Развитие порта в Одессе является стратегическим не только для города, но для всей Украины. Масштабный торговый порт, пассажирский и контейнерный терминалы делают этот порт чрезвычайно важным, в особенности принимая во внимание геополитическую ситуацию, аннексию Крыма и сложности функционирования иного большого порта – в Мариуполе.
Развитие порта в Одессе: планы и стратегии
Стратегия развития – это основополагающий документ, следуя которому должно развиваться любое сколько-нибудь значительное предприятие. Что касается Одессы, то порт, который находится фактически в центре города, примыкает к туристическим маршрутам и имеет небольшие площади для роста, может развиваться только интенсивно, т.к. резервы для экстенсивного роста уже почти исчерпаны.
Ещё в 2006 году шли словесные баталии относительно границ развития порта. Тогда ряд депутатов городского совета выступал против намытого терминала для приема судов более 225 метров.
«Разработка Концепции развития – это не прихоть администрации порта. Это необходимость, подсказанная временем и условиями конкуренции. Без развития порт перестает быть интересен для клиентов. Уже сегодня представители крупнейших контейнерных линий, которые обслуживает порт, заявляют, что, если мы не будем наращивать мощности терминала для того, чтобы иметь возможность принимать современные суда-контейнеровозы длиной свыше 225 м, они вынуждены будут уйти в Констанцу (Румыния). Потому что там уже есть несколько современных контейнерных терминалов, куда суда могут заходить без ограничения по осадке и не простаивать в очереди в ожидании свободного причала. И поэтому один из основных инвестиционных проектов Концепции – развитие контейнерного терминала, конкурентоспособного в Черноморском регионе», – отмечал в то время Николай Павлюк, начальник ГП «Одесский морской торговый порт».
Согласно концепции развития её реализация должна была дать местному бюджету до 200 млн. грн., около 3 000 новых рабочих мест в порту и 10 000 в смежных организациях. Таким образом, потенциал для развития у порта в Одессе был и остается.
Что касается тех трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели, которые используют Одесский порт в качестве основного или транзитного, то они сводятся к зарегулированности и сложной процедуре прохождения таможенного контроля, к этому следует добавить и общие для других портов негативные черты: недостаточная обеспеченность (или пропускная способность) железных дорог, изношенность и старость перегрузочной техники, совмещение частно-государственного подхода к управлению и эксплуатации портов при сложении минусов обоих подходов и минимизации позитивных моментов каждого подхода.
Основными задачами, таким образом, видится приведение законодательства в соответствие с мировыми нормами, уменьшение уровня коррупции, на который жалуются перевозчики и контрагенты, повышение пропускной способности железнодорожного транспорта, как самого дешевого способа доставки грузов по суше, а также приватизация иных сфер деятельности порта не связанных с морской и навигационной безопасностью с целью оптимизации затрат и повышения налоговых поступлений как в государственный, так и в местный (городской) бюджет.
При этом стоит принимать во внимание, что перспективность транзитного потенциала Одесского порта, как и других портов Украины, снижается, что связано как с озвученными выше причинами, так и с причинами экономического характера. Впервые некоторое уменьшение транзита было зафиксировано в кризисный 2008 год, когда суммарно транзит сократился на 0.7%. В настоящее время транзит упал на 19.4% в масштабах всей Украины.
Одесский порт: пределы роста
На последней пресс-конференции, которая состоялась 23 июля, начальник администрации Одесского порта Михаил Соколов отметил, что за первое полугодие в целом отмечен рост переработки грузов (по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. на 3.5%), однако существенно упал импорт (27.5%) и транзит (13%) через Одесский порт. Также увеличились портовые сборы (на 6%) и составили 344 млн. грн.
При этом дирекция Одесского морского порта указывает на тот факт, что в настоящее время для увеличения объемов операций с зерновыми проводится реконструкция причала № 7 в Карантинной гавани, линии причалов №№ 42-43 в Хлебной гавани и строительство причала 1-«з» Андросовского мола.
«Сегодня наши партнеры, частные стивидорные компании, активно развивают направление зерноперевалки. Модернизируются старые и строятся новые элеваторы, вводятся в строй зернопогрузочные машины. Наша задача, как структуры, которая обеспечивает бизнесу равный доступ к причалам, развивать портовую инфраструктуру с тем, чтобы зернотрейдеры видели перспективы увеличения объемов зерноэкспорта через Одесский порт. Сегодня мы реализуем три масштабных инвестиционных проекта по реконструкции гидротехнических сооружений для обеспечения безопасной швартовки судов-зерновозов», – отметил на пресс-конференции начальник администрации Одесского порта Михаил Соколов.
По словам Михаила Соколова реализация перечисленных и других проектов позволит увеличить мощности перевалки зерновых грузов в Одесском порту с 7-8 млн. тонн до 12,5 – 13 млн. тонн в год.
Стоит отметить, что украинскими портами, в частности Одесским морским портом, интересуются и иностранные инвесторы. Их привлекает инфраструктура, в которую они готовы вкладывать деньги и, модернизировав её, таким образом, повышать свою прибыль.
«Было несколько заинтересованных китайских компаний с достаточно амбициозными планами. В отличие от компаний-трейдеров и грузовладельцев, которые хотят определенный актив, китайские компании хотят сразу все, по китайским масштабам. Мы, безусловно, этим инициативам рады и оказываем необходимую поддержку. Одна крупная китайская компания уже ознакомилась со всей прибрежной инфраструктурой Украины, приезжала целая делегация технических, экономических, инвестиционных специалистов. Далее они представили информацию своему совету директоров. Мы ждем от них предложений в ближайшее время», -отметил в недавнем интервью заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков.
Что касается типов судов, то за последние десять лет видны некоторые улучшения, что касается инфраструктуры Одесского морского порта и в целом Украины.
«В 2004 году мы впервые принимали в Одессе 225-метровый контейнеровоз компании CMA, то сейчас средний размер судов-контейнеровозов — больше 270 метров. Идет укрупнение флота в мире», – заявил Юрий Васьков.
Потенциал развития Одесского порта в настоящее время зависит от ряда факторов. Среди важнейших следует отметить международные и геополитические. Пока не будет создана благоприятная и спокойная атмосфера в государстве, пока Одесский порт будет фигурировать в планах и проектах (мифических или реальных) соседних стран, то его привлекательность для инвестиций не сможет быть максимальной, т.к. любой бизнес будет в первую очередь учитывать риски, связанные с инвестированием в нестабильную страну/регион. У Одесского порта есть нерастраченный потенциал в первую очередь в сфере пассажирских перевозок. Однако и здесь стабильность в государстве играет решающую роль – число заходов за 2014 год сократилось со 159 заявленных до 28 реальных. Иными векторами развития является обновление устаревшей инфраструктуры с одновременным улучшением транспортной логистики. Решение проблем связанных с таможней на себя взял новый руководитель Одесской областной государственной администрации, и уже скоро станет ясно, сумеет ли Михаил Саакашвили реализовать свой план по переустройству механизма прохождения таможни и какой эффект будет от этого нововведения городу, стране и предпринимателям.