Строить и ремонтировать: прошлое, настоящее и будущее судостроения и судоремонта в украинских портах

В советское время судоремонт и судостроение составляло важную часть деятельности портов расположенных на Черном и Азовском морях.

На 1991 год в активе независимой Украины было 11 современных судостроительных заводов с мощнейшими основными фондами и оборудованием международного уровня, которые обеспечивали строительство современных судов всех типов; 16 судоремонтных модернизированных заводов с плавучими доками, опытным инженерно-техническим персоналом и высококвалифицированными рабочими кадрами, обеспечивающими качественный ремонт морских судов.

Керченский судостроительный завод

Среди самых крупных предприятий стоит отметить Керченский судостроительный завод «Залив», который строил танкеры и лихтеры (грузовое несамоходное судно) дедвейтом до 150 тыс. тонн. Только в период с 1945 по 1980 гг. завод выпустил более 800 судов. Также крупными судостроительными заводами были Херсонский судостроительный завод, который с 1952 года построил более 300 гражданских судов. Крупный судостроительный кластер был и в Николаеве, где были сконцентрированы основные судостроительные мощности по строительству военных кораблей (включая авианесущие крейсеры), коммерческих судов различных типов и тоннажа, рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающих фабрик, научно-исследовательских судов, буксиров, ледоколов, буровых платформ.

Крупные судоремонтные базы находились во всех морских и речных портах, в том числе в Одессе, Ильичевске (сейчас – Черноморск), Измаиле.

В настоящее время часть судостроительных и судоремонтных предприятий находится в частных руках. В связи с тем, что своего флота у Украины практически нет, то мощности судоремонтных заводов чаще всего используются судами, которые заходят в морские (реже речные) порты под иностранным флагом.

 

Потенциал для украинского судостроения

В судостроительном кластере – Николаеве – было три крупных предприятия. В период расцвета судостроения на Черноморском судостроительном заводе насчитывалось порядка 25 000 работников, заводе им. 61 коммунара – 13 000, заводе «Океан» — 12 000. Кроме того, на отрасль работали конструкторские бюро, завод «Кристал» и т.д. по данным на 2015 г.: на ЧСЗ заняты порядка 800 человек, заводе им. 61 коммунара – 700, заводе «Океан» — 200.

Николаевский судостроительный завод

«Уверен, что для возрождения судостроительной отрасли необходима комплексная государственная программа. В рамках, которой будут разработаны свободные экономические зоны и налоговые льготы, что даст возможность инвесторам беспрепятственно вкладывать средства в развитие отрасли», — прокомментировал ситуацию с николаевскими судостроительными предприятиями тогдашний председатель Николаевской областной ОГА Вадим Мериков.

Активы ряда государственных предприятий в Николаеве являются частью государственного концерна «Укроборонпром».

Киевский судостроительный завод

Николаевский и Херсонский судостроительные заводы входят в состав Smart Maritime Group вынуждены частично перепрофилировать свою деятельность, но при этом сохраняют мощности в полном объеме.

На Киевском судостроительном заводе выполняются военные заказы. Именно тут были построены новейшие береговые катера для украинского военно-морского флота. Но и это предприятие вынуждено выживать за счет разовых работ по ремонту судом. Если раньше на предприятии работало до 6 000 человек, то в 2015 году осталось только 350.

 

Судоремонт в украинских портах

В 2016 году Херсонский судостроительный завод построил и передал Южненскому филиалу Администрации морских портов Украины построенное судно: нефтемусоросбощик Sea Ant.

Нефтемусоросбощик Sea Ant. Построен в Херсоне.

Как подчеркивают в «Смарт-холдинге», в структуру которого входит ХСЗ, среди судов подобного класса, эксплуатирующихся в портах Украины, у нефтемусоросбощика аналогов нет.

В 2016 году в Херсоне было отремонтировано и модернизировано 46 судов.

В Николаеве компания «Нибулон» ещё в 2012 году приобрела имущественный комплекс николаевского судостроительного завода «Лиман» и создала на его базе новое подразделение – судостроительно-судоремонтный завод «Нибулон». Была проведена реконструкция и модернизация существующих мощностей предприятия и создание новых, с целью строительства и обслуживания торгового флота компании. В 2016 году были восстановлены два теплохода на подводных крыльях и возрождена пассажирская навигация на р. Днепр.

Компания «Нибулон» строит свой собственный флот

На «Нибулоне» хотят производить до 15 судов в год. Пока что ограничиваются рядом несамоходных барж и буксиров. В настоящее время предприятие модернизируется и расширяет свои возможности по обработки металла для производства судов. Стоит отметить, что компания «Нибулон» в течении 2018-2019 гг. должна будет получить кредит Европейского банка реконструкции и развитии (ЕБРР) в размере 50 млн. долл.

Кредит будет выделен, в числе прочего для «строительства речных терминалов, перегрузочного крана, речного флота и расширение терминала в Николаеве».

В последние годы наращивает темпы судоремонтный завод в г. Черноморске (ИСРЗ). Сейчас в его штате 770 человек. Помимо этого на время выполнения крупных заказов предприятие привлекает дополнительных специалистов общим числом до 1 000-1 200 человек.

ИСРЗ за последние годы наращивает объемы выполненных работ и отремонтированных судов

Несмотря на общую негативную ситуацию в сфере судостроения и судоремонта в Украине, это предприятие за последние 4 года увеличило число обработанных судов в четыре раза.

В 2013 году было отремонтировано 26 судов, в 2014 году – около 50, в 2015 году – порядка 75, в 2016-2017 гг. – порядка 100 судов в год.

За последние годы клиентская база ИСРЗ претерпела изменения. Раньше заказы размещали клиенты из Украины, Молдовы, Литвы, Австрии, России. Теперь же на ИСРЗ, в основном, обращаются клиенты из Украины и Молдовы. Также к контейнерам ИСРЗ присматриваются компании из Польши.

Что касается речных портов, то в последнее время появилась перспектива для Килийского судостроительно-судоремонтного завода. Впервые с 2005 года на этом предприятии собирают самостоятельное судно. Основным заказчиком выступает Украинское Дунайское пароходство, однако интерес к предприятию проявляют и иные заказчики, в том числе из-за рубежа.

 

Конкурентное поле в сфере судоремонта

Конкуренция на рынке судостроения в Черноморском регионе ужесточается с каждым годом. Только за 20 лет в Турции перед входом в Босфор (в Тузле и Ялове) выросло 150 судоремонтных заводов. Все они расположены в Мраморном море, гораздо ближе к основным судоходным путям. Поэтому украинским судоремонтным предприятиям нужно очень постараться, чтобы убедить судовладельца зайти к нам и сделать дополнительный крюк.

«Аргументы простые – высокое качество работ, четкое соблюдение сроков, адекватная цена и личное обаяние. К слову, в Турции есть государственная программа поддержки судоремонтной отрасли; кредитная ставка составляет 0,1%, а не 20%, как у нас; максимальная рассрочка для клиентов у них – 300 суток, наше законодательство позволяет только 180, и так далее», — подчеркивают в ИСРЗ.

Танкер класса река-море – СВЛ Юнити, построенный в Херсоне в 2013 году

Кроме того не стоит сбрасывать со счетов и внешнеполитическую ситуацию и внутренние проблемы Украины связанные с наличием неподконтрольной зоны АТО. Так, Азовский судоремонтный завод с трудом сможет претендовать на наплыв заказов в связи с ситуации в Керченском проливе и строительством Россией моста с материковой части РФ в Крым.

Тем не менее, за последние годы фиксируется активизация в сфере судостроения и судоремонта в портах Украины. Не в последнюю очередь это связано с приведением законодательной базы в соответствие с европейскими норами и привлечением инвестиций из стран-членов ЕС.