Котовская программа гендерного равенства – феномен правового поля

Город Котовск – единственный в области располагает программой гендерного равенства. Городская программа по утверждению гендерного равенства утверждена на 2012-2015 гг. Она разработана в соответствии с Законом Украины «Про обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин». Её реализация, как обозначено в программе,  направлена на достижение равенства между обоими гендерами. Хотя слово «гендер»,  как социальная характеристика биологического пола, в ней не упоминается.

 

В программе на 2012 год обозначено, что в органах местного самоуправления, в частности, в Котовском городском совете, женщины составляют 25%. В исполнительных органах Котовского городского совета женщины-руководители доминируют и составляют 60%, в том числе заместители городского головы – 50%. На руководящих должностях на предприятиях, организациях и учреждениях города женщины-руководители составляют почти 40%.


 Среди владельцев среднего и малого бизнеса 23% женщин. К тому же, женщины составляют 78% всех предпринимателей.

 

       Вместе с тем в стране, как пишется в программе, очень обострились проблемы мужчин. Мужская безработица растет более быстрыми темпами, чем женская. Таким болезням, как туберкулез, алкоголизм, наркомания, а также суицидам подвержены преимущественно мужчины. В программе также обозначают, что чрезвычайно острой является проблема сохранения репродуктивного здоровья мужчин.

К тому же, существует ощутимый гендерный дисбаланс в процессе воспитания детей. Почти четверть детей воспитывается в семье с одним родителем.

 

Поскольку все указанные факты постепенно приводят к дисбалансу в обществе, возникла реальная потребность в принятии городской Программы, которая последовательно продолжает действие предыдущей, действовавшей в 2008-2011 гг. и направленной на внедрение политики равных прав и возможностей мужчин и женщин. Это, как говорится в программе: «поможет сориентировать уже существующие городские программы и те, которые должны быть приняты, на содействие развитию, удовлетворению потребностей и учету приоритетов всех представителей общества». Такой подход, по мнению создателей программы, обеспечивает не только другой взгляд на решение указанных проблем, но и принципиально влияет на изменение ситуации – политика станет социально ориентированной, инвестиции приобретут гуманитарное содержание, улучшится социальное самочувствие населения.

 

В 2015 году на исполнение программы гендерного равенства планировалось отдать ориентировочно 53,8 тысячи гривен.

 

По своим задачам программа предполагала комплексное переориентирование местной политики на гендерной основе от:

внедрения гендерных подходов в деятельность органов местного самоуправления;

  и соблюдения гендерного равенства при решении кадровых вопросов в органах местного самоуправления;

 до:

формирования гендерной культуры и преодоления устоявшихся стереотипов относительно роли и места женщин в обществе;

а также стереотипов о роли женщин и мужчин в семье и обществе;

формирование системы гендерного образования.

 

При анализе местного законодательства, который проводился совместно Институтом Политической Информации (Одесса) и Центром политических студий и аналитики (Киев) эксперты выявили, что программа содержит следующие нормы: «Формирование кадрового резерва для замещения должностей госслужащих и должностей в органах местного самоуправления; продвижение их по службе осуществляется с обеспечением равных прав и возможностей для женщин и мужчин», что соответствует ст. 16 Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин».

 

Координатор проектов Международной организации труда (МОТ) Сергей Савчук замечает, что украинский законодатель тяготеет к закреплению определенных стереотипов о роли мужчины и женщины в сфере труда, где роль «покровительницы» закрепляется за женщиной, а за мужем –  стереотип «добытчика». По мнению эксперта, эти стереотипы закладываются с самого начала, и в профессиональном образовании они также существуют. Это одно из явлений, которое называется горизонтальная сегрегация, то есть разделение на мужские и женские профессии.

 

Мирослава Дегтяр, заведующая сектором по вопросам гендерного равенства Управления по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, отмечает, что в сельских советах работают преимущественно женщины, потому что их труд не оплачивается, то есть женщины, по мнению М. Дегтяр, в данном случае более бескорыстны, чем мужчины. Кроме того, есть большое количество предвзятости в обществе, когда мужчины не желают идти в декрет по уходу за ребенком, так как это будет выглядеть «унизительно» в глазах других мужчин. С другой стороны, для женщины сложнее найти работу с высокой зарплатой, так как в большинстве случаев на эту должность возьмут мужа.

 

На наш взгляд, преодоление социальных стереотипов, восполнение пробелов законодательства и его усовершенствование в сфере гендерного равенства вряд ли могут быть универсальным рецептом по преодолению кризисов общества. Введение этих практик должно стать нормой, отклонение от которой недопустимо. И Котовская городская программа – пример попытки законодательного урегулирования гендерных аспектов во власти.

 

 

Ксения Селина