Порты Украины по праву можно считать важным фактором, способствующим интеграции Украины в структуры Европейского Союза и иные международные организации. Традиционно морские порты считаются торговыми воротами государства. Что изменится для морских портов Украины в условиях курса на евроинтеграцию, какие вызовы это влечет для портовой отрасли Украины? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Сотрудничество с ЕС: опыт и возможности для украинских портов
Определенная информация о международном сотрудничестве и развитии морских портов Украины содержится уже в самом тексте Договора об Ассоциации между ЕС и Украиной. На официальном сайте Министерства инфраструктуры Украины можно ознакомиться с состоянием имплементации Договора об ассоциации.
«В Договоре об ассоциации есть разделы и приложения, посвященные взаимной интеграции транспортных систем ЕС и Украины, в частности отражены вопросы судоходства, взаимного доступа к портовой инфраструктуре. Это свидетельствует о том, что стороны понимают важность развития морского транспорта для активизации торговых взаимоотношений. Однако, как мы уже убедились, подписанные документы не являются гарантией роста товарооборота. Поскольку Договор предполагает реформы и в сфере рыночного надзора, фитосанитарного контроля, в ближайшем будущем следует ожидать создание большего количества лабораторий для проверки качества экспортируемых, в первую очередь ЕС, сельхозпродукции и продуктов питания», – подчеркивает в своем комментарии руководитель отдела инвестиций в инфраструктуру Агентства инвестиций Одесской ОГА Владимир Шемаев.
Если обратиться к официальным документам и материалам Администрации морских портов Украины то можно проследить, что подавляющее большинство публикаций с тегом «евроинтеграция» касается визитами сотрудников украинских портов к своим коллегам из стран ЕС: преимущественно Болгарии, Латвии, Литвы, Нидерландов. Основной целью визитов является перенимание опыта в различных отраслях портовой индустрии.
Подобные визиты уже не первый год проводятся администрациями многих портов Украины. Примеры морских портов стран-членов ЕС подтверждает тот факт, что европейская интеграция благотворно влияет на развитие экономики государств, в том числе стимулирует рост торговли и повышение стандартов качества и безопасности. Кроме того, ЕС финансирует развитие портовой инфраструктуры. Пример черноморского порта Румынии (г. Констанца) яркое тому подтверждение. В 2012 году были запланированы инвестиции в размере 709,6 млн. леев из которых 669.6 млн. леев (порядка 209 млн. долл. США) должно было поступить со стороны ЕС.
«Глубокая и всесторонняя зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, которая вступила в силу с 1 января 2016 года, создает уникальную возможность для стабилизации, диверсификации и развития украинской экономики», – такое мнение выразила Сесилия Мальмстрём, член Коллегии комиссаров Европейской комиссии по торговле.
Таким образом, Зона свободной торговли, которая в полной мере начала действовать с 1 января 2016 года создает определенные возможности для стабилизации экономики Украины. Это должно принести выгоду как для 45-миллинного населения Украины, так и для ЕС, который получает доступ к новому рынку. Но на этом пути ещё немало подводных камней, которые тормозят развитие Украины.
Привлекательность для европейского инвестора
Украинские порты являются привлекательными для европейских партнеров. Вдаваться в абстрактные рассуждения по поводу традиционной важной транзитной роли Украины в этой статье мы не будем. Географический фактор играет важную роль, однако, без унификации целого ряда норм и положений, регулирующих работу портов, без реальной, а не декларативной борьбы с коррупцией, без дерегуляции рынка перевозок, а также без создания четких и прозрачных правил игры на таможне ждать западных инвесторов не приходится.
«Зачем оценивать важность значения украинских портов, если это является фактом. По большому счету тут надо понимать, что Украина должна включиться в нормальные глобальные морские процессы. Украине стоит сравнивать себя с такими портами, такими как Сингапур, Роттердам, Барселона, или Констанца или Гданьск, которые ближе к нам. Следует понимать, что глобализация требует не какого-то особенного пути, она требует внедрения международных стандартов. То, что министерство инфраструктуры поменяло процедуру инспекции в портах в прошлом году[2015 – авт.], то это уже позитивный сигнал для судовладельцев. Они понимают, что Одесский порт становится похож все больше на иные порты и помогает нам конкурировать. Стратегия может быть одна – это конкурентоспособность по отношению к другим портам. Украина – это большой рынок и Зона свободной торговли с ЕС, адаптация таможенных процедур – это делает украинские порты ещё более перспективными. Поэтому успех зависит от скорости адаптации этих процедур», – подчеркивает в своем комментарии Тарас Качка, эксперт «Team Europe» в Украине, специалист по торговым отношениям Украина-ЕС.
В то же самое время существует и иная точка зрения, которая сводится к тому, что приватизация портов и продолжение дерегуляции может и не привести к улучшению ситуации, а вот к потере государства над ними как раз может.
«Я не думаю, что действия правительства по дерегуляции в портах станут серьезным стимулом для увеличения объемов транзита. Еще один важный момент. У нас есть только один порт, в который могут заходить суда с осадкой до 19 метров. Это порт «Южный». Его собирались углублять – до 21 метра, чтобы в этот порт могли заходить суда, способные перевозить до 250 тысяч тонн. Но работы по углублению дна приостановились и в Южном, и в Ильичевском, Мариупольском, Бердянском и Николаевском портах. Их должна производить Администрация морских портов Украины. Но на ее счетах – из-за того что правительство до сих пор не утвердило финансовый план – заморожены 3–4 миллиарда гривен. Ситуацию нужно срочно исправлять», – отмечал более полугода тому Владимир Шемаев.
На текущий год Администрацией морских портов Украины запланировано проведение эксплуатационных и капитальных дноуглубительных работ на общую сумму более 2 млрд. грн.
Стоит отметить, что вопрос эксплуатационных глубин является важнейшим при определении возможности захода в порты Украины крупнотоннажных судов. К примеру, глубины мировых портов таковы: Марсель – 22,5 м., Роттердам – до 22 м., Констанца – три причала по 19 м.
Таможня и порты: реформа или её имитация?
Эффективное развитие портовой инфраструктуры в Украине невозможно без реформы таможенной системы. Именно этот фактор (наличие поборов на таможне, непрозрачные схемы и т.д.) в наибольшей степени отталкивает компании из ЕС и иных стран от сотрудничества с украинскими портами.
Коррупцию, неупорядоченность налоговой системы и контроль над капиталом называет среди основных причин отказа со стороны европейских кампаний идти в Украину Жослен Гиттон, первый секретарь торгово-экономической секции Представительства ЕС в Украине.
«Критически важно реализовать целый ряд проектов в портах: это проекты таможни, министерства инфраструктуры и других контролирующих служб, которые задействованы в этом процессе, от министерства аграрной политики до министерства экономики. Если идеи, которые сейчас обсуждаются – единого окна, уполномоченных экономических операторов, единого таможенного контроля – а эти идеи не являются чем-то выдающимся, а являются попросту выполнением договора с ЕС, будут имплементированы в течении года-полтора, то тогда можно сказать, что мы сможем наверстать то, что мы упустили. А если этого не случится, то в реальности мы будем привлекательными для мировых перевозчиков, потому что для них это будет логистически невыгодно», – уверен Тарас Качка.
В свою очередь Владимир Шемаев считает, что «результатом реализации Соглашения об Ассоциации, возможно создание государственной морской администрации – как органа, который реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта по примеру развитых западных стран».
Между тем инвестиционная привлекательность морских портов Украины во многом зависит от того, изменится ли старая система, основанная на непрозрачном прохождении грузов и поборов на таможне или нет.
«Это скрытая битва между старым стилем бизнеса и новым стилем бизнеса. Нужно понимать, в Украине, несмотря на то, что она находится на низких позициях в рейтингах экономической свободы, есть успешные люди, которые на этой несвободе зарабатывают. И им плевать, что общество может на этом заработать больше в условиях открытой экономики и конкуренции. Саботаж – это защита тех людей, которые успели заработать на коррупционных схемах», – резюмирует Тарас Качка.
В свою очередь руководитель Одесской таможни Юлия Марушевская обвиняет руководство Государственной фискальной службы в препятствовании реформированию таможни и сообщает о проверках спецслужб, которые парализуют работу Одесской таможни.
«На все наши шаги реформирования, мы получаем деструкцию, саботаж и сопротивление системы. Мы теряем драгоценное время. Вместо того, чтобы работать на реформы, нас заставляют отбиваться от непонятных проверок. ГФС, СБУ и другие инстанции последние недели парализуют нашу работу. Все наши шаги для улучшения и создания привлекательности для бизнеса эти проверки оценили как нарушение. Грузы оформляются меньше чем за час. Это называют нарушением. Борьба с коррупционерами – это нарушение. Нарушение – это когда мы стремимся предоставлять качественный сервис. Все наши позитивные шаги были названы нарушениями и превышением полномочий. Но то, что не подходит проверяющим – подходит нашей стране», – цитирует слова Юлии Марушевской издание «Сегодня».
Украинские порты: конкретные изменения в рамках евроинтеграции
При дальнейшей интеграции Украины в структуры ЕС будут происходить определенные изменения в сфере портовой индустрии. Это связано как с политикой безопасности, так и стандартами по загрязнению окружающей среды.
«Большое внимание будет уделено повышению безопасности судоходства, украинское портовое сообщество интегрируется с европейской системой мониторинга морского трафика в ЕС – Safe SeaNet. В обозримом будущем стоит ожидать пилотные проекты по электронному обмену таможенными, пограничными документами для упрощения взаимного контроля. Вероятно, что ужесточатся экологические нормы по переработке отходов в портах», – считает Владимир Шемаев.
Стоит отметить, что в порту г. Черноморск (бывш. Ильичевск) уже внедряют европейский опыт по раздельному сбору отходов.
«Руководители администрации Ильичевского морского порта поддержали инициативу отдела экологической безопасности о внедрении современных передовых технологий с целью вторичной переработки отходов», – сообщает официальный сайт Ассоциации морских портов Украины.
«Эта процедура находится в стадии развития. На нашем предприятии образуется 16 видов отходов, значительная часть которых может быть переработана повторно», — прокомментировал начальник отдела экологической безопасности администрации Ильичевского морского порта Александр Юрченко.
По мнению Александра Юрченко, понимание важности данного вопроса руководством администрации Ильичевского морского порта и внедрение современных передовых технологий, несомненно, сможет вывести порт на новый уровень природопользования, принятый во всем цивилизованном мире.
Стоит ли бояться украинским портам конкуренции?
Стоит отметить, что после принятия ЕС автономных торговых преференций в отношении Украины (2014) в экспертном сообществе были весьма высокие ожидания увеличения экспорта в страны-члены ЕС, но объективные и субъективные факторы не привели к увеличению объема торговых отношений. О причинах подобной ситуации уже подробно писали, в частности на страницах «Европейской правды».
Что касается портовой индустрии, то, по словам Владимира Шемаева украинские морские порты практически не конкурируют за транзитные грузы, поэтому сами по себе Ассоциация с ЕС и зона свободной торговли с ЕС к ужесточению конкуренции внутри страны не приведут.
«В силу географии, сложно также представить конкуренцию на «внешнем фронте» – чтобы, скажем, Одесский порт конкурировал с портами Балтики или Средиземного моря. Сегодня в портах Украины в больших объемах идет экспорт железорудного концентрата, продукции черной металлургии, зерна, подсолнечного масла, химии, удобрений, т.е. в основном сырьевой номенклатуры грузов. И, как раз, за экспортеров, в первую очередь зерновых грузов, сегодня разгорается самая настоящая борьба, в которой победят те порты и стивидоры, которые смогут предоставить высокую скорость перегрузки, более низкие портовые сборы и развитые мощности для хранения», – считает эксперт.
Для того, чтобы сделать украинские порты более привлекательными идет большая работа по тарифообразованию. Её проводит Министерство инфраструктуры Украины совместно с Европейской бизнес-ассоциацией.
«Это важный шаг к повышению конкурентоспособности украинских портов и их привлекательности среди грузовладельцев», – уверены в Министерстве инфраструктуры Украины.
Директор департамента морского и речного транспорта министерства инфраструктуры Андрей Затулко подчеркнул, что после принятия новой методики состоится пересчет всех ставок портовых сборов. Это будет способствовать, по его мнению, увеличению количества судозаходов в водных гаванях Украины, росту объемов грузопереработки в морских и речных портах и, как следствие, более эффективному пополнению государственного и местных бюджетов.
Таким образом, Договор об ассоциации с ЕС не дает Украине универсальных рецептов решения существующих проблем, но показывает путь к повышению стандартов в сферах безопасности, защиты окружающей среды, позволяет Украине двигаться в сторону улучшения портовых служб и унификации системы обслуживания портов.