Парламентская кампания 2014. Права наблюдателей на выборах

 

 Свободное волеизъявление граждан возможно лишь при условии четкого соблюдения законодательства Украины о выборах всеми субъектами избирательного процесса. Одним из действенных способов обеспечения свободных и прозрачных выборов является применение института наблюдателей.

 

В систему международных стандартов институт наблюдателей был включен документом Копенгагенского совета по безопасности и сотрудничеству в Европе. Согласно этому документу «присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государства, в котором проводятся выборы».

 

В Украине практика наблюдения за ходом избирательного процесса хорошо себя зарекомендовала. В этом процессе принимают участие целый ряд неправительственных, общественных организаций, в частности наиболее авторитетной из них является Комитет избирателей Украины, гражданское объединение «Опора» и др. Как правило, на выборах самых разных уровней присутствуют и наблюдатели от Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций и неправительственных организаций.

 

Читайте также на «Информер»: Особенности голосования временно перемещенных граждан, а также в регионах зоны АТО и Крыму    

 

В этом обзоре мы рассмотрим юридические аспекты работы наблюдателей на выборах в Украине, а также роль и значение международных наблюдателей в избирательном процессе.

 

Правовое регулирование деятельности наблюдателей.

 

Наблюдателем от кандидата в депутаты, политической партии, общественной организации, на выборах может быть избиратель, за исключением некоторых случаев. Не может быть наблюдателем: член избирательной комиссии, должностное лицо органов исполнительной власти или суда, правоохранительных органов, органов власти АР Крым или органов местного самоуправления, военнослужащий или человек, который проходит альтернативную службу.

 

Штат наблюдателей, как правило, формируется из сторонников партии или кандидата, а также тех, кто работал на прошлых выборах. Общественные организации же, в основном, регистрируют наблюдателями своих членов, однако в последнее время в связи с ростом политической культуры граждан и гражданского самосознания наблюдателями становятся волонтеры, – подчеркивает политический эксперт Ярослав Католик.

 

Наблюдатель может зарегистрироваться от общественной организации. В таком случае алгоритм следующий: общественная организация, которая желает делегировать наблюдателей не позднее, чем за 60 дней до дня голосования обращается в ЦИК, предоставляя ряд документов: обращение, подписанное руководителем организации и скрепленное печать, нотариально заверенная копия статута организации и копия о государственной регистрации организации.

 

Затем в течение 10 дней ЦИК должна дать ответ на поданное заявление. Не позднее, чем за 45 дней до выборов в официальных изданиях «Голос Украины» и «Урядовий кур’єр» публикуется список общественных организаций, которым дано право иметь официальных наблюдателей на выборах.

 

В свою очередь наблюдатели от кандидата в депутаты, партии или общественной организации имеют, среди прочего, следующие права:

 

·        Находиться на избирательном участке во время голосования, наблюдать с любого расстояния за действиями членов комиссии, в том числе во время выдачи бюллетеней избирателям и подсчета голосов, не мешая членам комиссии физически.

·        Производить фото- киносъемку, аудио- и видеозаписи, не нарушая при этом тайну голосования.

·        Присутствовать при выдаче избирательных бюллетеней членами комиссии при организации голосования избирателями избирателей по месту жительства, при проведении такого голосования.

·        Находиться на заседаниях участковых и окружных избирательных комиссий, в том числе и при подсчете голосов на избирательном участке и установлении результата голосования.

·        Обращаться с заявлением или жалобой к соответствующей избирательной комиссии, другим государственным органам или в суд для устранения нарушений Закона, в случае их выявления.

·        Составлять акт о выявлении нарушений Закона, который подписывается им и не менее как двумя избирателями, которые подтверждают этот факт, с указанием фамилии, имени и отчества, места проживания и адреса, и подавать его соответствующей избирательной комиссии или в суд.

·        Применять необходимые меры, в рамках действующего законодательства, по пресечению нарушений на избирательном участке во время голосования и подсчета голосов.

·        Получать копии протоколов о передачи избирательных бюллетеней, о подсчете голосов и установления итогов голосовании, других документов в случаях, предусмотренных Законом.

 

В Законе определено максимально четко, что наблюдатель не может делать, находясь на избирательном участке: безосновательно вмешиваться в работу избирательной комиссии, осуществлять действия, которые нарушают законный ход избирательного процесса или неправомерно мешать членам избирательной комиссии осуществлять свои полномочия; заполнять вместо избирателя его бюллетень; присутствовать при заполнении бюллетеня в кабине (комнате) для тайного голосования или в любой другой способ нарушать тайну голосования.

 

Читайте также на «Информер»: Манипуляции в медиа-пространстве vs территориальная целостность Украины  

 

На сегодняшний день Центральная избирательная комиссия дала «добро» 37 общественным организациям отправить своих наблюдателей на внеочередные парламентские выборы.

 

Комиссия завершила рассмотрение обращений общественных организаций о предоставлении разрешения иметь официальных наблюдателей во время внеочередных выборов народных депутатов Украины. Такое разрешение получили 37 общественных организаций, – идется в обращении ЦИК.

 

Существует и положение Криминального кодекса, которое касается наблюдателей. Согласно Ст. 157 Криминального кодекса препятствие свободному осуществлению гражданином своего избирательного права, препятствие деятельности официального наблюдателя при исполнении им своих полномочий, соединенные с подкупом, обманом или принуждением, – караются штрафом от 300 до 5 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот самый срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет.

 

Международные наблюдатели на выборах в Украине.

 

Права и обязанности международных наблюдателей практически ничем не отличаются от прав и обязанностей наблюдателей – граждан Украины, и регулируются тем же Законом.

 

По данным постоянного представителя Украины при международных организациях в Вене, Виталия Прокопчука в качестве наблюдателей в Украину планируют прибыть до 600 человек от миссии Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Ещё 80 долгосрочных наблюдателей уже находятся на территории Украины.

 

По информации УНИАН за ходом внеочередных парламентских выборов в Украине будут следить 50 наблюдателей Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ЕNЕМО).

 

Срджан Павличич, председатель Миссии Европейской сети организаций по наблюдению за выборами в Украине, отметил, что 25 команд, каждая из которых состоит из двух долгосрочных наблюдателей, будут действовать в разных областях Украины, начиная с 20 сентября.

 

По словам представителя организации: «наблюдатели ЕNЕМО ставят целью сделать вклад в обеспечение более прозрачного избирательного процесса в Украине. Через мониторинг и подготовку отчетов о важнейших аспектах выборов, руководствуясь лучшими практиками и стандартами международного наблюдения, мы стремимся, чтобы воля избирателей выбирать своих представителей была учтена».

 

Своих наблюдателей в Украину планируют направить и представители Российской Федерации.

 

 Мы сейчас рассматриваем этот вопрос. У нас есть квоты не только по парламентской линии, есть квоты по линии Центризбиркома и Министерства иностранных дел. Сейчас оформляются два российских наблюдателя, которые поедут в долгосрочную миссию по линии ОБСЕ, – сообщил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Алексей Мешков.

 

Эффективность института наблюдателей.

 

Присутствие наблюдателей на избирательном участке подчеркивает демократичность процесса волеизъявления, однако насколько их работа эффективна и может ли наблюдатель воспрепятствовать нарушению процесса голосования или подсчета голосов?

 

Читайте также на «Информер»: Условия ведения предвыборной агитации. Аналитика   

 

Сам институт наблюдателей, является, конечно же, весьма эффективным, поскольку позволяет предотвратить или же остановить возможные нарушения избирательного законодательства или даже фальсификацию результатов голосования. Правда, здесь многое зависит от уровня профессионализма каждого наблюдателя – чем он выше, тем эффективнее его работа и, соответственно, чем он ниже – тем ниже эффективность его работы и тем проще на таком участке организовать фальсификацию, – считает Ярослав Католик.

 

Несмотря на кажущуюся формальность процедуры наблюдения, именно официально зарегистрированный наблюдатель может предотвратить нарушения на выборах, остановить фальсификацию, что практически не может сделать рядовой избиратель из-за нестыковки ряда положений и законодательства.

 

Если на избирательном участке нет наблюдателей, то даже если кто-то на глазах избирателя запихивает в урну стопки бюллетеней, сделать что-либо практически нереально. Даже в случае правильного составления жалобы и предоставления видео доказательств фальсификации, обращение гражданина, скорее всего, останется без надлежащей реакции, т.к. ему необходимо будет доказать, что в результате этого были нарушены персонально его права. И несмотря на явную абсурдность этого положения, доказать это не так-то и просто как может показаться на первый взгляд, – приводит конкретный пример Ярослав Католик.