Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства, опубликованный ООН за 2014 год, оценивает готовность и возможности функционирования информационных технологий для предоставления государственных услуг.
Первое место в рейтинге занимает, как и прежде, Южная Корея, далее идут Австралия (2 место) и Сингапур (3 место). Россия находится на 27 месте, а Украина – на 87-ом, между Сальвадором и Брунеем.
Надо признать, что контроль над властью должен осуществляться и со стороны гражданского общества, то есть, «снизу». Введение диктатуры закона, который работает без исключения для всех, может быть осуществлено именно с помощью программ электронного правительства.
Нововведения в сфере электронного правительства позволят публично обсуждать принимаемые законы, формировать интернет-дискуссии, отслеживать коррупционные действия и жаловаться на них, лоббировать собственные интересы и осуществлять мониторинг выполнения текущих задач. Нерациональный бюрократический аппарат, бумажная волокита и многолетний вертикальный конфликт между властью и обществом могут быть постепенно преодолены.
Портал государственных услуг существенно отличается от функций электронного правительства. Через интернет можно будет получить паспорт и рецепт от врача, зарегистрировать бизнес и брак, оплатить таможенный сбор, налоги и газ, а также многое другое.
По сути, электронное государство, как более широкое понятие, может включать в себя электронное взаимодействие с гражданами, с бизнесом и с другими государствами.
Доступ к Интернету, в таком случае, лишь техническая сторона вопроса. Финляндия, находящаяся на 10 месте рейтинга ООН, с 1 июля 2013 года закрепила за гражданами конституционное право на Интернет. В результате этого Интернетом пользуются 96% граждан страны с населением 5,5 млн человек.
В Эстонии с населением в 1,3 млн человек, 99% банковских переводов совершаются через интернет, а 98% налоговых и таможенных деклараций также подается в интернете, и даже 94% рецептов, выписанных врачами – цифровые. Это становится возможным с введением цифровой подписи. Проведение выборов в Интернете с 2005 года стало возможным с использованием электронной карточки идентификации.
Южная Корея, лидирующая по показателям электронного правительства в 2013 и 2014 годах, затратила на создание облачной системы правительства 1,7 млрд долларов за 10 лет. Первый вице-министр безопасности и государственного управления Республики Корея Парк Кюнг Кук пообещал сделать еще больший рывок в парадигме электронного правительства, который называется «правительство 3.0». По его словам, Корея развивалась с точки зрения эффективного управления и перехода к «правительству 1.0».
Посредством коммуникаций и взаимодействия Корея смогла перейти на новый уровень «правительство 2.0». Сейчас разрабатывается правительство, ориентированное на граждан – «правительство 3.0». Таким образом, планируется создать систему нового поколения, которая не просто предоставляет сведения из базы, но ориентирована на индивидуальные потребности каждого гражданина, что позволит выгоднее и быстрее взаимодействовать с государственными учреждениями.
А начиналось всё с того, что в конце 90-х годов прошлого века Южная Корея обладала большим и бюрократизированным государственным аппаратом. Под сокращения попали 17 тысяч чиновников, были приняты законы по информатизации. Затем разработали 7 систем управления, попадающих под электронное урегулирование: социальное обеспечение, почтовые услуги, метеорология, перевозка грузов и защита интеллектуальных прав.
Была запущена официальная интернет-страница правительства, переведена в электронный формат деятельность налоговых и таможенных органов (e-Customs), система госзакупок («Narajangteo»), введены в действие электронная система выдачи паспорта и даже система по предотвращению мошенничества на рынке недвижимости.
Украина только сейчас делает первые шаги в этом направлении. 27 ноября 2014 была представлена «Зеленая книга в сфере электронного управления». Этот документ подготовлен Рабочей группой по разработке правительственной политики в сфере развития электронного правительства при Вице-премьер-министре и министре регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. В подготовке также принимали участие эксперты группы «Е-правительство» Реанимационного пакета реформ.
Андрей Семенченко рассказал, что «Зеленая книга» – это документ, который используется правительствами демократических стран для декларирования и обсуждения основных направлений, а также содержания государственной политики в той или иной сфере. По его словам, целью «Зеленой книги государственной политики в сфере е-управления» является максимальное освещение особенностей и опыта внедрения технологий электронного управления регионов. Специалист отметил, что на сегодняшний день есть положительные примеры внедрения электронного управления в Днепропетровске, Луцке, Львове, Киеве, Виннице и других городах. И эти наработки, по его словам, должны стать основой для типизации и стандартизации предоставления электронных административных услуг, внедрения систем электронного документооборота, подготовки госслужащих, участия граждан в формировании и реализации решений на региональном и местном уровне.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонской Республики в Украине Сулев Каннике заметил, что электронное управление не влияет на демократию и не связано с деятельностью правительства. Электронное управление не всегда упрощает жизнь рядовому гражданину, но увеличивает прозрачность в принятии властных решений, что тоже является достижением. Посол подчеркивает, что коррупция таким электронным образом легко фиксируется, однако не преодолевается. Далее уже силовые структуры, которые априори (а мы бы сказали «в идеале») не причастны к коррупционным действиям, борются со взяточничеством и другими проявлениями произвола чиновников.
На данный момент, кроме обсуждаемого документа, в Украине действует портал для референдумов по адресу www.referendum–online.org. Однако такой инструмент не имеет законодательно закрепленного влияния и носит скорее ознакомительный характер. Скажем так, тут можно проанализировать настроения, господствующие в обществе, хотя определения геолокации нет, и проголосовать может любой.
Надо заметить, что в России, в некоторых её субъектах и в Москве, действуют порталы государственных услуг. Однако согласно итогам опроса, проведенного среди 3,2 тыс. жителей 146 регионов, 80% россиян приветствуют развитие системы электронного правительства и 79% поддерживают идеи электронной демократии. Однако это не мешает незнанию сути вопроса: 41% опрошенных полагает, что электронная демократия — это право граждан свободно высказывать свои политические убеждения в интернете, с чем все успешно справляются. Корректную формулировку дают только 25% россиян. Таким образом, наличие прямых электронных форм взаимодействия государства с гражданином ещё не означает формирование гражданского общества.
Заместитель генерального директора производителя программного обеспечения SAP Дмитрий Красюков в связи с этим замечает, что, казалось бы, многие давно знают и пользуются электронным порталом государственных слуг. Но оказалось, что огромный процент людей никогда не слышал об этом сайте.
Многие эксперты говорили, по его словам, что одной из серьезных преград на пути полноценной реализации концепции электронного правительства и демократии является недостаточная квалификация сотрудников региональных и муниципальных органов власти. На взгляд Д. Красюкова, эту проблему легко устранить — надо дать людям правильные технологичные инструменты для работы.
Надо помнить, что электронное государство – не панацея от всех государственных проблем. К тому же, проявление теневых сторон электронного правительства и электронной демократии связаны с проявлением электронного государственного контроля и манипуляций. Однако бесспорным преимуществом такой системы станет комфорт и признание ценности человека. Возможно, именно так наше государство станет работать на благо всех граждан, а не отдельных личностей.
Ксения Селина