Жилищная проблема и обеспечение жильем: европейский пример для Украины

Ситуация с обеспечением качественным жильем в Украине в целом, и в Одессе в частности, неудовлетворительна. Кривые диаграмм на протяжении последних 20 с лишним лет свидетельствуют, что темпы строительства падают, а количество семей, получивших жилье от государства, уменьшается еще стремительней.

 

В связи с этим стоит обратить внимание на те практики жилого строительства, которые существуют в странах-членах Европейского Союза. Во многом они унифицированы, но существуют и отличия.

 

Право на высокое качество проживания – базовый принцип ЕС

 

Согласно Отчету относительно обеспечения высокого качества проживания в европейских городах Европейского агентства окружающей среды, достойные жилищные условия являются одним из важнейших критериев качества городской жизни.

 

– Поэтому, в странах ЕС с целью обеспечения комфортности городов одинаково важная роль отводится как политике относительно социально-экономического развития и городского планирования, так и политике доступного жилья для населения. Кроме того, качественное и доступное жилье является одним из критериев повышения привлекательности городов для постоянного проживания, поскольку именно его наличие является предпосылкой для стойкого и комфортного стиля жизни, – пишет украинский исследователь Татьяна Коломиец.

 

Как пишет исследователь, в Украине существует своеобразный эквивалент политики доступного жилья, которая имеет место в странах Европейского Союза. Эта программа была принята ещё в бытность генеральным секретарем КПСС Константина Черненко (1984), а разрабатывалась значительно раньше. Согласно концепции этой программы населению передаются в «бессрочное пользование обитаемые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, предназначенные для постоянного проживания». Однако, эта программа, как многие другие не была реализована. При генеральном секретаре КПСС Михаиле Горбачеве была выдвинута программа, согласно которой к 2000 году каждая советская семья получит отдельное жилье. Но СССР пришел в упадок, а в независимой Украине подобная программа не была реализована. Число же людей получивших государственное жилье стремительно сократилось.

 

– Хотя политика предоставления жилья самым необеспеченным слоям населения и существует, помогает она немногим. Например, в 2010 году в квартирной очереди на улучшение условий проживания в городских поселениях находилось 1 123.9 тыс. лиц, в то время как за тот же год получили жилье 10.2 тыс. лиц. То есть, из общего количества людей, которые требуют улучшение условий проживания, государство помогло только 0,9%, – утверждает Татьяна Коломиец.

 

Причем из года в год ситуация только ухудшается. В процентном соотношении заметно некоторое уменьшение лиц, стоящих в очереди за «социальным жильем», но это происходит скорее из-за механического сокращения самой очереди. В 2010 году украинские власти помогли 0,9% семей из общей очереди (10.2 тыс. домохозяйств), а через три года, в 2013 году, лишь 0,7% (5.7 тыс. домохозяйств). Одновременно за этот же промежуток времени сама очередь уменьшилась на 335 000 человек. Поэтому, очевидно, в функциональность этой политики перестало верить даже население, которое больше всего нуждается в помощи.

 

 

 

Принципы и практика обеспечения жилья в Украине и странах-членах ЕС

 

В Украине функционирует написанная в 1995 году «Концепция государственной жилищной политики». В ней в частности записано, что «целью государственной жилищной политики является создание условий для реализации права граждан на жилье, расширение жилищного строительства, улучшения содержания и сохранности жилищного фонда». Согласно этой концепции, государственная жилищная политика предусматривает непосредственное предоставление государством помощи населению. Например, в этом документе предусмотрено:

 

·        безусловное обеспечение земельными участками под индивидуальную застройку граждан, которые нуждаются улучшения жилищных условий;

·        обеспечение социальной защиты населения в связи с переходом к самоокупающейся системе эксплуатации жилья и предоставлением жилищно-коммунальных услуг по их себестоимости;

·        расширение сети специализированных домов для временного проживания граждан (общежитий, домов-интернатов, гостиниц-приютов).

 

Из-за предельной ограниченности ресурсов государственного бюджета властям страны достаточно трудно выполнять взятые на себя в Концепции обязательства. Поэтому ряд экспертов видят перспективу не в непосредственном предоставлении материальной помощи населению, а в эффективном регулировании рынка жилья в Украине. Это тем более важно, так как и до кризиса 2008/2009 гг. строительство жилья едва достигало 1/3 от показателей 1980-х годов. В после кризисные годы строительная отрасль стремительно уменьшала объемы выполненных работ, доведя их до 0,14-0,15 квадратных метров на человека в год. При этом показатели по обеспеченности жильем в Украине едва достигают 22 метров квадратных при среднеевропейских показателях в 38-45 квадратных метров.

 

– Исходя из того, что в нашей стране жилье строится не государством, а частными строительными компаниями, и государство практически не регулирует рынок жилья и жилищного строительства, то эффективнее будет использовать опыт, например, Польши, где цель жилищной политики заключается в снижении стоимости строительства. Такие пути реализации государственной политики являются намного реалистичнее, а, следовательно, будут лучше восприниматься населением, – пишет Татьяна Коломиец.

 

Что касается соседей Украины со стороны ЕС, то их политика в сфере жилищного строительства такова.

 

В Польше политика властей базируется на принципе «снижения стоимости строительства и повышении доступности финансирования; обеспечения увеличения количества арендованного жилья предложенного как частным, так и некоммерческим секторами; улучшения пространственной мобильности рабочей силы через потенциал существующего жилищного фонда; оживление городских районов; поддержка неправительственных организаций в предоставлении временного проживания». В Польше существуют субсидии на строительство и покупку жилья, а также т.н. социальное жилье, которое является услугой в рамках общественного интереса.

 

Словацкая программа строительства жилья базируется на «изменении методов поддержки развития жилищного строительства таким образом, чтобы обеспечить соответствующей государственной поддержкой строительство жилья, предназначенного для групп населения с разным уровнем доходов». В Словакии также есть субсидии на строительство и приобретение жилья, однако социальное жилье называется «муниципальной арендой» и не является массовым.

 

По Венгрии нет данных Евростата по субсидиям и помощи в сфере приобретения жилья, но существует понятие «сектора муниципальной аренды жилья», что является разновидностью социального жилья. Государственная программа базируется на принципах «поддержки молодых семей с детьми, которые хотят купить собственную квартиру; поддержки семей с низким уровнем дохода путем увеличения арендного жилищного фонда; субсидий для внедрения энергосохраняющих технологий в домах».

 

В Румынии государство озабочено «созданием плана устойчивого развития населенных пунктов и обеспечением всех приличными домами; обеспечением достойными условиями жизни лиц, которые находятся в неблагоприятном положении; создании надлежащих технических и финансовых инструментов, нужных для обеспечения спроса на жилье; обеспечением технических и методологических инструментов, необходимых для реализации программы, направленной на улучшение качества условий жизни». На государственном уровне есть поддержка при покупке жилья и на строительство жилья. Существует также социальное жилье под названием «жилого сектора с малыми затратами».

 

Таким образом, практически во всех странах ЕС существуют государственные программы поддержки покупки или строительства жилья. Такие же по форме, но не по сути, программы существуют в Украине. Однако, показатели обеспеченности жильем в нашей стране гораздо ниже. Очевидно, что адаптация европейских норм в этой сфере сможет привести к тому, что будет выработан действенный механизм паритетного участия государства, частного бизнеса и населения страны в обеспечении жильем нуждающихся.