Львов стал традиционным местом проведения уже четвертого по счету медиа-форума. На протяжении трех дней (с 26 по 28 мая) более 700 участников смогли побывать на дискуссиях, лекциях, мастер-классах и докладах, которые проводили более 70 спикеров из 11 стран.
Но количество это не главное. Главное на Львовском медиа-форуме – это уровень докладчиков и качество дискуссии.
Первый день открывался целым рядом масштабных. На первой секции Наталья Седлецкая («Схемы»), Денис Бигус («Наші гроші»), Анна Бабинец и Дмитрий Гнап («Слідство Інфо») проливали свет на тайные страницы из жизни власть имущих и политиков. Журналистика, которая призвана расследовать и предавать огласке неприглядные истории – это нечто больше, чем просто поиск фактажа, это своего рода социальный заказ, ведь «нет государственных денег», есть деньги налогоплательщиков. Дискуссия перешла бы далеко за пределы полутора часов, но всему есть свой конец. Резюме: у расследовательной журналистики есть проблемы с образованием самих журналистов, с аудиторией, которая в общем-то смотрит/слушает, принимает к сведению, но не меняет свое отношение радикальным образом, в том числе и к политикам, которые оказываются «героями» расследований журналистов. И ещё, сейчас за подобные расследования «не бьют по голове», так, что для многих молодых журналистов это может стать важным этапом в профессиональной деятельности.
Далее шла чрезвычайно интересная дискуссия о том, могут ли быть стабильные медиа при нестабильном государстве. В общем, и Михаил Зигарь (Slon.ru), и Борис Райтшустер (журналист, писатель) и Шон Уолкер («The Guardian») много говорили о дефиницях, о социальных медиа, государственном регулировании и уникальных кейсах: России, Германии и США. Касаясь же украинских медиа, участники дискуссии затронули тему борьбы с пропагандой, и лучшим вариантом был признан метод борьбы по тику Stopfake. Интересным выглядит тезис Райтшустера о том, что в будущем (или уже наступившем настоящем? – авт.) информацию не будут запрещать, но будут доводить её до абсурда, с тем, чтобы пользователи не могли с ней обращаться.
Давид Гершенгорн («The New York Times») рассказал о выборах и медиа в США. Журналисты и там чувствуют прессинг и давление, не хотят быть частью предвыборной кампании, но все-таки оказываются ею.
Также в первый день на медиа-форуме прошла презентация интерактивной карты медиа-собственности Украины. Её представляли Наталия Лигачова («Детектор медіа») и Роман Андрейко (24 канал). По словам спикеров самым сложным было получить информацию о владельцах/лицах оказывающих влияние на (он-лайн) медиа. Многие из них вообще не являются СМИ в традиционном смысле слова. В настоящее время на карте представлена информация лишь по части областей, включая Днепропетровскую, Львовскую, Одесскую и Харьковскую области.
Первый день завершился дискуссией по вопросам того, какое общественное вещание необходимо Украине. В дискуссии приняли участие Зураб Аласания (UA: Перший, Україна) и Наталья Гуменюк (Hromadske.tv ,Україна). В числе вариантов финансирования для общественного вещания были высказаны три пути: модель государственного финансирования, содержание СМИ громадами и грантовая поддержка. В принципе объективная реальность требует синтеза этих трех форм финансирования СМИ в Украине.
«Суспільне [мовлення]– немає відношення ані до комерції, ані до держави», – считает Зураб Аласания. Хотя коммерческий аспект важен: трансляции стоят денег, и все равно кто их осуществляет коммерческое СМИ и общественное вещание.
Второй день форума принес награждение Премией имени Александра Кривенко «За поступ у журналістиці». Обладателем премии стала Наталия Седлецкая («Схемы») и продолжился лекцией Свободы от Святослава Вакарчука. Essence его выступления- это строительство политической нации, конституционный патриотизм и общие ценности вместо того, чтобы строить государство методами начала прошлого века. «Майбутнє для нас важливіше» – завершает свое выступление Святослав Вакарчук.
Далее состоялась масштабная дискуссия. Дж. Пайетт (Чрезвычайны и Полномочный Посол США в Украине), Иван Яковина («Новое время»), Якуб Каленский (Европейская служба внешних отношений) и Рууд Меий (Governance & Integrity) решили обсудить каким образом мировые медиа отвечают на вызов пропаганды. Так, по мнению Якуба Каленского европейцам следует задуматься над общеевропейской системой Stopfake, чтобы ответить на вал пропаганды, который захлестнул Европу. «Правда больше не работает» – довольно мрачный итог дискуссии. Пропаганда не имеет отношение к реальность: она придумывает интересные истории, и в захватывающий способ увлекает своих зрителей/слушателей.
Чуть позже было два доклада. Британец Марк Челлинор (International News Media Association) рассказа о том, что спасет газетный бизнес, а американец Тим Маклафлин (MediaStorm) поведал об он-лайн видео и его дистрибуции.
Общие панели заканчиваются, и наступает время выбора: благо было куда идти и кого слушать, а потом и задавать вопросы. На секции «Как создать качественное издание»: опыт Украины и мира были представлены следующие спикеры: Виталий Сыч («Новое время»), Томаш Фиала (Dragon Capital) и Гжегож Пехота (Гарвардский университет).
Виталий Сыч поделился основными моментами для «хорошего издания»: знание аудитории (лучше, если это небедные покупатели медиа-продукта), ценности, четкость бизнес-модели (что за реклама и откуда она будет поступать), команда (комфортная для работы, там, где работают ради удовольствия, а не только за деньги), дизайн и, конечно, ясность с тем, какие будут источники финансирования. Кстати, насчет дизайна, то можно steal with proud, а можно и попробовать создать самому все с нуля, вплоть до шрифтов и цветовых решений. Интересным оказалось его мнение о «точках входа»: это инфографика, фотография и заголовок.
В завершении больших панелей выступил Евгений Афиневский (New Generation Films), который рассказал о фильмах как медиа и о самой индустрии документалистики. А на следующий день уже предметно коснулся фильма «Winter of Fire» и своего понимания Украины.
Заключением второго дня медиа-форума стало целых 7 панелей: с тематикой от медиа-стартапов до функционирования региональных медиа, и от информационной оккупации до того, как пояснять сложное просто. Выбор пал на секцию с региональными СМИ. На ней шесть журналистов из различных изданий с разных концов Украины рассказывали о своих достижениях и проблемах. К сожалению последних было объективно больше. Среди основных черт региональной журналистики в Украине можно выделить следующие: отсутствие подготовленных кадров (лучшие журналисты уезжают в крупные города из более мелких, а те в свою очередь стремятся в Киев), часто нет деления на специализации (журналист занимается всеми темами и от это страдает компетенция и уровень материалов), нет понимания, кто является основным рекламодателем, сложное взаимодействие и восприятие журналистов местными патриотическими силами. В целом, региональным журналистам следует повышать свой образовательный уровень, пробовать себя в разных формах и учиться привлекать рекламодателя.
Третий день медиа-форума стал чуть менее насыщенным. В этот день удалось посетить два доклада/презентации связанных одной темой: фотография в журналистике и дискуссию на тему «Есть ли в Украине культура и те, кто о ней пишут?». Если о фотографии говорили действующий фотограф ежедневной шведской газеты «Dagens Nyheter» Пол Гансен и американец Деннис Чесберлен (Iowa State university), то о культуре говорили Алла Кошляк (Hromadske.tv, Радіо Аристократи), Алексей Бондаренко (LiRoom) и Александр Пролетарский (artmageddon.net, ШО).
Специфика репортажной фотографии была изложена в докладе Пола Гансена. Большой опыт фотографа и участие в качестве фотокорреспондента во многих конфликтах последней четверти века позволил шведу иллюстративно показать, как следует снимать в экстремальных ситуациях. Причем экстремальной может быть как ситуация на войне, так и в мирное время. Погружение и способность быть рядом позволяет фотографу делать уникальные снимки, но никакой снимок не стоит обмана, поэтому съемки таких вещей как смерть, раненных, смертельно больных осуществляется только с согласия родных/администрации лечебного заведения, но и это не гарантирует от неприятностей и непонимания. Деннис Чемберлен, в своей истории «Фотография как инструмент рассказа» коснулся не столько технических моментов (но и они были), а концептуальных. Журналисту нужны фотографии: нужно и можно ли для этого овладевать искусством фотографа, возможно ли в настоящее время использовать смартфоны вместо дорогостоящей и массивной фототехники? На эти иные вопросы была задана дискуссия, хотя однозначных ответов на них быть не может.
Что касается дискуссии о культуре, то она проходила через призму музыки. Кое-кому такой формат не особо понравился, хотя hate-speech не самый лучший способ, чтобы выразить свое мнение. Три спикера. Каждый имеет свой background в сфере описания культуры, в частности музыки. В Украине есть блоги (до полутора десятков о музыке) – они и выполняют в основном роль медиаторов между (не)популярной музыкой и слушателем. Практически не существует изданий, в которых была бы представлена актуальная украинская музыка. Что касается культуры в целом, то было названо издание «ШО» и… все. Писать о культуре профессионально в Украине сложно. Это не востребовано и воспринимается сквозь призму жесткой критики. Блоги являются субъективным, но все-таки срезом, современного состояния пишущей журналистики о музыке и культуры. Будут ли возникать иные формы в сфере культурной журналистики вопрос открытый.
Итак, Lviv Media Forum – это и профессиональная тусовка, и важное информационное событие. Почти каждое выступление – это информационный повод. Разделение от более крупных, общих лекций и докладов на более узкоспециальные и предметные дает возможность выбрать оптимальный вариант для использования времени на форуме. Кроме этого презентации и постоянные экспозиции с печатными работами на тему медиа и гуманитарных в целом отлично дополняли эту картину. Два дня удаленного проведения форума на «Львов Арене» тоже хороший ход: почти ничего не отвлекает.
текст, фото: Станислав Кинка