informer.od.ua
Мосты в Европу
Паромные переправы в Украине: куда идти, к чему стремиться?
15 ноября 1978 года, первый грузовой паром отправился от причала в Ильичевске (сейчас Черноморск) в болгарский порт Варна. Открытие паромной переправы, было делом государственной важности. Об этом писала местная и общегосударственная пресса. Это событие выдавалось как значительное достижение советского государства. На церемонии открытия были две высокопоставленные делегации от украинской компартии и представители Болгарии.

Но главным был экономический мотив – паромная переправа позволяла значительно интенсифицировать товарооборот между двумя странами.

4. Паром Герои Шипки у причала международной паромной переправы Ильичевск - Варна
Причины возникновения первой паромной переправы

В самом конце сентября 1978 года, с опережением графика на три месяца, комплекс паромной переправы Ильичёвск-Варна был досрочно принят государственной комиссией с оценкой «отлично».

«Береговые комплексы были построены в рекордно короткие сроки – за два года. 5 октября 1976 года на Сухом лимане вблизи г. Ильичёвска земснаряд «Волхов» поднял со дна первые кубометры грунта, а к октябрю 1978 года основной объем строительных работ первой очереди был завершен», - отметил в момент открытия Начальник Черноморского морского пароходства Станислав Лукьянченко.

На то время это был первый подобный паромный комплекс. Выбор пал на Варну не случайно. Товарооборот с Болгарией был необычно высок. Для Болгарии СССР был ведущим торговым партнёром (3-е место по товарообороту). Строительство переправы позволило перевозить не только железнодорожные составы, но и другие транспортные средства: автопоезда, контейнеры, прицепы.

Паромная переправа была рассчитана на перегрузку в год до 4,5 млн. тонн грузов в вагонах, до 4 300 грузовых автомобилей, а также до 250 000 единиц колесной техники. Сообщение между двумя портами осуществлялось четырьмя паромами. Каждый из них был способен взять на борт 108 товарных вагонов.

При строительстве сооружений паромной переправы строители решили немало сложных задач. Так, часть железнодорожных колей находится на земле, буквально отвоёванной у лимана, иначе пришлось бы «срезать» часть пахотных угодий объединения им. Таирова.


паромная переправа Одесса - Варна (1978)
Развитие паромной переправы Ильичевск-Варна

Несмотря на оптимистические прогнозы предприятие так и не смогло выйти на проектное количество грузооборота. Спустя 8 лет после открытия паромной переправы был достигнут уровень всего в 3.25 млн. тонн в год. Больше расчётного оставалось и время каждого рейса, а затраты превышали оптимальные. Только в 1988 году внедрили единую автоматизированную систему управления «Паром».

По данным на начало 2010-х годов через паромную переправу проходило 94% украинских грузов, и всего лишь 6% – болгарских.

В настоящее время согласно данным Мирового паромного портала из украинских портов осуществляются рейсы из Черноморска в Батуми, Поти (Грузия) и Стамбул (Турция). Операторами линий вступают компании: УкрФерри (Украина), Navigation Maritime Bulgare (Болгария), Stena SeaLine (Турция).

Лидером рынка выступает компания УкрФерри, которая эксплуатирует три автомобильно - железнодорожных/пассажирских парома постройки конца 1980-х годов, рассчитанных на перевозку 250 пассажиров, и одновременно порядка 50 железнодорожных вагонов и 50 большегрузных автомобилей.

«По сравнению с аналогичным периодом прошлого 2016 года, общий объем перевезенных грузов на паромной переправе Черноморск-Батуми/Поти вырос почти на 40%. С января по конец июня 2017 года паромы под управлением «Укрферри» на грузинском направлении выполнили 63 рейса. Количество перевезенных груженых вагонов составило 1303 ед., количество большегрузных автомобилей – 4 395 ед. При этом удельная доля перевозок паромами «Укрферри» в общем грузообороте линии (на линии, кроме Укрферри, работает второй перевозчик «Пароходство Болгарский морской флот») составила 58% по вагонам и 78% по перевозкам автотехники. Дополнительно, и только паромами «Укрферри», на линии перевозятся контейнера и пассажиры с личным автотранспортом. С учетом всех грузов, доля перевозок паромами «Укрферри» в грузообороте линии по итогам первого полугодия 2017 года превысила 70%», - сообщают в компании-перевозчике.

паром Грейфсвальд, который эксплуатируется на маршрутах в Черном море
В настоящее время обычный рейс из Черноморска в Грузию занимает 42-50 часов в зависимости от погодных условий. Стоимость проезда на одного человека варьируется от 100 до 115 долларов за место 2-3 мастной каюте. Провоз автомобиля стоит порядка 300-350 долларов. В различных исследования уже не раз отмечалось, что уровень комфорта на подобных линиях ниже, чем в стандартных пассажирских линиях/круизах. Однако, важнее выглядит потенциал паромных линий для развития торгового маршрута Европа – Китай – Европа, который ещё называют Новым шелковым путем.

В тоже время до сих пор не устранен целый ряд недостатков связанных со скоростью обработки паромов в портах Украины и Грузии.

«В среднем это 15 часов в Черноморске, 18 часов в Батуми и более 24 часов в Поти, что в несколько раз превышает аналогичный показатель 6 часов в портах Балтики», - отмечает Александр Федоров, пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины.

паром Грейфсвальд, который эксплуатируется на маршрутах в Черном море
Проект паромной переправ Исакча-Орловка
Украино-румынский проект паромной переправы «Орловка – Исакча»

Уже несколько лет идет строительство небольшой паромной переправы между украинской Орловкой и румынской Исакчей, на которой будут работать 4 парома с осадкой в 1,5 м. В мае 2017 г. заинтересованные стороны встретились в с. Орловка Ренийского района и обговорили перспективы сотрудничества.

По словам городского головы Исакчи Анастасе Морару, в середине мая текущего года мэрия выдала все необходимые разрешительные документы для возобновления строительства паромного комплекса с румынской стороны.

«Могу вам сообщить, что мы подписали разрешение на строительство. Сейчас обе фирмы-инвесторы («Navrom Bac» (Румыния) и ООО «Паромный комплекс Орловка» (Украина) работают над протоколом совместного сотрудничества для эффективного начала работ. Работы начнутся сразу после подписания данного протокола», - отметил Анастасе Морару.

Проект паромной переправ Исакча-Орловка
Румынская сторона уверена в том, что паромная переправа «Орловка – Исакча» является «мостом в Европу», а её реализация позволить дать толчок стремительному росту приграничным районам, как Румынии, так и Украины.

В свою очередь, представитель украинского инвестора ООО «Паромный комплекс Орловка» Виталий Никула сообщил, что их фирма уже имеет на руках все документы на строительство. На сегодняшний день украинская сторона уже выполнила 30% от общего количества запланированных работ. На территории площадью 6 га поднят грунт на 1,70 метров, подведены линии электропередач, две альтернативные линии связи, построена и введена в эксплуатацию водонапорная скважина, построена подстанция, по периметру высажены деревья, которые будут укреплять берег и служить живой изгородью между переправой и землями сельского совета.

«Мы готовы продолжить на нашем участке масштабное строительство. На данный момент согласовываем с румынской стороной даты начала и завершения строительных работ», — отметил Виталий Никула.

Украинский паром в Черном море
Напомним, в начале мая текущего года стало известно, что завершение строительства паромной переправы «Орловка-Исакча» перенесено на начало 2018 года по причине затягивания с выдачей разрешительных документов румынскими официальными властями. В связи с этим, румынская компания «Navrom Bac» отставала от ООО «Паромный комплекс Орловка» на 4-5 месяцев. Ранее предполагалось, что переправа будет введена в эксплуатацию в октябре 2017 года.

Расстояние между украинским и румынским берегами на переправе составит не более 900 метров. В проект переправы входят дорога общего назначения, складской комплекс, существующая дамба, причальное сооружение, используемая пограничниками для охраны территории полоса, подъезд к планировочному комплексу с площадкой для отстоя и ожидания. Общая стоимость всего проекта составляет около 8 млн. евро.

Переправа позволит автотранспорту экономить несколько часов времени на пути из Украины в Румынию и избежать дополнительного транзита через территорию Молдовы.

Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.