Децентрализация с европейской перспективой

Децентрализация власти была названа реформой №1 премьер-министром Украины В. Гройсманом в предисловии к масштабному труду «Досвід децентралізації в країнах Європи». Без полноценного и сильного местного самоуправления сложно построить успешную и самодостаточную страну.

Пример ЕС показывает, что принципы децентрализации финансов и механизма, когда услуга оказывается на том уровне, где она наиболее востребована, приводят к развитию регионов и стран в целом, снижению нагрузки на центральные органы власти в тех компетенциях, которые способны решить местные органы власти.

 

Реформа с европейской перспективой

Децентрализация в Украине встречает много противников и сторонников. Во-первых, стоит отметить, что этот процесс, который оброс большим количеством слухов, является естественным для большинства стран мира, в том числе в той или иной мере процесс децентрализации прошли страны ЕС. Основой реформы децентрализации в Украине являются общеевропейские нормы, закрепленные в ряде документов.

 

8 причин, почему стоит поддержать децентрализацию

«На нашем пути децентрализации и реформирования местного самоуправления ключевым ориентиром является Европейская Хартия местного самоуправления. Те изменения, которые сегодня внедряются, предполагают реализацию принципов субсидиарности, повсеместности местного самоуправления, финансовой самодостаточности, широкого применения механизмов демократии», – подчеркивает премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Реформа децентрализации имеет ряд аспектов связанных с внесением изменений в законодательные акты Украины, в том числе изменения Основного Закона Украины. В этой ситуации ряд политиков и экспертов поддерживают изменения Конституции, иные выступают против.

Дадим слово представителям ЕС, которые активно помогают украинским партнерам в реализации реформы децентрализации.

«Без необходимых конституционных поправок, процесс децентрализации останется частичным и неполным», – отметил Президент Европейского комитета регионов Маркку Марккула.

Он привел следующий пример: по состоянию на первую половину 2016 года на 43% увеличились местные бюджеты, и улучшилась система финансирования региональных проектов, благодаря реализации реформы децентрализации.

 

Партнерские программы ЕС направленные на помощь Украине в реализации реформы

Европейский Союз в лице своих официальных спикеров и политиков стран-членов ЕС неоднократно выражал поддержку реформационным устремлениям Украины.

«Децентрализация является самым главным приоритетом широкой программы реформ, которую воплощает украинское правительство с весны 2014 года», – подчеркивают в Представительстве ЕС в Украине.

Что такое финансовая децентрализация? Конкретные примеры.

Для успешной реализации реформы были созданы программы, которые призваны помочь органам местного самоуправления и третьему сектору в имплементации отдельных аспектов реформы.

Одной из таких программ является «U-LEAD». Данная программа будет предоставлять помощь местным громадам в управлении большими бюджетами и исполнении новых обязанностей. Она направлена на изменение политической и административной культуры среди избранных должностных лиц и государственных служащих, с тем, чтобы они могли адаптироваться к своей новой роли и обязанностям.

Кроме того идет прямая финансирование помощь. В начале июля 2016 года была достигнута принципиальная договоренность о выделении денежных средств в размере 100 млн. евро, направленных на поддержку реформы децентрализации в Украине.

Перспективный план громад в Одесской области

Существует и ряд иных проектов, призванных помочь украинской стороне воплотить реформу в жизнь. Применительно к Одесскому региону на финансовую поддержку со стороны ЕС могут рассчитывать порты, расположенные в регионе. Этого аспекта сотрудничества также коснулся Президент Европейского комитета регионов Маркку Марккула во время своего пребывания в Одессе.

«Вскоре мы увидим конкретные действия, которые предпринимает ЕС, рука об руку с региональными и местными органами власти, для того, чтобы помочь местным органам власти осуществить децентрализацию, управление проектами и улучшение развитий территорий. Мы согласны запустить несколько инициатив объединенного сотрудничества, в том числе сотрудничество между городами-портами в Одесском регионе и ЕС. Этот проект ставит себе целью усовершенствование местного самоуправления, улучшение городской инфраструктуры», – подчеркнул представитель Европейского Союза.

 

Региональное измерение реформы децентрализации

В настоящее время в Одесской области функционирует восемь объединенных громад. В перспективном плане есть место для ещё 16 объединенных громад. Они различаются по своим возможностям, количеству населения и расположению. Сейчас объединенные громады занимают 7,8% территории Одесской области и 3,6% населения.

Характеристика объединенных громад Одесской области (2016)

Позитивным моментом можно отметить то, что на текущий год общий доход основного фонда бюджетов объединенных громад составляет 286 млн. грн., что в 5 раз больше, чем уточненные показатели местных бюджетов населенных пунктов, которые вошли в состав объединенных громад по результатам 2015 года.

Кроме того, следует отметить, что в этом году на объединенные громады выделены следующие средства: образовательная субвенция – 100 млн. грн., медицинская субвенция – 50 млн. грн.

Согласно документу с характеристикой текущей ситуации по объединению громад, который представлен на сайте Офиса реформ по вопросам децентрализации в Одесской области, доходы местных бюджетов объединенных громад увеличились по ряду статей.

«Объединение громад позволило увеличить собственные доходы бюджетов объединенных громад на 1 жителя определенной территории, в среднем показатель вырос более, чем на 800 грн. (с 640 грн. до 1 452 грн.)», – отмечают составители документа.

Но, очевидно, проблем с объединением громад немало, поэтому с мая текущего года в области действует специальная рабочая группа по вопросам децентрализации.

Финансовая состоятельность объединенных громад Одесской области (2016)

«Согласно распоряжению, рабочей группе поручено провести консультации с председателями районных государственных администраций, председателями районных советов, городскими головами городов областного значения и депутатами областного совета о внесении изменений в перспективный план формирования территорий общин Одесской области», – подчеркивает Директор Офиса реформ в Одесской области Юлия Молодожен в интервью изданию «Избирком».

Стоит подчеркнуть, что по действующему законодательству новые громады получают право распоряжаться рядом налоговых поступлений: 60% от налога на доходы физических лиц, 25% экологического сбора, 5% акцизного сбора, 100% единого налога, 100% налога на прибыль предприятий, 100% налога на имущество (недвижимость, землю, транспорт).

В приватных же беседах некоторые чиновники районных государственных администраций говорят о сложности проведения процесса объединения громад, т.к. на низовом уровне сильны политические и бизнес интересы. Также многие сельские головы и прочие чиновники опасаются потерять свои места и не стремятся воплощать реформу в жизнь. Объединение громад носит добровольный характер, поэтому этот процесс, может быть, растянут во времени.

 

Даний проект виконується за підтримки проекту USAID «У-Медіа», що реалізується міжнародною організацією Інтерньюз.