Одесский регион после «Майдана»: изменения, риски и перспективы

Согласно социологическим данным, 25% одесситов готовы выйти на улицы и защищать страну от российского агрессора. Полгода революции изменили не только Украину, но и Одессу, разрушив старые мифы и создав новые вызовы.

Однако начало местных протестов было довольно пессимистичным: около пяти часов утра 25 ноября 2013 года правоохранители вместе с работниками коммунальных предприятий разогнали палаточный городок одесского «Евромайдана» возле Дюка. «Сразу после той ночи собрался большой митинг. Тогда у многих исчезли иллюзии относительно режима Януковича», – рассказывает активист Виталий Устименко. Дальше были месяцы противостояния, избиение активистов возле одесской ОГА 19 февраля, развертывание сепаратистского лагеря на Куликовом поле и десятки российских диверсантов, которые свободно въезжали в город. Позже местные сепаратисты обратятся к Владимиру Путину с просьбой ввести войска, а эксперты в один голос скажут, что Одессу ожидает «донецкий сценарий».

Одесское самосознание и его корни

После 2-го мая сепаратистское движение в Одессе начало угасать, а без внешней поддержки и наличия сильных лидеров оно так и не смогло восстановиться. «Россия ошиблась с югом Украины. После событий в Одессе стало понятно, что в южных регионах «восточный сценарий» невозможен. Когда идея «русского мира» перешла с культурной орбиты в политическую – она фактически умерла, потому что стала неприятной и агрессивной. «Русский мир» в Крыму очень отличается от «русского мира» в Одессе. Этого Владимир Путин как раз не учел», – комментирует российский журналист Константин фон Эггерт.

С тем, что «юго-восток» является искусственной конструкцией, соглашается и руководитель социологической группы «Рейтинг» Алексей Антипович. Эксперт подчеркивает, что юг Украины существенно отличается от востока: если жителей восточных регионов более интересует развитие промышленности и сельского хозяйства, то юг – модернизация армии, сохранение целостности Украины, социальная защита граждан и борьба с коррупцией. «Юг Украины все больше украинизируется. По настроениям он становится больше похожим на центральные регионы еще год назад, – рассказывает Алексей Антипович. – Тогда когда центр страны сейчас все больше ментально приближается к западной части».

         Так, исследование Киевского международного института социологии развенчивает миф о сепаратистских русскоязычных регионах, которые «так похожи друг на друга». Около 50% одесситов считают Евромайдан восстанием против коррупции и диктатуры Януковича, тогда когда в Донецке таких только 20%. Если на Донбассе только 33% жителей согласны с тем, что Россия незаконно вмешивается в дела Украины, то в Одесском регионе таких 61%. Не поддерживают одесситы также идею федерализации и не согласны с тем, что действия России в Украине это защита интересов русскоязычных. К тому же, 46,9% жителей города считают события в Крыму аннексией, а не волеизъявлением граждан. Но в то же время Одесса является менее проукраинским регионом чем соседние Николаевская и Херсонская области, где более 60% жителей считают Евромайдан борьбой против коррупции и более 70% соглашаются, что сейчас Россия агрессивно воздействует на Украину.

         Миф о русской Одессе начал активно формироваться еще со времен Независимости – в городе появляются десятки пророссийских организаций, которые ставят перед собой цель культурно оторвать регион от Украины. «Одесская область – это край, который был теснее связан с европейским измерением человеческой цивилизации. Он находился в политической орбите Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Великого княжества Литовского. Именно сюда переселилась часть запорожских казаков после ликвидации Сечи в 1775 году», – рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель Одесского национального университета Тарас Винцковский. Так, последние данные за 2001 год показывают, что на начало XXI века в городе проживало 62% украинцев и только 29% россиян. Так чего же на самом деле стоит бояться одесситам?

Перспективы и риски

         Дестабилизация ситуации в Одесском регионе возможна только из-за внутренних конфликтов между властью и патриотами – в этом убеждены как эксперты, так и активисты, потому что уровень коррумпированности местной милиции остается показательно высоким. «Угроза для Одессы кроется только во внутренних конфликтах. Если недоразумения между Игорем Палицей, милицией и активистами местного Майдана будут нарастать, то возникнет проблема с мирным развитием ситуации», – подчеркивает политолог Геннадий Чижов. Одесса утопает в достаточно «условной демократии», а борьба с коррупцией остается реальной в основном только на словах.

Станет ли Одесса следующей после Донбасса? Координатор проекта «Информационное сопротивление» Юрий Карин утверждает, что сейчас ситуация является достаточно стабильной. «За конфликтами в Одессе стояли местные русские националистические группировки. Когда были задержаны их лидеры, то и сепаратистское движение угасло, ибо от большинства местного населения поддержки не было. С каждым днем уменьшается вероятность активизации сепаратистов в городе. А ситуация на границе с Приднестровьем пока что спокойная», – комментирует Ю. Карин. Тем временем Россия продолжает активно использовать тему майских событий в Одессе в качестве основного источника своей пропаганды. В середине июня испанская ассоциация «Тройка» открыла в Мадриде выставку посвященную одесской трагедии: 60 фотографий демонстрируют, как «мирные протестующие были заживо сожжены украинскими экстремистами». Интересно что, как отмечает Ю. Карин, данная ассоциация финансируется российским «Газпромом». 

«Майдан» пробудил в Одессе мощный потенциал общественных движений. Уже сейчас из одесских активистов формируется новая местная гражданская элита. Но опасность дестабилизации все же частично существует, ведь Кремль не столько желает присоединить южные и восточные регионы к Российской Федерации (они станут серьезной нагрузкой для экономики России), сколько создать в Украине буферную зону с постоянным военным конфликтом. Перспективы развития и стабильность Одессы зависят от того, удастся ли новоизбранному Президенту сформировать эффективную областную власть и предоставить региону определенную экономическую свободу.

 

Стоит отметить, что одной из причин расцвета сепаратизма на востоке Украины стало отсутствие адекватной гуманитарной политики – даже после обретения Независимости на Донбассе продолжалась тотальная антиукраинизация, регион стал еще более культурно оторванным от центральной и западной Украины. В то время, когда Одесса, как один из туристических и культурных центров Украины, была более тесно связана с современной украинской интеллигенцией, что в значительной мере способствовало частичной украинизации города. Эксперты подчеркивают, что только культурное просвещение поможет сломать пророссийские настроения на юге нашей страны, тем самым предотвратив опасность.


Мария Шелия, общественно-политический обозреватель

Материал написан в рамках ІІІ Международной школы журналистики УКУ