Энергетика: европейский и украинский подходы

 В настоящее время Украина находится перед дилеммой, каким образом реформировать энергетическую систему, которая была создана во время социалистической экономики, многие годы эксплуатировалась без значительных денежных вливаний, т.е. без обновления инфраструктуры и самого принципа функционирования.


Реформа системы энергетики в Украине необходима. На этом единство мнений заканчивается. Несмотря на то, что и ЕС и США прямо указывают на то, что энергетическая система – одна из основ государства и нуждается в пристальном внимании властей, вариантов модернизации также много как и мнений экспертов относительно причин кризиса отрасли.

 

Реформа в сфере энергетики: позиции стран Запада и украинского правительства


Значительный масштаб изменений в сфере энергетики заложен в коалиционном соглашении – документе, который подписали ряд политических сил, которые составляют большинство в Верховной Раде Украины.


– Обеспечим привлечение масштабных частных инвестиций в энергетическую отрасль. Для увеличения собственной добычи газа, нефти и угля – мы проведем диверсификацию источников поставок газа (не более 30% потребления на долю одного поставщика) и топлива для атомных электростанций с целью по усилению конкуренции между поставщиками, уменьшение уровня монополизации и изоляции украинского энергетического ринку, – идется в коалиционном соглашении.

 


(Структура производста электроэнергии в Украине)


Важность проведения реформ в сфере энергетики отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Джеффри Пайетт. Он ставит энергетическую реформу на второе место после выполнения обязательств перед МВФ.


– Украинская экономика – наименее энергоэффективная индустриальная экономика мира. За десять лет вы не сделали ни одной из тех инвестиций в энергосбережение, которые за последнее десятилетие сделали другие страны, воспользовавшись прорывами в технологиях. Технические потери «Нафтогаза» составляют 20%! То есть пятая часть всего, что закладывается «на входе», никогда не появляется «на выходе» – потому что просто разворовывается. Так что реформирование энергетического сектора – это не только абсолютно необходимое условие жизнеспособности экономики, но и немалый шанс, который дает прекрасную возможность сравнительно небольшой инвестицией добиться очень быстрого улучшения. Особая важность и дополнительное преимущество реформы в этом секторе заключается в том, что чем больше вы сделаете, тем меньше рычагов влияния на Украину останется в руках Алексея Миллера и Владимира Путина, – считает американский дипломат.


 


(Чем выше показатель, тем выше уровень энергоэффектиновсти. Для увеличения щелкните по картинке.)



 


Его мнение созвучно с украинскими парламентариями, которые побывали в конце прошлого года в США и после встречи с высокопоставленными политическими деятелями США констатировали, что реформой №1 должна стать именно реформа энергетики.


– В ходе этих встреч мы услышали три призыва к реформам, которые они хотят увидеть от Украины, которых они требуют от Украины. Первое – это реформа в энергетической сфере. Вторая проблема – это начало настоящей антикоррупционной политики. В частности, начало функционирования Антикоррупционного бюро со следующего года. И третий запрос – это необходимость внесения изменений в Конституцию для того, чтобы началась децентрализация, – отметил народный депутат Сергей Лещенко, после встречи с вице-президентом США Джо Байденом и бывшим госсекретарем Мадлен Олбрайт.


Необходимость реформ была отмечена и в январской (2015) резолюции Европейского парламента.


– Европарламент подчеркивает важность энергетической безопасности Украины и необходимость проведения реформ энергетического сектора Украины в соответствии с ее обязательствами перед Энергетическим сообществом, – сказано в резолюции.


В своей резолюции Европарламент подчеркивает необходимость повышения энергетической безопасности и независимости Европейского Союза и его устойчивости перед внешним давлением. Речь идет в большей степени о формировании независимых от России источников энергоносителей.

 

Реформа в энергетике: что может предложить Запад, что должна сделать Украина?


Украинские реалии вынуждают и политиков, и экспертов искать поиски решений, основываясь на имеющемся опыте стран ЕС. Это менее финансово затратный путь, чем поиск «своего пути», и результаты реформ уже видны невооруженным взглядом.


– Принципы ЕС – это энергосбережение, сохранение климата, рациональное использование энергоресурсов, необходимость перехода на более совершенные системы энергопотребления, переход на возобновляемые источники энергии. Они хотят построить отношения, как в середине ЕС, так и с внешним миром основывая свой внутренний единый энергетический рынок. В перспективе это означает, что в середине ЕС не будет иметь значения, кто является поставщиком ресурсов, потребитель будет интересоваться ценой, сервисом и доступностью. ЕС формирует «единый голос» в энергетической политике. ЕС импортирует значительную часть энергоносителей с внешнего рынка. В связи с этим сформировалась неравномерная политика зависимости от внешних поставщиков, – говорит эксперт Центра глобалистики «Стратегия XXI»,  Андрей Чубик.


Основываясь на украинских реалиях, это означает, что одной из главных реформ должна стать реформа регуляторов рынка энергоносителей, которые должны прийти к той форме взаимодействия с конечным потребителем, как в странах ЕС. Насколько это реально в нынешних условиях, когда региональные энергетические сети в большей степени монополизированы и принадлежат крупным бизнесменам, которые не желают менять правила игры сказать сложно.

 

Очевидно, что необходимо вмешательство государства, которое на протяжении последних двадцати с лишним лет использовало цены на энергоносители для населения в политической игре. Здесь мы подходим к второму пункту реформы – это тарифы.


– Высокая стоимость энергетических ресурсов должна научить украинцев их экономить, – считает экономист, президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.


И это тоже верно. Европейские стандарты подразумевают экономичный расход ресурсов, чего в Украине нет и в помине. Зато есть теневые схемы по продаже энергоресурсов за заниженными ценами и в целом непрозрачная схема ценообразования в которой выигрывают некоторые игроки и посредники, но проигрывает государство и страдают конечные потребители.


– В ЕС потребители платят реальную рыночную цену, которая независимо устанавливается спросом и предложением или устанавливается независимым регулятором. Но они платят за фактически потребленный объем энергоресурсов, имея не дискриминационный доступ к поставщикам и имея возможность свободного выбора поставщика, – говорит Андрей Чубик


Таким образом, среди необходимых реформ выкристаллизуется ещё одна: реформа, связанная с открытием процесса установления тарифов для населения, промышленных предприятий, которая необходима и связана напрямую с покрытие всех домохозяйств устройствами для учета потребленных ресурсов, будь то газ, электричество или вода.


– До 60% домов в Украине до сих пор не оснащены счетчиками, это позволяет поставлять энергоносители по т.н. нормативным показателям, – утверждает Андрей Чубик.


Примеры стран ЕС, показывает, что стратегии реформирования энергетической сферы заключаются в поступательном переходе на энергию из восстанавливаемых ресурсов, снижении выбросов СО2 в атмосферу и увеличении финансирования новейших разработок в сфере экономии энергии и увеличении энергетической эффективности уже существующей инфраструктуры.


Так, крупнейший потребитель энергии в Европе, Германия, имеет четкую программу до 2050 года. В рамках «Энергетической концепции» предусмотрен переход на полное обеспечение энергией из восстанавливаемых или «чистых» источников. Программа модернизации энергетической отрасли Германии, предусматривающая, что доля возобновляемых источников энергии, в том числе биогаза, геотермальных, гидроэлектрических, ветровых и солнечных источников, к 2020 году должна составить 47% от ее общей выработки, уже работает. Реформа проходит в условиях жесткого мониторинга со стороны ряда компетентных организаций (в том числе Комитета по энергобалансу, Федерального ведомства по статистике, Федерального сетевого агентства, Федерального ведомства по охране окружающей среды, Федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей, Федерального ведомства по экономике и экспортному контролю).


Другой характерный пример – Швеция. Ещё в начале 2007 года шведская правительственная комиссия подтвердила реальную возможность за ближайшие 15 лет в несколько раз сократить зависимость страны от нефти. В центре программы шведского правительства – идея экономии. Еще в ноябре 2005 г. в Стокгольме по инициативе премьер-министра Швеции Ёрана Перссона была образована комиссия, в состав которой вошли 8 представителей шведского бизнеса, науки и общественности. Перед комиссией была поставлена задача: подготовить предложения, обеспечивающие энергоснабжение Швеции, которое позволило бы к 2020 году полностью исключить из списка энергоресурсов нефть. Тогда же в Швеции было выбрано центральное направление по энергоснабжению и им стадо биотопливо, за разработку и улучшение которого отвечает кафедра биоэнергетики Шведского сельскохозяйственного университета в городе Упсала, ведущая подготовку специалистов лесного профиля. Уже к середине 2000-х годов 17% от общего энергоснабжения поступает от сжигания древесных отходов (биотоплива). Это дало возможность сократить выброс углекислого газа на 50%.


Украинские реалии дают неутешительную картину зависимости от традиционных видов энергоресурсов, в добавок ко всему ситуация на востоке страны усиливает угольный дефицит в Украине.


– После появления так называемых «ДНР» и «ЛНР», на востоке, много шахт оказались на неподконтрольной Украине территории. В том числе и шахты, где добывался уголь марок «А» и «Т». Следствием этого стало значительное сокращение добычи и поставок антрацитного сырья на теплоэлектростанции. В итоге этот ресурс Украина также должна импортировать, преимущественно из России – дефицит необходимых мощностей в портах не позволяет везти сырье из других стран морским путем. Впрочем, и тут не обошлось без проблем – Россия с завидной регулярностью блокирует пересечение вагонов с сырьем границы, и заявления об открытии импорта угля сменялись информацией о блокировании поставок, – пишет экономический эксперт, Алексей Коваленко.


 

В связи с этим реформа энергетической сферы видится как комплексное мероприятие, состоящее из нескольких составляющих.

 

Во-первых, это дерегуляция рынка, который сейчас практически монополизирован в регионах.

 

Во-вторых, это реформа самой системы формирования энергетических потоков исходя из европейских тенденций. Это связано с переосмыслением роли традиционных энергоносителей в номенклатуре потребления украинской экономикой и обеспечения жилищно-коммунального комплекса и переходом на возобновляемые источники энергии.

 

И третий важный момент – это ценовая политика, которая связана с демонополизацией и детенизацией рынка энергоносителей. 

 

Станислав Кинка