Одесса и перспективы туристической отрасли на фоне евроинтеграции

 

Развитие событий на территории Украины в последние несколько месяцев, а в особенности трагические события второго мая существенно подпортили имидж Одессы, как туристического центра юга Украины, да и всего Причерноморья. СМИ активно пишут о провале туристического сезона, туроператоры, отельеры и рестораторы пытаются минимизировать потери и привлечь клиентов в полупустые рестораны и гостиницы специальными программами и скидками. Не отстают от них и местные власти, которые пытаются повысить привлекательность Одессы и региона проведением различных фестивалей (День помидора, Корнейчуковский фестиваль для детей и т.д.), и развивая новые виды туризма, в частности гастрономический, экологический («зеленый»).

Развитие туристической отрасли в Одессе: история и перспективы

Ситуация на туристическом рынке зависит от ряда переменных, таких как общая политическая ситуация в стране, экономическая стабильность в регионе и государстве в целом, конкурентоспособность предпринимателей на местах, развитие инфраструктуры, способность быстро реагировать на вызовы туристического рынка. Немаловажным является тот факт, что Одесса имеет давние и славные традиции туризма и отдыха.

Если не углубляться в историю, а взять в качестве среза только последние четверть века, то ситуация будет следующей: до 2013 года туристическая отрасль Одессы и региона поступательно развивалась, преодолевая последствия упадка 1990-х годов. Количество заходов крупных морских лайнеров стремительно увеличивалось. Так, если в 1980-е годы в Одессу в сезон заходило до 150 пассажирских судов, то в 1991 году их было 58, а в 1997 году всего 22. Эта ситуация стала изменяться в начале 2000-х. В 2001 году в Одесский порт зашло 36 круизных океанских лайнеров, в 2003 – 44, а в 2005 – уже 55. По состоянию на 2013 год Одесса приняла 106 больших лайнеров, а пассажиропоток составил 90 тысяч человек. Ни один морской порт Украины к такому показателю не приблизился. Для примера в порт Сочи (Россия) в прошлом году зашло всего 15 океанских лайнеров, что почти в десть раз меньше, чем в Одессу.

За несколько последних лет в Одессе и регионе стали развиваться новые виды туризма, появились современные гостиницы европейского уровня, молодежные хостелы. Одесса стала понемногу приближаться к западным стандартам, хотя этот процесс является долгим и непростым. Мы задались вопросом, что может Одесса предложить иностранным туристам, и в каком направлении будет идти дальнейшее развитие туристического потенциала региона в контексте евроинтеграционного вектора внешней политики Украины.


– По данным Всемирной туристической организации Украина ежегодно до 2013 года наращивала темпы развития туристической отрасли. За предыдущий год более 20 миллионов человек посетили нашу страну. Одесса была одним из ведущих украинских брендов. Этот год по объективным причинам станет провальным для нас. Это связано с тем, безопасность для туриста – это первоочередное условие выбора места для отдыха. В краткосрочной перспективе наши туроператоры, безусловно, выиграют от евроинтеграции. Отмена визового режима увеличит туристический поток в европейские страны и позволит украинским туристам тратить больше денег на сами поездки. Однако национальный рынок пострадает – произойдет отток внутренних туристов за счет более комфортабельных курортов  Болгарии, Греции и Турции (куда уже не надо будет необходимости оформлять транзитные визы). Для примера, отдых одессита в Болгарии будет по стоимости сопоставим с отдыхом в Карпатах или в Крыму, – считает Владимир Полторак, историк, эксперт Туристического Информационного Центра «АГРИКОЛА».


Одесские туроператоры также считают, что если решить проблему с безопасностью и повысить уровень обслуживания, то исходные исторические и культурные условия Одессы привлекут немало новых туристов, в том числе из Европы.


– Одесса и регион могут быть достаточно конкурентоспособными: море, архитектура, этника, богатая история, «зелёный туризм», достаточно развитая инфраструктура – все эти составляющие дают возможность разнохарактерного развития, – считает Александр Бабич, учредитель туристического агентства «Тудой-Сюдой».


Цена, качество и безопасность.

 Немаловажным фактором является лицензирование и уровень оказания услуг. Украинский сегмент рынка для среднего класса ещё неразвит до той степени, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос требовательного туриста из Европы. С другой стороны, мало кого из стран ЕС, можно привлечь откровенной дешевизной. Европейский турист настроен на получение адекватных услуг за разумные деньги, внутренний турист, как правило, менее платежеспособен, но и он вряд ли долго будет терпеть сервис на уровне советской столовой при том, что отдых на курортах соседних стран, членов ЕС, в ценовой категории догоняет украинские предложения. 


– Часто цены на услуги сопоставимы с уровнем цен в Европе. Особенно проблемный сектор предложения услуг для среднего класса, который в Европе занимает лидирующее положение. То есть хорошие двух- трехзвездочные отели, недорогие рестораны и кафе. Цены в любом случае будут расти. Даже при оттоке туристов. Потому что сейчас необходимо вложить средства в модернизацию сферы, а кредитование не поспевает за потребностями рынка, – уверен Владимир Полторак.


Однако в краткосрочной перспективе не цена будет играть главенствующую роли при выборе Одессы в качестве места для отдыха, а безопасность. И, конечно, в любом случае отток российских туристов будет велик при любом варианте развития событий.


– Надо признать, что мы надолго потеряли российского туриста. Даже если война закончиться к осени, мы и на следующий год россиян не увидим. Европейцы к нам тоже не спешат – они помешаны на безопасности, и их трудно убедить, что Донбасс – это далеко от Одессы и у нас спокойно. Потребуются долгие месяцы реабилитации отрасли и тут важна работа органов власти, масс-медиа и туроператоров. Но надо быть готовым и к долгому пути убеждения туристов из Европы, что мы можем гарантировать им покой. Как вы понимаете, комфорт, сервис, качество обслуживания, даже цена, в таких условиях становятся вторичными, – подчеркивает Александр Бабич.


Что мешает развитию туристической отрасли?

  Помимо фактора безопасности и политической ситуации в Украине есть ряд моментов, которые мешают полномасштабному развитию туристической отрасли, особенно в условиях борьбы за европейского туриста.

Важным фактором, сдерживающим развитие туризма в Одессе в частности, и Украине в целом, является языковой барьер. Если в гостинице иностранец ещё может объясниться, то в заведениях общепита, магазинах, просто на улице, далеко не каждый сможет помочь иностранцу, который не владеет украинским или русским языком.


– Даже с украинским языком возникают проблемы, что уж там говорить об английском, немецком или китайском. Кстати, о китайском.  Восточноазиатский туристический рынок – самый динамично развивающийся в мире. Если европейские туристы как ресурс развития отрасли уже почти исчерпан, то борьба за туристов с тихоокеанского побережья только началась. И вот здесь Украине надо целенаправленно и методично работать на формирование имиджа не только дешевого, но и высококачественного туристического рынка, – делится мнением Владимир Полторак.


Среди прочих недостатков следует выделить неудовлетворительное состояние дорог и крайне сложное ориентирование по местности для европейских туристов, связанное с практически полным отсутствием указателей на иностранных языках. Это затрудняет комфортное пребывание туристов из Европы, которые хотели бы приехать на личном автомобиле.

 Немаловажным фактором является наличие Информационных центров, которые также являются индикатором выхода туристической сферы на европейский уровень. На данный момент в Одессе работают четыре информационных центра, как частные, так и муниципальные. Это почти в два раза меньше, чем во Львове, где успешно функционируют семь подобных центров. Однако само их появление, около двух лет тому назад, свидетельствует о том, что в Одессе существует правильное понимание стратегии информационной поддержки туристической сферы.

Перспективы в трансграничном сотрудничестве

В целом туристический потенциал Одессы и региона напрямую зависит от ряда факторов, в том числе и от трансграничного сотрудничества между Украиной и соседними странами. Учитывая то, что Румыния – член ЕС, а Молдавия к этому стремится, интеграция в ЕС в средне- и долгосрочной перспективе должна привести к повышению уровня эффективности сотрудничества.

В настоящее время Одесская область имеет действующие договора сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной сфере с уездами Галац и Яссы (Румыния). Отношения с Молдовой в сфере туризма регулируются среди прочего двухсторонним Договором о сотрудничестве в туристической отрасли, ратифицированным Украиной в 2008 году.

Помимо этого туристический потенциал Одессы и области реализуется через проекты трансграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Нижний Дунай» в который входят Одесская область, уезды Брэила, Галац, Тульча (Румыния), районы Кагул и Кантемир (Молдова).

В рамках договора об ассоциации с ЕС развития туристической сферы предусмотрено на принципах:

1.     Уважения целостности и интересов местных общин, в особенности в сельской местности.

2.     Важность культурного наследия.

3.     Позитивное взаимодействие между туризмом и политикой сохранения окружающей среды.

После подписания договора об Ассоциации представительство Европейского Союза в Украине начало оказывать системную поддержку ряду проектов направленных на развитие зеленого туризма и его инфраструктуры в Одесской области.  В середине августа 2014 года в Одессе был презентован проект под названием «Туризм как катализатор экономического развития сельских территорий». В конференции прошедшей в рамках проекта приняли участие представители Одесского областного совета, руководители Беляевской и Раздельнянской районных государственных администраций, а также координатор сектора регионального и местного сотрудничества ЕС Доминик Папенхайм, эксперты и координаторы проекта с украинской стороны. В рамках проекта, который поддержан и финансируется ЕС планируется создание двух кемпингов в Беляевском и Раздельнянском районах для отдыха украинских и зарубежных туристов. Планируется создание информационных ресурсов, которые будут предоставлять информацию о туристических особенностях региона на английском языке.


– Мы планируем создать Интернет-портал «Зеленый туризм», где будет собрана самая полная информация интересная для потенциальных туристов. Это связано с тем, что на существующих ресурсах данные неполные либо устаревшие, – отметила Инна Являнская, координатор проекта. Кроме того планируется выпуск печатной продукции, создание специализированных сайтов, проведение ряда конференций и тренингов по обучению сотрудников, которые участвуют в реализации проекта на местах.


По словам Доминика Папенхайма, координатора проекта со стороны ЕС, вся информация, которая будет наработана в рамках совместной программы, будет выставлена в свободном доступе, что является обязательным условием для подобных некоммерческих проектов. Реализация данной программы проходит в рамках проекта ЕС «Поддержка политики регионального развития в Украине». По словам Наталии Лукашенко, представителя этой программы в Украине проект рассчитан на период с января 2012 по июль 2016 года. Данный проект будет способствовать общественному, экономическому и территориальному притяжению регионов Украины. В качестве основных задач, которые ставит перед собой данный проект: оказание помощи украинскому правительству в правовой сфере, приведение законодательства в соответствие с нормами ЕС, создание единой сети профессионалов РЕГІОНЕТ, поддержка и реализация двадцати пяти миллионной грантовой программы.

 В целом украинская сторона благодаря участию ЕС в данном проекте получит 360 тыс. евро прямых инвестиций, что составляет до 90% от общей суммы затрат на проект «Туризм как катализатор экономического развития сельских территорий» в Беляевском и Раздельнянском районах Одессой области. 

Подобное сотрудничество свидетельствует о большой заинтересованности со стороны ЕС в туристическом потенциале юга Украины. В случае благоприятных условий, в ближайшее время ожидаются серьезные вложения европейских инвесторов в туристические объекты, новые маршруты и курорты. Главное условие – стабилизация общественно-политической ситуации в Украине и завершение военных действий на востоке страны.

Станислав Кинка, журналист, историк, краевед.