Антикоррупционные реформы государства: законодательные инициативы и прогнозы экспертов

 

Коррупция является одним из наибольших зол, которое досталось нынешней украинской власти от предыдущего режима. По сути, фактор повсеместной коррупции лишил Украину значительного количества инвестиций, затормозил движение в сторону гармонизации отношений с ЕС и вывел в тень огромные финансовые потоки, приведя к ухудшению экономической ситуации на фоне все более неблагоприятной политической обстановки.

 

– Иностранцы очень серьезно относятся к теме коррупции (одно упоминание о ней или даже намек их отпугивают). Если есть малейшее подозрение, что фирма, хоть в чем-то подобном замешана – сотрудничать не будут. В Украине же сложно работать – у нас высочайший уровень коррупции, – говорит одесский юрист Денис Балух партнер юридической и патентной фирмы «Грищенко и партнеры».

 

 

Читайте также на «Информер»: Манипуляции в медиа-пространстве vs территориальная целостность Украины

  

 

По данным на 2012 год Украина занимала 144 место в индексе восприятия коррупции, находясь среди таких стран, как Бангладеш и Республика Конго.

 

Более того именно коррупция режима Януковича была одним из основных факторов, который вывел людей на улицы во время Майдана. По данным исследования, которое было проведено организацией «Transparency International» в прошлом году более трети опрошенных были готовы выйти на улицу, чтобы бороться против коррупции.

 

 


 

 

При этом эксперты выделяют три уровня коррупции в Украине, борьба с каждым из них должна строиться по своим законам и с применением особых, действенных механизмов.

 

Первый – это бытовая коррупция. На этом уровне люди добровольно дают взятки, «благодарят» за услуги в больнице, школе и т.д. Второй – административная коррупция. Это коррупция по требованию, наши контакты с чиновниками. Мы понимаем, что дешевле заплатить, чтобы ускорить требуемый процесс. Третий уровень – это элитарная или политическая коррупция. В высших эшелонах власти, начиная с парламента, президента, кабинета министров, – подчеркивает Алексей Хмара, президент организации организацией «Transparency International» в Украине.

 

Если на первом и втором уровнях для борьбы с коррупцией достаточно политической воли и участия гражданского общества, то на третьем уровне необходимы серьёзные изменения законодательства и использование опыта стран, которые успешно боролись с подобным явлением, например, используя пример Польши, Грузии или Сингапура.

 

25 октября 2014 года были опубликованы на официальном сайте украинского парламента принятые на предпоследнем заседании Верховной Рады VII созыва законы из антикоррупционного блока.

 

Таким образом, была утверждена «Антикоррупционная стратегия на 2014-2017 гг.»; приняты Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей»; «О предотвращении коррупции», а также «О создании Антикоррупционного бюро»; «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

 

Большая часть принятых законопроектов принята, но вступает в силу лишь через некоторое время, что вызвало ряд критических откликов у экспертов.

 

– Сейчас на Украине приняли новые антикоррупционные законы. Но поскольку многие законы принимались пакетами, то некоторые из них придется дорабатывать, – говорит член правления украинского Антикоррупционного центра Галина Сеник.

 

Исключением является Закон «Об антикоррупционной стратегии», который вступает в силу на следующий день после опубликования. В нем содержатся основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией на 2014-2017 гг. Это констатация того, что предыдущая программа, рассчитанная на 2011-2015 гг. не была выполнена, общие рекомендации по координации антикоррупционной деятельности и предложение ряда мер по борьбе с ней в контексте международного опыта.

 

 

Читайте также на «Информер»: Парламент реформ или стагнации. Анализ собрания новой Верховной Рады VIII созыва  

  

 

Закон «Об определении» вступает в силу через месяц после опубликования. Он позволит определить чиновников – реальных собственников недвижимости, а также откроет доступ к реестру прав на недвижимость.

 

– Он раскроет вся информацию о недвижимой собственности всех физических лиц, в том числе владение недвижимостью всех украинских высоких должностных лиц и членов их семей. Каждый украинец сможет получить доступ к реестру недвижимости и увидеть, на кого зарегистрирован тот или иной дом, квартира, объект недвижимости, – подчеркнул премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

 

Закон «О предотвращении коррупции» будет принят к исполнению через 6 месяцев. Он подразумевает проведение экспертизы, для чего будет создана Национальная комиссия по вопросам противодействия коррупции. Вводится специальная процедура декларирования доходов и расходов всех государственных чиновников высшей категории; процедура электронного обнародования деклараций должностных лиц высшего эшелона.

 

Закон «Об антикоррупционном бюро» вступает в силу через 3 месяца после его обнародования. В полномочия этой структуры: расследовать преступления, имеющие коррупционную подоплеку исключительно в высших эшелонах власти. В структуру этой институции войдут центральный аппарат и 7 территориальных управлений.

 

– Я очень рад, что Украина, наконец, создаст эту важную учреждение. Она будет несколько ограничена из-за того, что парламент ослабил ее в последнюю минуту. Главный недостаток в том, что парламент может слишком легко уволить руководителя. Украинское антикоррупционное бюро будет иметь тяжелые времена, защищаясь от политизации и политического вмешательства, – поделился своим мнением Юхани Гроссман, специалист в области проведении антикоррупционной политики, член Правления Директоров «Transparency International».

 

Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» также будет принят к исполнению через 90 дней со дня опубликования.

 

 


 

 

Далеко не все эксперты настроены оптимистично даже после принятия пакета антикоррупционных законов.

 

Я не уверен, что они полностью начнут работать. Как ученый, я исследовал все те законы, которые принимались в этой сфере. В 2009 году при президенте Ющенко был принят закон, которому более двух лет просто не давали вступить в силу. Антикоррупционные законы написаны по всем правилам, которые требует антикоррупционная конвенция ООН, но в них, как говорится, черт прячется в деталях. Скажем, закон обязывает проверять всех кандидатов на государственную службу. Но забыли предусмотреть, кто эту проверку проводит. Другой пример. Предусмотрено полное декларирование имущества, прав собственности, доходов и так далее. Но тут вмешивается конституционный суд, который объявляет такие положения неконституционными и говорит, что они могут вступить в силу не ранее, чем через два года, – считает профессор кафедры уголовного права юридического факультета Киевского национального университета, Николай Хавронюк.

 

 

Читайте также на «Информер»: Балтийский опыт реализации европейских реформ в экономике и IT-сфере. Актуальный пример для Украины 

  

 

В свою очередь адвокат Виктор Чевгуз считает, что формальное принятие законов не сможет заменить четкого механизма их выполнения:

 

– Народные депутаты приняли антикоррупционные законы и поставили себе галочку, а механизма их применения нет. В большинстве законодательных актов по борьбе с коррупцией и взяточничеством не расписаны нюансы их применения.

 

В конечном счете, любой закон эффективен только в случае его выполнения и соблюдения. Фиаско предыдущей программы по борьбе с коррупцией было обусловлено с её отсрочкой в исполнении, фактической отменой ряда положений, а также общим скрытым саботажем антикоррупционной политики государства.

 

Очевидно, что вся суть борьбы с коррупцией может свестись к трем основным составляющим: установление четких правил, прозрачность процедур и, как следствие, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных действий.