Реформа энергетической системы: вызовы и перспективы для Украины

Нет такой отрасли в Украине, которая не нуждалась бы в реформировании. Однако, если в ряде сфер есть определенные подвижки, то система энергетики остается не реформированной и до сих пор регулируется законодательными актами двадцатилетней давности.

Несмотря на то, что курс на европейскую интеграцию последовательно поддерживается руководством страны, в сфере энергетики незаметно сколько-нибудь значительных перемен.

Реформа в энергетической сфере: Запад нам поможет?

 

Ещё на 2010 год были запланированы масштабные реформы сектора энергетики, которые были санкционированы Президентом Украины и поддержаны международными организациями.

Энергетическое сообщество, Еврокомиссия и Всемирный банк в то время выразили одобрение плану реформ украинского рынка энергетики. Однако, несмотря на благие намерения переломить ситуацию не удалось, и все рудименты советской системы продолжали существовать и усугубляться в украинских реалиях: перекрестное субсидирование, увеличение долга перед областными энергетическими компаниями со стороны государства, дальнейшая политизация процесса ценообразования на энергоносители для государства.

После того как в Украине было сформировано новое правительство в 2014 году, оно сразу же вступило с инициативой реформы энергетической сферы базируясь на трех принципах: энергоэффективность, диверсификация и реформа рынков.

Кроме того Украина, как страна – член Энергетического Сообщества, обязана внедрить европейское законодательство на своей территории, и настаивать, что все игроки европейского рынка должны воспринимать единый энергетический рынок до восточных границ.

Инициатива украинского правительства нашла поддержку у западных партнеров, в частности именно эта проблема стала основной на Шестом заседании совета по вопросам энергетики США-ЕС, состоявшимся в начале декабря 2014 года в Брюсселе.

 – Совет подтвердил решительность ЕС и США стоять плечом к плечу в своей поддержке нового правительства Украины, и подчеркнул необходимость продолжения реформ в энергетическом секторе Украины в соответствии с обязательствами Энергетического сообщества относительно прогрессивной интеграции украинского энергетического рынка в европейский, подчеркивая необходимость защиты уязвимых слоев населения, – идется в обнародованном документе.

В данном документе идется и о том, что страны ЕС и США поддерживают план, разработанный правительством Украины при активной поддержке чрезвычайных мер в области энергетики.

– Совет также подтвердил средне- и долгосрочные усилия США и ЕС по улучшению энергетической безопасности Украины, в том числе поддержки реформ энергетического сектора Украины, а также повышению правовой и политической основы и технического потенциала для увеличения внутреннего производства, – гласит программный документ Совета.

Реформа энергетической сферы постоянно актуализируется в медиа, и помимо абстрактных пожеланий и заверений в поддержки, западные партнеры прозрачно намекают на необходимость изменить процесс инвестирования в отрасли и лишить небольшое количество олигархов сверхприбылей, основных на эксплуатации инфраструктурного наследия Украины.

Главный сектор, нуждающийся в реформах – это энергетика. Это огромная рана на теле украинской экономики. Когда я в последний раз проверял цифру субсидий в этом секторе, то обнаружил, что она составляет 7% вашего ВВП. А большая часть дохода из этого сектора идет в карманы крупных олигархов, – отмечает  Джеффри Пайетт,  Чрезвычайный и Полномочный посол США в Украине. 

Реформа энергетики в Украине: с чего начать?

Реформирование одной из самых «нереформируемых» отраслей должно начаться с изменения стандартов и принципов, на которых базируется деятельность государства, регуляторов рынка и конечных потребителей. В первую очередь – это борьба с избирательными преференциями некоторым участникам рынка.

– В Украине в силу того, что существуют преференции для одних поставщиков, а для других соответственно это выливается в серьёзные убытки, эта сфера требует серьезной реформы, изменений, для того, чтобы позволить эффективно работать независимым компаниям, производителям, чтобы мы все почувствовали реальный эффект от этих действий, – говорит Андрей Чубик, аналитик Центра глобалистики «Стратегия XXI».

В первую очередь речь реформа сводится к тому, чтобы привести к европейским нормам рынок сбыта газа и электроэнергии. Пока он базируется на централизованном принципе, когда все управляется и регулируется из одного места, безотносительно к вызовам самого рынка и его конъюнктуры. Это значит, что необходимо принять соответствующий закон, который бы регулировал рынок газа и электроэнергии.

– В 2010 году базовая версия закона была принята на основе рекомендаций ЕС. Этот закон, по сути, должен был стать первым шагом, чтобы Украину формально приняли в семью европейских государств в сфере энергетики (энергетическое сообщество). Тогда через такой политический ход пытались добиться определенных преференций и у России. Но закон сделали формальным, выхолостили его суть. Сейчас идет работа над новой редакцией закона, продолжаются консультации с европейской стороной и для того, чтобы новая редакция закона была максимально приближена к европейскому закону, – поясняет Андрей Чубик.

Для Украины также важно обеспечить изменение функции приема и передачи газа на восточных границах. В данный момент газ, который Украина поставляет в Европу «сдается» Газпрому на западной границе. Это означает, что формально украинская сторона не принадлежим к цепи, которая обеспечивает Европу энергоносителями и это позволяет России выводить Украину из переговорного процесса и переводить процесс на уровень двухстороннего сотрудничества.

 

– По факту на наших станциях на западной границе сидят российские специалисты, которые подписывают акты приема/передачи газа. Европейские потребители в свою очередь не имеют стимула заходить на наш рынок и приводить наши стандарты к европейским. С изменением ситуации «Укртранснафта» будет иметь шанс выйти на европейский рынок, – считает Андрей Чубик.

Ещё один больной вопрос, требующий реформирования – это цена на энергоносители для потребителей внутри Украины. Долгое время процесс ценообразования в Украине был политизирован. Он использовался рядом политических сил и искусственно сдерживался на весьма низком уровне. В настоящее время перед Украиной стоит вопрос необходимости поднятия цен на энергоносители для конечных потребителей. Напомним, что согласно меморандуму Украины с МВФ, заключенному ещё в апреле 2014 года, тарифы на газ и тепло для конечных потребителей должны повыситься на 40% с мая 2015 года и еще на 20% в 2016 и 2017 годах.

Промышленность переплачивает, а население недоплачивает. Повышение, которое произошло, не закроет эту проблему, так же как не закроет повышение еще на 50% и так далее. Поэтому население должно понимать, что энергоносители будут дороже, так как на это время цена реально не покрывает даже самый дешевый источник генерации, в том числе и атомную энергию, – считает директор Фонда экологических инвестиций, Алексей Хабатюк.

Однако простое механическое повышение цен на энергоносители не сможет реформировать систему. По-прежнему катастрофическими остаются потери в теплосетях, доходящие до 60% в отдельных случаях, также сохраняется монополия региональных поставщиков энергоносителей. Кроме того повышение тарифов для населения при снижении общей покупательной способности гривны может привести к социальным взрывам в обществе. В такой ситуации правительству придется лавировать между необходимостью проводить реформы и пытаться оказать точечную поддержку самым незащищенным слоям населения.

– Сейчас правительство рассматривает возможность поднятия цен до обоснованного рыночного уровня. Параллельно с этим – предоставление субсидий именно тем слоям населения, которым это нужно, в денежном выражении. В частности, такие меры помогут уменьшить нагрузку на бюджет страны, и увеличит добычу украинского газа. Также, рост тарифов повысит энергоэффективность страны и станет преградой на пути коррупции, – отметил  Андрей Коболев, председатель правления НАК «Нафтогаз Украины».

В свою очередь аналитик Андрей Чубик видит и положительные сдвиги в процессе реформы системы энергетики в Украине.

– С октября 2014 года в нашей стране произошли определенные изменения. Началась широкая информационная кампания, разъяснение людям, зачем необходима реформа, началась организация изучения рынка и целевого денежного сопровождения и поддержки того населения, которое не может платить по высоким тарифам, была развернута государственная программа быстрой, насколько это возможно, модернизации жилищного фонда и в целом потребления газа (замена котлов, плиток, утепление и т.д.). Если это будет реализовываться в комплексе, то повышение цены не будет таким критичным, – считает аналитик Центра глобалистики «Стратегия XXI».

Подводя итоги, можно резюмировать, что реформа энергетики связана с важными подвижками в самом принципе формирования отношений между государством, регуляторами рынка и всеми участниками рынка. Также реформа связана с внедрением новых, инновационных для Украины стандартов в сфере обслуживания потребителей, заменой устаревшей инфраструктуры, а также исключения принципа избирательных преференций отдельным игрокам энергетического рынка.