Переселенцы Донбасса: цифры и реалии

Ежедневные мрачные сводки новостей с фронта притупляют осознание масштабов конфликта, во времена которого нам довелось жить. В мирных регионах про войну мало кто хочет разговаривать, всё-таки это не индустрия развлечений, и кино самое что ни на есть реальное.


Тем не менее, в нашей стране без официального объявления военного положения идёт война, начавшаяся, если кто не помнит точки отсчёта, с проведения антитеррористической операции в Славянске 13 апреля 2014 года.


Однако страна оказалась не готовой к социальному сопровождению перемещённых лиц, появления которых следовало бы ожидать. Ведь территория для государства куда приоритетнее личности.


Выезд, поселение и трудоустройство в другом регионе, возможно, с помощью международных гуманитарных организаций, оказались непосильными для государства, но по силам его гражданам. К тому же, было решено остановить государственные социальные выплаты. На сегодняшний момент у государства нет абсолютно никакой стратегии решения социального конфликта на Донбассе.

 

Читайте также на «Информер»: Бессарабский узел на фоне конфликта между Украиной и Россией

Проектом бюджета на 2015 год предусмотрено всего лишь  300 млн грн (!) на восстановление Донбасса. Деньги планируют провести через Министерство инфраструктуры.


Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко сообщил, что во исполнение договоренностей, достигнутых правительствами Германии и Украины, проводятся мероприятия по подготовке Совместного заявления сторон о предоставлении Украине бессвязного финансового кредита в размере EUR 500 млн. И эти средства, по словам министра, будут направлены на восстановление и модернизацию инфраструктуры в сфере поставок электроэнергии и тепла, водоснабжения и водоотведения, восстановления и строительства школ и больниц.


По материалам «Зеркала недели», Зубко ответил на вопрос о том, почему на освобожденных территориях, несмотря на обещания власти, людям помогают только уцелевшие предприятия и спонсоры.

 

По мнению министра, постановление на счет компенсаций частникам с четкими критериями подготовлено еще прошлым правительством, но не принято из-за нехватки средств. И каждый день зона временно оккупированной территории забирает 90 миллионов  гривен на электроэнергию, газ и 100 миллионов  гривен в день — расходов на армию. Более того,  как подчеркнул Г. Зубко, зависло определение границ зоны АТО — в ходе наступления российских войск границы постоянно менялись. И это, надо признать, действительно проблема.


Отметим, что точного учёта переселенцев никто не ведет, и эти данные значительно отличаются.


Временно перемещённые лица, выехавшие из оккупированной территории, составляли на момент августа-сентября 2014 года около 800 тысяч граждан.

 


 

 

По словам вице-премьера, реально тех, кто переехал – 650 тысяч человек (и нам кажется, что эта цифра оторвана от реальности и слишком мала). Из них только якобы 40 тысяч обратились за трудоустройством, а получили работу – всего 6 тысяч человек. Сейчас считается, что эта цифра достигла 1млн человек.

 

Такая ситуация катастрофична. И, самое ужасное, что решением этой проблемы занимаются частные лица и волонтёры, а не государство. Таким образом, в новом бюджете заложена сумма в 300 гривен на человека, пострадавшего в результате военной кампании.


Демограф, академик Национальной академии наук Украины, экономист Элла Либанова комментирует сложившуюся ситуацию, замечая, что официальных данных о размерах катастрофы нет. Есть только данные, которые присылают люди. Ситуация крайне тяжелая, она более или менее спокойная в Донецке и ужасная во всех остальных населенных пунктах. Не имеется воды, тепла, зарплаты. Выплачивают вознаграждение в виде пайков. Это все ненормально. Демограф считает, что Украина на самом деле сделать там не может ничего.

 

Читайте также на «Информер»: Пути возвращения Донбасса: военный или политический сценарий?


Руководитель ОО «Офицерский корпус», переговорщик по обмену пленными Владимир Рубан подчёркивает, что это НЕ гуманитарная катастрофа, а  нормальные последствия нормальной войны. В этой ситуации, которая есть, ведутся переговоры. И военное положение, как отмечает переговорщик, абсолютно не мешает переговорам. «Я ведь веду не договорняки, а переговоры. А то, что делают наши – они обязывают вести договорняки какие-то. Мы не покупаем донецкий уголь у Донбасса, но мы покупаем донецкий уголь у России – вот это договорняки. Какая катастрофа? Это наши граждане. Они едят кошек? Но что мешает привезти туда продукты? Это чисто физические ограничения. Можно везти туда продукты и гуманитарную помощь. Ничто не мешает предотвратить гуманитарную катастрофу…», – подчеркивает эксперт.


По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, разрыв связей между украинской территорий и «ДНР»/«ЛНР» свидетельствует о том, что конфликт развивается по «приднестровскому» сценарию». Политолог считает, что конфликт замораживается, а стороны чудесно понимают, что решения этого конфликта нет, и военным путем его нельзя решить. По его мнению, стороны пытаются оказать давление на своих оппонентов, прекращая социальную коммуникацию. Но на самом деле сейчас происходит процесс отрыва этой территории от тела Украины. Сначала были разорваны административные связи – разрушили вертикаль власти. Потом там разорвали правовое поле – там перестала действовать правоохранительная, судебная система, законы Украины. Сейчас разрываются социальные, экономические связи. И это, замечает аналитик, делается по инициативе Украины.

 

Напоминаем, что ещё в сентябре был создан сайт Единого реестра разрушений в зоне АТО, находящийся по адресу www.реестр.укр., где вынужденные мигранты могут посмотреть состояние собственных домов, а также муниципальной инфраструктуры.


Большое количество волонтёрских организаций по всей стране уже с весны 2014 года пытается обеспечить новоприбывших всем необходимым в зависимости от региональной специфики прибывших (откуда прибыли или куда приехали).

 

Читайте также на «Информер»: Хотят ли русские войны? Комментарии и прогнозы экспертов

 

Поступает помощь из других государств, не понаслышке знакомых с проблемами переселенцев и беженцев – в частности, из Германии (особенно из Кёльна) и из Израиля. В таком случае, как говорят, нашему государству нужно только не мешать своей «помощью». Однако упрощенная процедура получения специальной карточки мигранта с помощью электронной регистрации могла бы значительно улучшить жизнь внутренне перемещённым лицам. Так как основные социальные выплаты в «мирной» части Украины приходят с опозданием и урезаются, то, в таком случае от государства хотелось бы хотя бы поправок к свежему законодательству относительно внутренних мигрантов.

 

Поскольку специальный статус мигранта по закону не бесконечен – он ликвидируется с восстановлением мира. Это не всегда может быть справедливо – переселенцам нужно разное количество времени, чтобы наладить свою жизнь и вернуть её в прежнее русло. Законом должен быть урегулирован статус внутреннего переселенца и после окончания войны. Надеюсь, что это будет скорее, чем мы думаем.

 

 

Ксения Селина