.

 

Эксперты Совета Европы  считают, что объединение радиовещания и телевидения может привести к значительному повышению эффективности деятельности общественного вещателя, в частности путём более эффективного сбора новостей и обмена материалом, что позволит повысить качество выпусков новостей и информационных программ для населения.


Эксперты отметили, что в контексте текущего конфликта с Россией для Украины очень важно создать качественную службу общественного вещания с должным уровнем финансирования, что будет играть важную роль в информационной войне. Это станет сильным стимулом для создания нации и будет способствовать укреплению государственности и соборности Украины.

 

Сильвия Грюндман, глава отдела медиа и управления интернетом департамента информационного общества Директората прав человека и верховенства права Совета Европы отметила, что важные задачи при преобразовании вещателя – это обеспечение финансирования и предосторожности политического влияния.

 

Таковы нововведения касательно создания общественного вещания в законодательной базе Украины. И, на наш взгляд, создание общественного телевидения скорее необходимость, чем прихоть. Однако о том, кто будет платить за честные новости, и реально ли воплощение этих проектов, учитывая украинскую реальность, мы поговорим позже.

 

Ксения Селина