Портовые сборы должны быть сбалансированными и иметь поддержку государства и бизнеса. Об этом в ходе первой международной конференции «Деньги и порты» заявил заместитель главы ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) по экономике Николай Полторацкий, сообщает пресс-служба АМПУ.
На конференции, которая состоялась 26 октября в Одессе, АМПУ представила свои предложения к методике расчета ставок портовых сборов наряду с перечнем проблемных вопросов, требующих комплексного решения на уровне Министерства инфраструктуры. «Данный документ (Методика — ред.) является структурным, который позволит преобразовать отрасль и найти четкие и позитивные рычаги для влияния на развитие экономики в целом», — подчеркнул Полторацкий.
Ключевыми составляющими, которые берутся во внимание при определении ставок портовых сборов, является грузооборот, затраты на содержание в надлежащем состоянии портовой инфраструктуры и средства на ее развитие. По словам Полторацкого, увеличивающийся грузооборот, который способствует росту судооборота, является основным драйвером снижения ставок портовых сборов. Последние три года устойчивая тенденция прироста отмечается только в портах Большой Одессы (порт Одесса, Южный, Черноморск) и Николаева. Однако даже в «растущих» портах динамика увеличения грузооборота довольно волатильна. В тоже время есть убыточные порты с низкой грузовой базой, которые являются дотационными.
«Государственная политика в портовой отрасли состоит в сбалансированном развитии всех портов. Закон Украины «О морских портах Украины» предусматривает, что это должно происходить за счет портовых сборов, которые взимаются в данном конкретном порту. В то же время, не более 50% портовых сборов остаются для финансирования отрасли, остальные направляются в бюджет в виде налогов и дивидендов. Если мы возьмем порты Европы, то здесь существенная доля средств, вкладывается за счет фондов ЕС, есть субсидирование развития портов, а сами портовые сборы не облагаются налогом», — отметил замглавы АМПУ.
По его словам, новая методика предполагает базовую и инвестиционную ставку. Такой подход инициирован АМПУ именно в виду существенной налоговой нагрузки на портовые сборы, т.к. только 25% с каждой полученной гривны может быть инвестировано в порты. Инвестиционная составляющая будет распространяться на генеральные планы развития, экологические проекты, проекты по обеспечению безопасности мореплавания, а также национальные проекты. «Все, что связано с деятельностью субъектов хозяйствования и необходимых средств в части их целевого развития, необходимо осуществлять за счет компенсации инвестиций. Рассчитываем, что такой подход поддержит бизнес», — добавил Полторацкий.
Новая методика портовых сборов предполагает дифференциацию ставок и функциональный подход. Ставка корабельного сбора, формирующего более 50% суммы дисбурсментского счета, будет разниться по видам судов. Поскольку основную долю в грузообороте составляют навалочные грузы, за базовый тип судна будет принят балкер, для остальных видов судов будет предусматриваться соответствующий коэффициент с учетом их конструктивных особенностей.
Функциональный подход предусматривает, что за счет портовых сборов будут покрываться кроме прямых расходов, таких как дноуглубление, содержание и ремонт гидротехнических сооружений и плавстредств, участвующих в содержании акваторий, затраты непрямого характера, которые на текущий момент не могут быть компенсированы другими видами деятельности Администрации. Методика предусматривает определенный KPI для снижения данных расходов в будущем.
Если говорить о структурных изменениях методики портовых сборов, концепция АМПУ предполагает, что корабельный сбор консолидирует все части акватории. В результате будут упразднены якорный, канальный сбор. Последний будет взиматься только при прохождении по государственным каналам — Бугско-Днепровско-Лиманскому, Херсонскому морскому каналу, Дунай — Черное море на баровой части устья Новостамбульское (Быстрое), Керч-Еникальскому каналу. За счет средств от канального сбора предполагается также содержание внутренних водных путей. Ставки причального и санитарного сборов будут предусмотрены по единому принципу для каждого порта отдельно.
В сентябре 2017 года Кабинет министров принял решение снизить ставки портовых сборов с 1 января 2018 года. Соответствующее постановление предусматривает снижение ставки портовых сборов до 20% и сокращение доли отчисления чистой прибыли ГП «АМПУ» в государственный бюджет с 75% до 50%. Указанные изменения вводятся с 1 января 2018 года.
«Решение правительства о снижении ставок портовых сборов — пожалуй, наиболее ожидаемое в последнее время для бизнеса. Для АМПУ как госпредприятия, ответственного за развитие портовой инфраструктуры, крайне важно, что одновременно со снижением сборов будут сокращены и отчисления в бюджет части чистой прибыли с 75% — до 50%. А это значит, что теперь более значительная часть прибыли Администрации будет направлена на капитальные инвестиции», — отметил и. о. председателя ГП «АМПУ» Райвис Вецкаганс.
После принятых изменений в АМПУ напомнили, что параллельно идет активная работа над проектом методики расчета ставок портовых сборов. Документ даст алгоритм формирования ставок портовых сборов, в структуре которых будет содержаться базовая ставка, «ответственная» за покрытие текущих затрат, и инвестиционная составляющая — источник средств на модернизацию и развитие. На основе новой методики и будет отработан актуальный порядок взимания портовых сборов и порядок их целевого использования.
Офис поддержки реформ при Министерстве инфраструктуры 26 октября презентовал принципы проекта новой методики расчета портовых сборов, которая разрабатывается при поддержке Всемирного банка. Согласно тексту презентации, проект методики предлагает устанавливать портовые сборы на пять лет с ежегодным мониторингом, который предусматривает пересмотр ставки. Предусматривается также исключение якорного сбора.