Проведение антитеррористической операции, наличие на территории Украины анклавов, которые не контролируются правительством – эти и другие факторы существенно осложняют работу журналистов, которые работают в зоне АТО.
Журналистское сообщество диагностирует проблемы: безопасность на первом месте
Можно перечислить целый ряд проблем, с которыми сталкиваются журналисты, будь то рядовые сотрудники региональных изданий, стрингеры или представители редакций мировых СМИ. Но самой главной остается проблема обеспечения безопасности для журналистов в зоне военных действий.
Данная проблема касается как украинских журналистов, которые работают в зоне конфликта, так и представителей иных государств, в том числе Российской Федерации.
В Украинском Хельсинском союзе по правам человека утверждают, что в зоне проведения АТО наблюдается ограничение свободы слова. При этом эксперты организации фиксируют тенденцию к умалчиванию притеснений относительно «пророссийских» журналистов.
Об этом правозащитники сообщили в Киеве на пресс-конференции «Свобода слова в зоне АТО: как расследуются дела о гибели, давлении и преследовании журналистов».
«Нам приходится сталкиваться с тем, что если речь идет, условно говоря, о проукраинских журналистах, то информация об их задержании или нападениях на них есть. Если же мы сталкиваемся с, условно говоря, «пророссийскими» журналистами (хотя они в действительности не пророссийские, достаточно просто работать на какой-то российский канал, независимо от того, как ты освещаешь эту позицию, ты уже становишься объектом нападения), то сложно потом не просто найти эту информацию в отчетах МВД, но даже в СМИ она замалчивается. Наше дело как правозащитников говорить об этом», – заявил руководитель отдела мониторинговых исследований Украинского Хельсинского союза по правам человека Алексей Бида.
Правозащитник также указал на сложность сбора фактов о нападениях или давлении на журналистов, что связано, в частности, с недоверием со стороны потерпевших. Он отметил, что правозащитники должны руководствоваться верховенством права, и обязаны фиксировать нарушение с обеих сторон, несмотря на личные симпатии.
Эксперты подчеркивают важность не просто регистрации фактов убийств и гибели журналистов, но и информирование общественности о принятых мерах реагирования, ходе и результатах расследований. В частности, внимание акцентировалось на сложной ситуации со свободой слова в Мариуполе, который находится в непосредственной близости к зоне АТО.
«Оккупация городов Донбасса повлияла на свободу слова в этой местности, а также на то, какое состояние дел сейчас. От всех журналистов мониторинговая миссия услышала ссылки на давление во время оккупации со стороны незаконных вооруженных формирований – чаще всего угрозы и вмешательства в журналистскую деятельность. Кроме того, существовали такие способы воздействия, как нападения, обыски, угрозы семьям. Журналисты, которые явно критически относились к сепаратистам, рассказывали, что узнавали о попадании в т.н. «расстрельные списки ДНР», однако успевали скрыться до непосредственного контакта с вооруженными лицами», – говорится в отчете «Свобода слова в зоне АТО», опубликованном на сайте Украинского Хельсинского союза по правам человека.
Памятка журналисту в зоне АТО
Согласно обнародованному документу, по возвращении временно оккупированных территорий под контроль Украины, по сообщению журналистов, в зоне конфликта «они не всегда в состоянии реализовать свободу слова в полной мере».
«Некоторые сообщают о телефонных угрозах, угрозах в социальных сетях о неудовлетворении содержанием публикации, ссылаются на то, что в органах власти до данного времени работают лица, сотрудничавшие с сепаратистами», – говорят правозащитники.
Большинство же украинских журналистов не уверены в способности правоохранительных органов обеспечить их безопасность в зоне конфликта.
Препятствия действиям журналистов в зоне АТО: сложности пропускного режима
В конце 2015 года в Министерстве информационной политики Украины обещали отменить аккредитации, необходимые для посещения зоны АТО, анонсировали создание списков СМИ, разрешенных к посещению, и готовились к снятию преград для работы журналистов в особых условиях проведения АТО.
«Мы готовим новый проект совместно с Министерством обороны Украины для того, чтобы создать все условия для работы журналистов в зоне АТО. Мы работаем над тем, чтобы устранить существующие проблемы и преграды для работы журналистов в особых условиях», – заявила заместитель Министра информационной политики Украины Татьяна Попова.
Заместитель Министра информационной политики Украины Татьяна Попова (в центре)
Но ряд изданий подчеркивает возникновение целого комплекса проблем. Так, журналисты телеканала «1+1» рассказали, что часто командование Министерства обороны Украины создает преграды для работы в зоне АТО. У журналистов отбирают аккредитации без объяснений, создают списки прессы, которой разрешен доступ, руководствуясь субъективным подходом.
Существование подобного рода проблем для работы масс-медиа признала глава ОО «Телекритика» Наталья Лигачева: «Дискуссии и диалоги в социальных сетях о работе журналистов в зоне АТО происходили в таком тоне, что они не носили конструктивный характер. Если мы будем искать «виноватых» только среди журналистов или военных, это нанесет урон имиджу Украины, которая якобы создает преграды для работы СМИ в зоне АТО, что точно будет использовано в угоду агрессорам. Проблема действительно есть, и ее необходимо решать в конструктивном русле», – считает журналист.
Со своей стороны директор ОО «Институт массовой информации» Оксана Романюк уверена, что в настоящий момент все-таки существуют проблемы в работе СМИ в зоне АТО. Отмену аккредитаций для ряда СМИ, по её мнению, можно использоваться как аргумент в пользу ограничения свободы слова.
«Мы видим, что журналисты сталкиваются не только с угрозами собственной безопасности, учитывая условия работы в зоне АТО, но и с проблемами в виде отмены аккредитаций, запретами на работу тем или иным журналистам. Естественно, все это может негативно использоваться агрессорами, которые продолжают информационную войну против Украины», – добавила Оксана Романюк.
Представители масс-медиа, в свою очередь, уверены, что на уровне государства необходимо создать четкую систему аккредитации журналистов и порядка их работы в зоне АТО.
«Embedded journalism»: «за» и «против»
В мае 2015 года в зоне АТО стартовала новая уникальная программа вовлеченного участия журналистов в освещении конфликта. Для обеспечения безопасности журналистов в зоне конфликта, а также для их более полного и тесного взаимодействия с частями украинских вооруженных, корреспондент СМИ прикрепляется к штабу одного из военных подразделений и находится на передовых позициях. Он не принимает участие в боевых действиях, но подчиняется соответствующему офицеру и живет в тех же условиях, в каких находятся бойцы ВСУ.
В годовом отчете Министерства информационной политики есть итоги только первых трех месяцев проекта в виде 18 видеорепортажей, 15 статей и трех фильмов в иностранных медиа. Но насколько эта программа безопасна для журналистов?
«С одной стороны, никто не будет смотреть, журналист ты или нет: ты с врагами, значит – враг. К тому же, от фугаса, заложенного на дороге, которой ты едешь с патрулем, тебя ничего не спасет. Но работать самому еще более опасно – можно пострадать как от одной, так и от другой стороны», – считает Сергей Каразий, продюсер TV Reuters, который в целом позитивно оценивает инициативу.
Корреспондент украинской редакции «Радио Свобода» Михаил Штекель, который работал по подобной программе в Песках, следующим образом отзывается о данной инициативе для журналистов: “Эта программа облегчила мне контакты с военными. В течении недели я находился на позициях 92-й отдельной механизированной бригады. Прикрепленный офицер особо не мешал мне работать и лишь попросил удалить несколько кадров, где были видны позиции украинских военных”.
Корреспондент украинской редакции «Радио Свобода» Михаил Штекель
Журналист говорит, что цензуры при работе в зоне АТО нет. А вот опасность присутствует. Так, журналист на собственном опыте испытал обстрелы, которые ведут боевики по украинским позициям.
«Мне, к примеру, пришлось убедиться, что «два-три обстрела», о которых говорится в сообщениях, на самом деле могут непрерывно длиться на протяжении нескольких часов. Очень рад, что сегодня «закреплением» журналистов официально занимаются именно Вооруженные силы, на плечи которых собственно и ложится львиная доля груза этой войны. Ведь до сих пор они оставались очень закрытой для журналистов структурой», – говорит Михаил Штекель.
Официальные правила для работы журналистов: запреты во благо безопасности государства
Для того, чтобы получить аккредитацию на работу в зоне АТО журналистам необходимо пройти несколько процедур и придерживаться ряда требований, которые вызваны объективными обстоятельствами. Более полную информацию о самом процессе аккредитации можно найти на сайте Службы безопасности Украины.
Среди прочего журналистам в зоне АТО необходимо помнить о том, что им запрещается распространение через средства массовой информации или другим способом информации, которая:
– раскрывает специальные технические приемы и тактику проведения антитеррористической операции, содержит данные о местонахождении операции;
– может затруднить проведение антитеррористической операции и (или) создать угрозу жизни и здоровью заложников и других людей, которые находятся в районе проведения отмеченной операции или за его пределами;
– имеет целью пропаганду или оправдание терроризма, содержит призывы к совершению террористических актов или высказывания лиц, которые делают сопротивление или призывают к сопротивлению проведению антитеррористической
– содержит данные о предметах и веществах, которые непосредственно могут быть использованы для совершения актов технологического терроризма;
– раскрывает данные о персональном составе сотрудников специальных подразделений и членов оперативного штаба, которые участвуют в проведении антитеррористической операции, а также о лицах, которые способствуют проведению отмеченной операции (без их согласия).
Таким образом, для журналистов существуют определенные ограничения на работу в зоне конфликта, которые вызваны объективными причинами, но в тоже время существует потенциал для улучшения механизма обратной связи между представителями масс-медиа и официальными структурами, что в будущем может привести к упрощению процедур по допуску в зону конфликта.