Общеизвестный факт, что малый бизнес является движущей силой экономики, так как обеспечивает поддержку конкуренции, повышает уровень занятости и деловой активности населения, уменьшает дифференциацию доходов в обществе и создает условия для самореализации.
О том насколько важны такие предприятия, свидетельствует даже то, что одним из требований вступления в ЕС является наличие в стране 99% малого и среднего бизнеса. Но, несмотря на обоснованную необходимость создавать условия для развития предпринимательства, в течение 22 лет существования независимой Украины чиновники только вставляли малым предприятиям палки в колеса.
Вопреки этому количество компаний в Украине достаточно быстро увеличивалось, начиная с 1991 года, это и не удивительно, ведь структурные преобразования в экономике, уход от командной экономики способствовали этому. Однако по статистическим показателям развития предпринимательства Украина слишком отстает от развитых стран.
Развитию бизнеса в нашей стране препятствуют как обычные неблагоприятные макроэкономические процессы в государстве, такие как инфляция; неравные условия конкуренции; коррупция; несовершенная инфраструктура, так и специфические факторы. Двумя наиболее типичными проблема для украинского малого предпринимательства являются административное давление и низкий уровень доступа к рынку капиталов.
Читайте также на «Информер»: Старые проблемы нового парламента
Исторически и географически близкие Украине Польша и Грузия в свое время также столкнулись с указанными проблемами, провели реформы, которые поспособствовали развитию предпринимательства, и приблизились к принятым в развитых странах стандартам помощи бизнесу: льготное налогообложение, дешевые финансовые ресурсы, минимальное количество вмешательств в малые предприятия со стороны государства. На этапе реформирования в Грузии акцент был сделан на снижении налогового бремени, а в Польше на создании благоприятных условий для ведения бизнеса.
Директор Инвестиционного агентства Георгий Пертая обнародовал основные характеристики реформы: “Частные предприниматели с доходом до 30 тыс. долл. вообще не платят налоги. А небольшой бизнес с доходом более 30 тыс. долл. имеет возможность выбора – они могут вести как бухгалтерский учет (если это нужно для любых целей), так и полностью отказаться от него. Им нет необходимости заполнять все эти бухгалтерские книги – они только регистрируются как малый бизнес и платят от 5 до 10% от своего оборота. Также к малому бизнесу в Грузии зачислены физические лица с доходом до 100 тысяч, и они платят только один налог”.
Об эффективности проведенной реформы свидетельствует место Грузии в рейтинге Doing Business-2014, по легкости ведения бизнеса Грузия занимает 6 место в мире, опережая большинство развитых стран.
В Польше реформа для малых предприятий, прежде всего, предусматривала создание специальных экономических зон. Сначала их создавали на 20 лет, однако польское правительство решило продлить срок действия до 2026 года. Основная цель таких зон – ускоренное и равномерное развитие регионов через привлечение новых инвесторов и создание новых рабочих мест.
Предприятия, которые имеют разрешение на работу в специальной экономической зоне, получают бонусы в виде налоговых льгот. Правительство Польши также обеспечило предприятиям доступ к дешевым финансовым ресурсам. Банковские учреждения предоставляют ссуды предпринимателям на развитие бизнеса под 5% годовых. Результатом проведенной реформы является то, что 70% ВВП Польши создают предприятия малого и среднего бизнеса.
В Украине в сфере налогообложения реформы были проведены в 2011 году, именно тогда вступил в действие новый Налоговый кодекс, согласно которому субъекты хозяйствования получили возможность уплачивать единый налог. Предпринимателей разделили на 6 групп в зависимости от количества наемных работников и дохода, таким образом, ставки налога варьируются, то есть некая прогрессивная шкала налогообложения.
Это одно из немногих нововведений в Украине, которое получило наименьшую долю критики в свой адрес, поэтому в целом реформа системы налогообложения малого бизнеса была успешной, дальнейших корректировок требуют разве что отдельные пункты упрощенной системы уплаты налогов.
Вернулась Украина к внедрению реформ только в июле 2014 года, так был принят закон «О государственной помощи субъектам хозяйствования», правда он вступает в силу только с 1 июля 2017 года. Законом предусматривается предоставление субсидий, грантов, дотаций, налоговых льгот, кредитов на льготных условиях, в том числе малому и среднему бизнесу. Основной акцент в этом законе сделан на прозрачности получения государственной помощи. Механизм предоставления предусматривает проверку целесообразности и допустимости государственной поддержки субъекту хозяйствования Антимонопольным комитетом.
В то же время, чтобы процедура не была слишком забюрократизирована для малого бизнеса, в законе введен термин незначительной государственной помощи (совокупный размер которой не превышает сумму, эквивалентную 200 тысячам евро) процедура получения которой не предусматривает проверку Антимонопольным комитетом. В общем виде на принятый закон можно возлагать большие надежды, а преодолеет Украину до 2017 года лоббизм, коррупцию и логроллинг, чтобы государственная помощь оказывалась на действительно прозрачных условиях, покажет время. К тому же механизм предоставления финансовых ресурсов еще нечетко прописан.
Читайте также на «Информер»: Сотрудничество в Еврорегионе Нижний Дунай: перспективы для Одессы и всего региона
Обещают поддержать украинский бизнес со своей стороны и в Европе, так Эндрю Расбаш, руководитель программ сотрудничества Представительства ЕС в Украине, объявил о готовности ЕС в течение ближайших лет выделить 100 млн. евро для адаптации украинского малого и среднего бизнеса к зоне свободной торговли с ЕС. Финансовые ресурсы будут направлены на преодоление барьеров, которые препятствуют развитию и росту отечественных предприятий.
Однако какие бы перспективы не маячили перед малым бизнесом, реформы надо вводить в действие уже сегодня. Требовать от власти широкой материальной поддержки предпринимательства в нынешних условиях, учитывая войну на Донбассе, недальновидно и безосновательно. А если подойти к реформированию бизнеса без популизма, то достаточно уменьшить административное давление на предприятия, сократить время необходимое на открытие и закрытие бизнеса.
Президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак сформулировал комплекс мероприятий, которые предоставят шанс украинскому малому бизнесу на устойчивое развитие: “В первую очередь, нужно кардинально сократить количество контролирующих органов. У нас их на сегодня более 80 штук, и все эти контролирующие органы пытаются каким образом вмешиваться в хозяйственную деятельность. Нужно оставить всего 10 контролирующих органов. Функции смежных органов, занимающихся контролем практически одних и тех же вопросов, нужно объединить. Дальше – нужно сократить количество дней в году, в которые проводятся проверки бизнеса. Например, для малого бизнеса это может быть 5 дней, для среднего – 10, для большого – 15. Также необходимо ликвидировать госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями, потому что она фактически дублирует функции налоговой полиции. Что касается регуляторных функций – нужно провести полную дерегуляцию. Часть регуляторных функций нужно отдать бизнес-ассоциациям, а они сами смогут определиться с теми условиями, по которым должен работать бизнес. Если будет существовать законодательство, которое не нужно обходить, то не надо и уходить в тень”.
Таким образом, в краткосрочного перспективе ради преодоления рецессии, создания положительного имиджа на мировой арене и приближения к международным стандартам поддержки малого бизнеса следует уменьшить административное давление на предприятия, во-первых этот шаг требует минимальных финансовых ресурсов, а, во-вторых, поспособствует развитию бизнеса.
Лукьяненко Наталья