Условия ведения предвыборной агитации. Аналитика

Внеочередные выборы народных депутатов Украины, которые состоятся 26 октября 2014 года могут войти в историю как одни из наиболее сложных и трудных в современной истории Украины. Не в последнюю очередь это связано с тем, что кандидаты в депутаты ведут агрессивную предвыборную кампанию, не считаясь с нарушениями. В частности со значительными нарушениями идет агитационная компания.

 

Иногда создается впечатление, что кандидаты абсолютно не заботятся о соблюдении закона, попросту не зная его положений относительно проведения агитации.

 

Итак, основным документом, который регулирует условия ведения предвыборной агитации, выступает Закон «Про выборы народных депутатов Украины». Раздел VIII называется «Предвыборная агитация» и в нем содержатся все необходимые нормы, которые регулируют проведения предвыборной кампании.

 

Прежде всего, Закон дает определение, что такое предвыборная агитация. Это – осуществление любой деятельности с целью побуждения избирателя голосовать «за» или «против» определенного субъекта избирательного процесса.

 

Читайте также на «Информер»: «Черные» технологи на выборах в Верховную Раду. Чего ожидать избирателям?  

 

Закон дает перечень способов ведения предвыборной агитации, подчеркивая, что они должны не противоречить Конституции Украины и законам Украины.

 

 

 

 

Также значительный объем информации посвящен тому, каким образом должна вестись подготовка к размещению агитационной продукции на избирательных участках и реализации права на агитацию согласно выделенными государством на эти цели средствами.

 

Законодательные требования к материалам предвыборной агитации.

 

Закон определяет равные возможности для агитации по средствам печатных СМИ и телевидения. Он также устанавливает общие для всех субъектов предвыборного процесса расценки на публикацию (выход в эфир) материалов предвыборного характера. Закон четко разграничивает информацию и предвыборную агитацию.

 

На практике такое разграничение не всегда устанавливается собственниками СМИ. Кроме того предусмотрено, что в общем объеме «непартийных» СМИ процент агитации не может быть выше 20% от общего объема материалов. Как правило, это ограничение газеты и журналы обходят самым простым способом, увеличивая общее количество страниц отдельного номера.

 

Ст. 69 Закона четко указывает на то, что предвыборные материалы должны быть изданы с соблюдением Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», а также в обязательном порядке переданы в ЦИК, причем если материалы изданы не на украинском языке, то также прилагается перевод агитационной продукции.

 

Важным условием является наличие выходных данных на агитации кандидатов в депутаты и политических партий. Как показывает практика не так уж и редко кандидаты пренебрегают соблюдением этого условия, особенно часто это происходит с печатной продукцией.

 

Печатные материалы предвыборной агитации должны содержать ведомости про заказчика этих материалов, организацию, которая осуществила печать, или указать, что печать осуществлена с использованием оборудования, которое принадлежит партии, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск, – идется в Законе.

 

Один из самых главных вопросов – финансовый. Согласно действующему законодательству, политическая реклама должны оплачиваться только из избирательных фондов кандидатов, но никак не из благотворительных, частных и других. Отметим, что заказчиком информационных статей, является редакция издания и именно она, а не кандидат, оплачивает подобные публикации.

 

Сроки проведения предвыборной агитации и ограничения по ведению агитации.

 

Законом установлено, что начало предвыборной агитации для кандидатов через день после официальной их регистрации в ЦИК. Начало агитации до дня регистрации является нарушением, причем довольно распространенным на внеочередных выборах народных депутатов.

 

Предвыборная агитация должны быть прекращена в 24 часа последней пятницы до начала голосования. В день голосования и за день до него запрещена всякая агитация, равно как и массовые акции (митинги, демонстрации, сборы, пикеты, марши и проч.) от имени партий или кандидатов в депутаты по одномандатным округам. Также запрещено проведение выступлений, концертов, спортивных соревнований, просмотров фильмов, которые оглашены как проводимые в поддержку политической силы или конкретного кандидата.

 

Ограничения ведения агитации касаются некоторых групп лиц. Это, согласно Ст. 74 Закона не предоставляется возможность вести агитацию

 

Читайте также на «Информер»: Манипуляции в медиа-пространстве vs территориальная целостность Украины

 

·        Иностранцам и лицам без гражданства, в том числе по средствам журналисткой деятельности, или в форме участия в концертах, представлениях, спортивных соревнованиях, других публичных мероприятиях, которые проводятся в поддержку или при поддержке партии – субъекта избирательного процесса или кандидата в депутаты.

 

·        Органам исполнительной власти, органам власти АР Крым и органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам.

 

·        В рабочее время должностным и служебным лицам, органов отмеченных в предыдущем пункте, кроме случаев, когда должностное лицо является кандидатом в депутаты.

 

·        Членам избирательных комиссий на протяжении срока их полномочий в соответственных избирательных комиссиях.

 

Весьма строго регламентирована агитация в местах лишения свобода, а также на режимных объектах, таких как военные части и формирования.

 

Запрещается размещение предвыборной агитации, политической рекламы на и в строениях и помещениях органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях государственной и коммунальной формы собственности.

 

Важный пункт, который касается регулирования агитации на страницах масс-медиа. Согласно Закону запрещено размещать политическую рекламу в одном блоке с социальной и коммерческой. Также в социальной и коммерческой рекламе следует избегать размещения портретов, фамилий кандидатов в депутаты, а также названий и символики политических партий.

 

Как следует из анализа предвыборной кампании весьма часто нарушается пункт 9 Ст. 74. Он гласит:

 

Размещение носителей политической рекламы на внешней поверхности и в середине транспортных средств общественного пользования, в том числе такси, размещение политической рекламы в помещениях и в зданиях станций метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, а также распространение материалов предвыборной агитации, в том числе политической рекламы, через радиотрансляционные и иные информационные системы оповещения пассажиров и информационные табло в помещениях станций и вагонах метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалах, портах и аэропортах, в транспортных средствах общего пользования запрещается.

 

По крайней мере, один кандидат в депутаты, в Одессе, уже нарушил данное положение. Его агитационные материалы размещены в троллейбусах города, которые являются транспортными средствами общего пользования.

 

Читайте также на «Информер»: Особенности голосования временно перемещенных граждан, а также в регионах зоны АТО и Крыму

 

Пункт 14 Ст.74 раскрывает содержание непрямого подкупа избирателя кандидатами в депутаты или другими субъектами избирательного процесса. В число запрещенных действий отнесено: «предоставление избирателям, учреждениям, организациям, средств или бесплатно или на льготных условиях товаров (кроме товаров, которые несут визуальное изображение названия, символики, флага партии, при условии, что стоимость таких товаров не превышает три процента размера минимальной заработной платы), услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, иных материальных ценностей».

 

Такая агитация, которая сопровождается призывами или предложением голосовать или, наоборот, не голосовать за определенную политическую партию или кандидата или упоминание название партии или кандидата является непрямым подкупом избирателя.

 

Ещё один важный момент, который стоит отметить – запрещено размещение материалов предвыборной агитации, политической рекламы, в том числе и сообщений о ходе избирательного процесса, на объектах культурного наследия.

 

Предвыборную кампанию ведут 1/5 политических партий и каждый двадцатый мажоритарщик.

 

В настоящее время активную предвыборную агитацию ведут всего лишь 10-12 политических партий из 52, которые зарегистрированы в качестве субъектов избирательного процесса. По данным аналитика гражданского движения «Опора» Александра Неберикута, число ведущих политическую агитацию мажоритарщиков в четыре раза ниже, нежели политических партий.

 

Что касается мажоритарщиков, то их кампании более насыщенные. Во многих округах уже давно началась предвыборная кампания. Однако, в целом из 3 500 кандидатов, которые зарегистрированы в мажоритарных округах, активную деятельность начали только 5%, – отмечает аналитик.

 

Станислав Кинка