Перспективы и риски портовой отрасли в Одесской области

 

В народнохозяйственном комплексе Одесской  области одно из ведущих мест занимает морская отрасль, которая  имеет сложную структуру и включает разнообразные виды и формы хозяйственной деятельности. Морской и речной транспорт организационно представляют восемь морских торговых портов: Одесса, Южный, Ильичевск, Белгород-Днестровский, Измаил, Рени, Усть-Дунайск, Ильичевский морской рыбный порт. Открытое акционерное общество «Украинское Дунайское пароходство» является ведущим среди судоходных компаний Украины. Морские порты являются предприятиями государственной собственности, подчинены Минтранс Украины.  Учитывая тот факт, что Украина определилась с вектором внешней политики, а ее руководство подписало договор об экономической и политической ассоциации с ЕС, необходимо понимать, как эти изменения скажутся на портовой и морской отрасли региона в целом.

 

            Крупнейшими портами Украины являются Одесский, Ильичевский порты и порт Южный, которые перерабатывают более 60 млн тонн грузов. Для экономики области они играют важнейшую роль, являются градообразующими предприятиями и важными источниками наполнения местных бюджетов.

 

            Если рассматривать перспективы развития речного и морского судоходства Украины, то, по оценкам большинства экспертов, позитивной стороной соглашения о Евроассоциации станет упрощение доступа к иностранному заемному капиталу для украинских компаний, улучшение инвестиционного климата, открытие новых рынков и сближение законодательной базы с европейскими нормами и регламентами, которые обещают упрощение ведения бизнеса. Однозначный минус – риски, связанные с реакцией России, возможные затраты в связи с теми же техрегламентами и ужесточение конкуренции. Что касается отраслевых особенностей, следует отметить, что договор об Ассоциации с ЕС устанавливает режим наибольшего благоприятствования судам, которые ходят под флагами Украины или стран–членов ЕС. Это значит, что морским перевозчикам из ЕС должен быть предоставлен национальный режим, то есть такие же условия работы, что и украинским морским перевозчикам. На практике такой подход даст возможность без предварительных разрешений иностранным судам выполнять каботажные перевозки в Украине. С одной стороны, реализация условий соглашений поможет избежать каких-либо дискриминационных ограничений к судам с украинским флагом в портах стран-членов ЕС, считает партнер в Astapov Lawyers Евгений Блинов. С другой, не секрет, что численность украинского торгового флота постоянно снижается, и в полной мере благами данного соглашения смогут воспользоваться лишь незначительная часть перевозчиков. Открытие же наших внутренних вод для иностранных судов практически исключает возможность появления собственного флота в будущем, считает Андрей Селютин, руководитель Южно-украинского филиала Адвокатского объединения  «Арцингер».

 

По мнению Марии Михайленко, партнера компании Roland Berger, украинская портовая отрасль на данный момент нуждается в 2,5 млрд евро инвестиций. «Создание кластеров в рамках концессионных проектов позволит получать ежегодно до 500 млн  евро налоговых поступлений. На сегодняшний день существует критический уровень изношенности портовой инфраструктуры, которая составляет 70—90%, при этом тоннажность судов растет с каждым годом, а технические особенности портов Украины не позволяют удовлетворять спрос, который формируется в Черноморском бассейне» – считает эксперт.  Учитывая размеры необходимых инвестиций, искать их в странах Таможенного Союза на данный момент не имеет никакого смысла, считает экономист Сергей Барский. «В России на данный момент существуют свои проблемы в портовой отрасли. Необходимы колоссальные инвестиции и вложения в обновление, иногда еще советской, портовой инфраструктуры. Более того, основные инвестиции последнее время планировались на проект строительства и развития порта Тамань. Ну и после оккупации Крыма, вероятно, будут вложения в местные порты. Инвестиций от Беларуси или Казахстана ожидать не стоит. Во-первых, у этих стран не так много предприятий готовых вкладывать крупные средства, во-вторых, эти страны не имеют своего выхода к мировому океану. Для них украинские порты не представляют особого интереса. Тем более рядом с их границами функционируют уже развитые порты Польши и Китая соответственно» – считает Сергей Барский.

 

            В свою очередь Европейские компании активно интересуются портовой агломерацией Одесской области. Для Европы украинские Причерноморские порты могут стать основными в перевалке грузов с юга на север, к портам Прибалтики и Польши. Этому также способствует развитое железнодорожное сообщение и одинаковые параметры железнодорожной колеи с Прибалтийскими странами. С 2003 года между портами Одессы и Клапейды (Литва), функционирует поезд комбинированного транспорта «Викинг», который  является совместным проектом железных дорог Литвы, Украины и Беларуси, стивидорных компаний и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса. Маршрут проходит через Украину, Беларусь и Литву и соединяет цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Чёрного, Средиземного и Каспийского морей. Важной целью этого проекта является привлечение грузов для перевозки морским и железнодорожным транспортом в направлении Европа-Кавказ-Азия по коридору TRASECA, а также перевозка грузов из Турции и стран Ближнего Востока в северные страны Европы и в обратном направлении. Комиссия Европейского Союза по транспорту признала поезд комбинированного транспорта «Викинг» лучшим европейским проектом в 2009 году по перевозке грузов. Естественно дальнейшая интеграция Украины в европейские структуры и либерализация рынка позитивно скажутся на объемах перевозок. Тем более что к 2030 году, в соответствии с исследованиями Стратклайдского университета и компании «QinetiQ», ожидается активное развитие азиатского рынка и потребление его товаров Европой и, наоборот (В соответствии с этими исследованиями к 2030 году Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия станут странами с крупнейшим ВВП).

 

            Актуальным направлением может стать и перевалка грузов в Восточную и Центральную Европу. Украина может побороться за эти рынки, если сможет предоставить свои услуги дешевле, сохраняя при этом европейское качество. Как ни как, а порты области транспортными линиями связаны более чем с 600 портами практически всех стран мира, имеющих выходы к океану (почти 100 государств). Следует отметить, что на данный момент функционируют постоянные паромные переправы в направлениях Турции, Грузии, Болгарии и Греции.


  (Фото – Укрферри)

           

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, оккупацию части территории страны и конфликт на востоке, европейские предприятия и банки продолжают инвестировать в Одесские порты, что является наиболее ярким доказательством  их потенциала и привлекательности для европейского сообщества. В начале августа 2014 года в Одессе было подписано трёхстороннее кредитное соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), ООО «Бруклин-Киев» и французской компанией «Louis Dreyfus Commodities». Документ предполагает выделение кредита на сумму 60 млн  долларов США на строительство и развитие зернового терминала мощностью 4,5 млн. тонн в год на территории Одесского морского порта.

 

            «Значимость этого события не только в выделении значительного финансового ресурса частной компании, но и в мощном положительном сигнале украинскому бизнесу от наших европейских коллег. Стороной в этом проекте является не государство, не муниципалитет и не государственное предприятие, а частная компания, которая сама несёт все кредитные риски по проекту. У министерства инфраструктуры есть чёткое понимание, что государственная роль должна быть не в управлении производством, а в государственном администрировании и регулировании процесса привлечения инвестиций, и частные стивидоры должны пользоваться всесторонней поддержкой в этом вопросе»,— отметил в ходе церемонии подписания первый заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Малин.


(Подписание соглашения  между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), ООО «Бруклин-Киев» и французской компанией «Louis Dreyfus Commodities»)


  Также заместитель министра поблагодарил руководство ЕБРР за решимость инвестировать в Украину в сегодняшних сложных политико-экономических условиях. «Мы нацелены на поддержку стивидорных компаний в Одессе, так как уверены, что это наши ключевые партнёры в Украине. Сегодняшний кредит является частью от 250 миллионов евро которые, ЕБРР готов выделить на транспортный сектор Украины. Это важный проект, как для Одессы, так и для экономики Украины в целом»,— отметила директор по транспортным вопросам ЕБРР Сью Баррет. По словам Юрия Губанкова, генерального директора компании «Бруклин-Киев» Благодаря сотрудничеству с ЕБРР  по-новому были рассмотрены многие процессы внутри компании. «К примеру, работа с банком требовала внедрения европейской системы учета, значительно отличающейся от украинской. Поэтому теперь внутри компании мы ведём одновременно как отечественную систему учета, так и внедряем европейские стандарты»,— отмечает Юрий Губанков. Стоит отметить, что  первая очередь зерноперевалочного комплекса «Бруклин-Киев» мощностью 0,5 млн  тонн уже успешно  работает на Андросовском молу Одесского порта. На сегодняшний день комплексом уже переработано 320 тысяч тонн грузов. К концу года планируется выйти на показатель грузопереработки в объёме 1,5 млн. тонн.

 

            По словам Марии Михайленко, прогнозируется увеличение грузопотока украинских портов до 200 млн тонн к 2025—2027гг. «Это тот грузопоток, который может стать доступным для портов в Украине, в основном за счет зерна и ЖРС (железорудного сырья), приведет к тому, что в отрасли появятся новые портовые и инфраструктурные проекты», — отмечает специалист.

 

            Как отмечает председатель государственного предприятия «Администрации морских портов Украины» Андрей Амелин, возможности причала 1-з, который будет построен в рамках проекта, будут позволять в перспективе загружать суда с осадкой до 13,5 метров. Подобные усовершенствования портового хозяйства региона необходимы уже в наше время. Так одна из крупнейших европейских судоходных компаний CMA CGM Group, со штаб-квартирой в Марселе (Франция), начала в середине августа 2014 года заводить в порты Одессы и Ильичевска одни из крупнейших своих суден. Украинские порты никогда ранее не принимали контейнеровозов таких размеров (длина – 300 м, ширина – 48,2 м). В свой первый судозаход контейнеровоз «CMA CGM DANUBE» привез 1027 контейнеров, 1307 предназначалось к погрузке. Как отметили в администрации Одесского морского порта, для приема контейнеровоза такого класса представителями стивидорной компании и подразделениями администрации порта было выполнено ряд соответствующих подготовительных технических и организационных мероприятий. В Ильичевском порту судно было дозагружено и на момент ухода осадка «CMA CGM DANUBE» составила 13,4 м.


(Фото – Администрация Одесского морского порта)

           

В это же время крупнейший в Украине аграрный холдинг с европейскими инвестициями, публичная акционерная компания “Укрлендфарминг” объявила о намерениях построить в Коминтерновском районе Одесской области аграрный хаб. 14 августа между этим предприятием и Одесской облгосадминистрацией был заключен протокол о намерениях по реализации проекта строительства маслоэкстракционного завода, объектов портовой инфраструктуры по хранению и перегрузки растительных масел и зерновых культур, а также других проектов. Строительство планируется на участках земли общей площадью более 200 га, расположенных по обе стороны Аджалыкского лимана. Предполагается, что это будет мультифункциональный аграрный хаб мощностью перевалки до 10 млн тонн зерна и более 260 тыс тонн масла в год.

 

            Если портовая отрасль имеет потенциал для того, чтобы освоится в новых условиях то, как отмечают большинство специалистов, Ассоциация с Евросоюзом создаст большие проблемы для развития судостроительной отрасли: в Европе украинское судостроение мало кого интересует и не только в силу неконкурентоспособности. Как известно, в состав морехозяйственного комплекса Одесской области входят  5 судоремонтных заводов:  судоремонтный завод «Украина», Одесский «СРЗ-2», ГП судоремонтного производства Ильичевский СРЗ, Измаильский СРЗ и Килийський СРЗ. Каждый из судоремонтных заводов представляет предприятие с замкнутым технологическим циклом, способное самостоятельно строить и осуществлять ремонт судов в полном объеме. Войти в европейский рынок высокотехнологичных и сложных судов на данный момент практически невозможно, считает экономист Сергей Барский. «Европа является инновационным центром для мирового судостроения. Так, порядка 70% оборудования для судов поставляются европейскими компаниями. В Европе имеется несколько судостроительных кластеров: Норвегия, Нидерланды, Греция и Германия. Однако украинские судостроители могут побороться в сегменте низкотехнологичных крупнотоннажных судов, который активно развивается в Азии. Также европейцам могут быть интересны судоремонтные услуги» – отмечает Сергей Барский.

 

            Несмотря на все сложности во внутренней ситуации в Украине, портовая агломерация Одесской области имеет весь необходимый потенциал, чтобы стать локомотивом развития региона и всей страны в целом. Подписанные соглашения с Европейским Союзом открывают широкие перспективы для развития. Главное, как это часто бывает в Украине, не потерять возможность воспользоваться установившимися условиями в своих интересах.