Украинский экспорт выбирает ЕС

Открытие рынка для украинских товаров в рамках зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом приносит свои плоды. Несмотря на определенный скепсис со стороны многих экономистов и политиков, ситуация в сфере экспорта товаров из Украины демонстрирует рост именно европейских рынков.


– Действие режима автономных преференций со стороны Евросоюза обеспечило быстрый рост украинского экспорта в ЕС. Соответственно росла и доля европейских стран в структуре украинского экспорта. Тем более, что ограничения на российском рынке привели к резкому сокращению доли стран СНГ, – пишет Юрий Панченко в своем обзоре для «Европейской правды».


Обозреватель подчеркивает, что не все статистические данные представлены в открытом доступе, хотя они важны для понимания структурных изменений которые переживает украинский экспорт. В результате, по итогам прошлого года в 13 областях, а также в Киеве доля экспорта в страны ЕС превысила долю СНГ. А в пяти областях Западной Украины доля ЕС и вовсе превысила 50%.

 



– Однако, с середины прошлого года стало заметно, что позитивный эффект от открытия европейского рынка постепенно снижается. Это связано и с недоступностью кредитных ресурсов – а ведь выход на рынки стран ЕС требует модернизации, – и с активизацией боевых действий на востоке Украины, – подчеркивает Юрий Панченко.


В такой ситуации практически предрешенным стало падение экспорта как такового. Часть экспортеров получила отказ от своих контрагентов, которые не уверены в том, смогут ли их партнеры в Украине выполнить свои условия в контексте сложной ситуации на Востоке Украины, часть продукции уже по волне понятным причинам вытеснена с рынка Российской Федерации. В результате общий объем падения экспорта в первом квартале 2015 года составил 32.9%.


Доля экспорта в Европу превысила 50% уже в семи областях (сначала этот показатель преодолели в Ровенской и Черновицкой областях), а превышение объемов торговли с Европой над рынком СНГ зафиксировано в 16 областях и в столице Украины.


При этом до сих пор в двух областях превалирует экспорт в страны СНГ.


– По итогам прошлого квартала подавляющее – свыше 50% – большинство экспорт в СНГ занимает лишь в двух областях: Харьковской и Луганской. Угроза мгновенного «закрытия» торговых каналов может стать важным элементом в дестабилизации Харьковщины. Также высокая зависимость от торговли с РФ – 42% – наблюдается на Николаевщине. Чуть лучше ситуация в Сумской и Кировоградской областях, – пишет Юрий Панченко.


Соответственно именно эти области наиболее уязвимы с точки зрения экономической войны со стороны России. Что интересно до начала АТО экспорт из Донецкой и Луганской областей в страны ЕС достигал почти 50%. Неудивительно, что эти две области показывают наибольший процент падения экспорта как такового: в Донецкой (-40,9%) и Луганской (-97,8%) областях.

 


– Не менее важно, что в ряде областей удалось сохранить позитивные темпы экспорта. Часто положительная динамика торговли с Европой полностью компенсировала потери от закрытия восточных рынков – как это наблюдается в Винницкой, Волынской и Черновицкой областях, где темпы роста европейского экспорта превысили 20%. Позитивная динамка торговли с Европой наблюдалась еще в пяти областях: Житомирской, Запорожской, Николаевской, Сумской и Хмельницкой. Однако пока этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать последствия российских торговых войн, – утверждает Юрий Панченко.


Важным фактором является и пропагандистская кампания, которая велась антиукраинскими силами, которая дискредитировала саму идею зоны свободной торговли с ЕС. В связи с этим будет нелишним развенчать ряд мифов, которые циркулируют относительно зоны свободной торговли, по сей день.


В первую очередь зона свободной торговли гарантирует снятие тарифных барьеров в классическом виде (пошлины), так и нетарифных барьеров. В особенности снятие нетарифных барьеров касается промышленных товаров. Но стоит признать, что остается ряд ограничений (хотя преференции касаются примерно 99% номенклатуры товаров и услуг), в первую очередь в сфере животноводства.


Что касается квот, то они существуют, но по признанию экспертов лишь по 5-6 позициям они явно недостаточны для украинских экспортеров, что касается остальных позиций, то многим украинские производители даже не вышли на тот уровень, который им был выделен ЕС. Это связано как с различными проблемами в сфере сертификации и безопасности продукции, так и с вопросами логистики и конкуренции как таковой. Кроме того квоты могут быть пересмотрены, так как они определялись на двухсторонних встречах, которые проходили 4-5 лет тому назад, и основывались на тех показателях, которые были тогда. По ряду позиций в сфере сельского хозяйства украинские производители сумели выйти на новый уровень и, в частности, экспорт курятины и кукурузы заметно увеличивался на протяжении последних лет, и никакие тарифные барьеры этому не были препятствием.


Для того, чтобы украинскому производителю выйти на рынки ЕС надо сделать ряд шагов, в первую очередь, связных с повышением качества (безопасности) товаров. Однако, без законодательного регулирования этой сферы ситуация не сдвинется с нынешнего положения.


– Следует сделать несколько вещей для того, чтобы помочь украинскому бизнесу выйти на рынки ЕС. В первую очередь со стороны власти, которая должна изменить законодательство Украины, в том числе с упором на безопасность пищевых продуктов. Со стороны же предпринимателей надо быть проинформированными по поду тех изменений, которые будут в результате имплементации Договора об ассоциации. Уже сейчас есть украинские компании, которые работают на украинском рынке. Я думаю, что украинские товары могут конкурировать в вопросах цены, инноваций и качества, – подчеркнул Николас Бердж, представитель ЕС в Украине по экономике и торговле, выступая в Одессе на семинаре-практикуме для предпринимателей.


 

В целом же тенденция переориентации товарооборота с России (и шире стран ЕС) позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, так как выход на рынки ЕС означает соответствие высоким стандартам качества и безопасности, что также скажется и на качестве продуктов и услуг на внутреннем украинском рынке.

 

Станислав Кинка