Европейские стандарты: дорожные перевозки. Что нужно Одесской области, чтобы соответствовать необходимым параметрам?

Автомобильный транспорт является одной из движущих сил европейской экономики и единого европейского рынка. С его помощью доставляются около 44% товаров Европейского Союза. Такой эффект достигается благодаря скорости, стоимости, гибкости и эффективности дорожных перевозок. Количество путешествий автомобильным транспортом (в том числе частным) составляет 73% пассажирских перевозок ЕС. 

 

«Информер» продолжает серию публикаций о европейских стандартах, в этой статье будет проанализирован опыт ЕС в области дорожных перевозок.

 

Сфера  дорожных перевозок является жизненно важной для развития экономики европейских стран. Она генерирует около 2% ВВП Европейского Союза и обеспечивает работой больше 5 миллионов человек. Это одна из самых динамично развивающихся отраслей европейской экономики, включающей в себя представителей мелкого, среднего и крупного бизнеса.  Дополнительно,  развитие автомобильного транспорта и коммуникаций выполняет важную функцию соединения всех регионов Европейского Союза друг с другом. Стоит отметить, что сегодня в секторе автомобильного транспорта в ЕС существует ряд проблем.

 


Как отмечено в докладе Европейской комиссии: «Водители сталкиваются с проблемами перегрузок некоторых дорог, при этом один из 4 грузовых автомобилей передвигается пустым.  Участники дорожного движения хотят ездить по более безопасным и надежным дорогам, а условия труда и оплаты должны обладать высокой привлекательностью для профессиональных водителей. В тоже время цены на топливо регулярно растут, и увеличивается количество выбросов углекислого газа автомобилями».  


 

Пробки являются проблемой не только для участников дорожного движения, а и для бизнес структур. Эффективность производственных предприятий зависит  от поставок  «без опозданий». Скопление автомобилей в пробках стоит экономике  Европейского Союза более 1% ВВП в год. Для решения этой проблемы ЕС внедряет более эффективную транспортную логистику, улучшает инфраструктуру и оптимизирует пропускную способность.

 

Открытый рынок

 

Для стимулирования развития свободного внутреннего рынка в ЕС был создан набор единых правил для обеспечения добросовестной конкуренции среди операторов автомобильных перевозок.  К тому же, открытый внутренний рынок предоставил возможность автотранспортным предприятиям предоставлять свои услуги за пределами национальных границ. С 2011 года для этого необходимо соответствовать четырем критериям:

 

– Хорошая репутация. Операторы должны отвечать этическим и предпринимательским стандартам. Неспособность применения и уважения стандартов ЕС означает лишения лицензии

– Устойчивое финансовое положение. Ежегодно операторы пассажирских перевозок должны демонстрировать капитализацию на уровне 9000 евро за первый автомобиль  и 5000 за каждый последующий.

– Профессиональная компетенция. Операторы должны сдать экзамен, для оценки их практических знаний, способностей и возможностей.

– Представительство. Операторы должны продемонстрировать, что они имеют эффективное представительство в государствах-членах Европейского союза.

 

Важным аспектом деятельности транспортных предприятий в рамках ЕС являются «каботажные перевозки». Законодательство Европейского Союза позволяет  перевозчику из одной страны осуществлять перевозки грузов в другой стране на временной основе.

 


По словам вице-президента Еврпейской Комиссии Сиима Калласа «Это достаточно либеральное правило было введено сравнительно недавно. Он позволяет пустому грузовому транспорту любой страны ЕС, осуществлять перевозки по маршруту следования без каких-либо ограничений.  К примеру, датское транспортное средство направляется забрать груз в Бордо. Законодательство Европейского Союза позволяет ему осуществлять дополнительные перевозки в других странах, по маршруту следования». 


 

Данный момент положительно сказывается  на стоимости перевозок, прибыли оператора и экологии.

 

В странах Таможенного Союза такая возможность отсутствует. К примеру, в России действует  законодательное ограничение на перевозки транспортом другой страны. Статья 7 Закона Российской Федерации “О государвственном контроле за осуществление международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения” запрещает перевозку грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

 


Как отмечает руководитель видео-проекта о путешествиях Антон Дудко, опыт Европейского Союза в области каботажных перевозок достаточно успешен: «Развитие транспортной системы в целом и каботажных перевоз в частности стимулирует позитивные тенденции в экономике. Увеличивается число рабочих мест, улучшается качество перевозок и дорожного покрытия, повышается мобильность людей.  Недаром, руководством Таможенного Союза заявлено о постепенной системе внедрения законодательства в области каботажных перевозок по примеру Европейского Союза». 


 

Начальник управления внешнеэкономических связей Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Негрей сообщил, что профильные ведомства стран ТС договорились о постепенной либерализации законодательства в этой области. «Первый этап стартует  1 января 2016 года. После этого периода белорусские перевозчики получат право осуществлять каботажные перевозки на территории  Смоленской, Брянской и Псковской областей. В рамках второго этапа – с 2020 года – участники рынка международных грузоперевозок смогут произвести одну перевозку в любую точку внутри Российской Федерации за один рейс. В 2025 году к договоренностям присоединится Казахстан, когда ограничения на каботажные перевозки в рамках Таможенного союза будут сняты» – заявил чиновник.

 

Общие технические стандарты транспортных средств

 

Европейский Союз устанавливает ограничения веса и размеров транспортных средств, для того что бы избежать повреждения дорог, мостов и других объектов инфраструктуры а также обеспечить максимальный уровень безопасности на дрогах.  В 2013 Европейской комиссией была предоставлена программа по улучшению аэродинамических характеристик, расхода топлива, уровня шума и выбросов, а так же  использования электрических автомобилей. Дополнительно там рассмотрен потенциал новых технологий при осуществлении перевозок.  Технологии должны помочь сектору автомобильных перевозок эффективно  использовать инфраструктуру и управление транспортом. С помощью оптимизации логистики можно сократить количество «пустых рейсов» грузовым транспортом, которые сейчас составляет 25% от всех поездок. Развитие спутниковых и навигационных систем позволяет транспортным компаниям получать информацию о пробках и заторах в режиме реального времени, что сокращает время в пути, затраты на осуществление деятельности и обеспечивает безопасность груза.

 

В дополнение, в 2010 году определены общие стандарты взаимодействия и помощи автомобилистам. С их помощью организованна система определения и бронирования безопасных парковочных мест, оказание помощи автомобилистам, попавшим в аварию, отслеживание дорожного трафика в режиме реального времени и предоставление информационных услуг. Цель Европейского союза состоит в создании условий для эффективной и безопасной работы сектора, с минимальным воздействием на окружающую среду.  Для уменьшения вреда окружающей среде необходимо использование экологически чистого транспорта, меньше зависящего от нефтепродуктов. Развитие в этом направлении будет зависеть от новых технологий, внедрении электро и гибридных  двигателей, а также от разработки городских транспортных коммуникаций. Достижение этих целей должно иметь финансовые, налоговые и ценовые стимулы.

 

Безопасная перевозка

 

Улучшение мобильности также означает увеличение безопасности на дорогах.  Дорожный транспорт из года в год увеличивает свои показатели безопасности,  однако он  все равно остается более опасным, чем другие виды передвижения. В 2011  на дорогах ЕС погибло 30 300 человек,  в среднем 1 123 человека на каждую страну-члена. Этот показатель  на 46% меньше чем в 2000 году. К примеру, число жертв ДТП в Украине втрое больше, при этом население стран ЕС – 506 820 764 человек.  Количество ДТП с участием грузовиков и автобусов значительно меньше, чем частныех автомобилей. Однако 14% аварий со смертельным исходом приходится на тяжелые транспортные средства.  Основными их причинами выступает усталость водителей и поведение пассажиров в салоне.

 

В связи с этим в ЕС приняли ряд правил для водителей, направленных на создание комфортных условий труда, развитие безопасности на дорогах и обеспечение честной конкуренции среди автоперевозчиков.

 

Эти правила гласят:

– Водитель может управлять транспортным средством не более 9 часов в день, с обязательным 45 минутным отдыхом после четырех с половиной часов за рулем. Возможны два десятичасовых переезда в неделю

– Максимальное еженедельное количество рабочих часов – 56. За две недели – 90

– Водитель должен иметь 11 часов отдыха ежедневно.

– Водитель должен иметь еженедельный 45 часовой беспрерывный отдых. 

 

За соблюдением данных правил следят специальные органы в каждом государстве-члене ЕС.

 

Каждый грузовик и автобус, передвигающиеся по дорогам ЕС, должен быть оснащен тахографом, для записи информации о своих поездках. На данный момент 6 миллионов автомобилей оборудованы цифровым устройством, записывающим скорость, пройденное расстояние и идентификацией водителей. Данные тахографов позволяют  более точно проверять соблюдение правил. Следующее поколение устройств будет включать в себя спутниковое позиционирование и систему дорожной связи. 

 

Подготовка водителей

 

По прогнозам Европейской транспортной ассоциации в ближайшие годы Европейский Союз может столкнуться с нехваткой профессиональных водителей. Существует необходимость в разработке и внедрении программ по привлечению квалифицированных водителей, в том числе и среди молодежи.

 

В директиве 2003 года указано, что водители обязаны пройти формальное обучение перед получением реального опыта. В 2011 это норма была дополнена и теперь каждые пят лет в ЕС проводится 35 часовая обучающая практика. На ней водители узнают о безопасности передвижения, новых экологических новшествах и обеспечения комфорта пассажиров.

 

Автомобильная политика ЕС не останавливается на внешних границах. Европейский Союз и Торговая Ассоциация один набор в области автоперевозок. Существует программа по взаимодействию со странами Восточной Европы и Западных Балкан. Таким образом, к правилам ЕС присоединились Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария. Через международное сотрудничество  Европейский Союз способствует распространению применению своих стандартов в других регионах и странах. Соседние европейские страны, страны Кавказа и  Центральной Азии перенимают стандарты ЕС через сотрудничество в рамках соглашения экипажей транспортных средств осуществляющих международные перевозки (ЕСТР).

 

Европейские стандарты и украинские реалии.

 

В конце 2013 года МВД Украины изменила правила дорожного перевозки опасных грузов. Основные изменения коснулись упрощения перевозки опасных грузов и приведение украинского законодательства в соответствие с Европейским Соглашением  о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ 2013).  В соответствии с новыми правилами классификация опасного груза указывается в его паспорте безопасности, который перевозчик может взять у производителя или отправителя груза. Во время перевозки опасного груза, на его упаковку следует наносить надпись «транспортный пакет» так, что бы она была разборчива и не стиралась под воздействием природных факторов. Транспортные средства, перевозящие вещества способные нанести вред окружающей среде должны маркироваться специальным знаком. Дополнительно в правилах регулируется процесс устранения различий в комплектации при внутренних и международных перевозках. Дополнительно введены требования к обязательному оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, относящихся к грузом повышенной опасности, системами телеметрии или другими устройствами, позволяющими отслеживать перемещение этих грузов. Также, уменьшен список опасных грузов, перевозка которых должна согласовываться ГАИ МВД Украины.

 

Развитие дорожной инфраструктуры является чрезвычайно актуальной для Одессы и Одесской области. По состоянию на 1 января 2014 года на балансе службы автомобильных дорог Одесской области находится 8318,0 км дорог. В целом опорная сеть дорог общего пользования сформирована и обеспечивает транспортное сообщение между населенными пунктами, но требует значительных капиталовложений на реализацию мероприятий по их сохранению, развитию, повышению уровня безопасности дорожного движения и комфортности перевозок. Стремительное увеличение интенсивности движения транспорта за последние годы требует решения вопросов развития существующей сети дорог с доведением ее до параметров дорог высших категорий, строительства транспортных развязок, мостовых переходов и т.д. Наибольшая интенсивность движения автотранспорта сосредоточена на автомобильных дорогах Обход г.Одессы, Киев-Одесса, Одесса-Рени, Одесса-Мелитополь-Новоазовск, Одесса-Кучурган, Одесса – Б.Днестровский – Монаши – / М-15 /, Одесса – Ильичевск, Одесса – Южный – / М-14 / и на отдельных участках этих дорог она достигает более 30 тыс. автомобилей в сутки.

 


По оценкам председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины Сергея Подгайного: «Для того чтобы существующую дорожную сеть Украины привести в надлежащее эксплуатационное состояние необходимо для проведения реформирования дорожного хозяйства, 15 лет и ритмичное финансирование в объеме 30-40 млрд. грн. в год».


 

По его словам, около 90% автомобильных дорог Украины требуют проведения капитального ремонта или вообще реконструкции. Это связано с тем, что большую часть украинской дорожной сети было построено около 30-40 лет назад по техническим требованиям того времени и из расчета тогдашних нагрузок. 

 

Современное же рост количества автотранспорта и его грузоподъемности требуют использования других технологий и материалов, что значительно увеличат прочность и несущую способность дорог.

 


«После передачи автомобильных дорог местного значения в управление областных советов, а в перспективе – на базовый уровень, как это предусмотрено реформой отрасли, в сферу управления Укравтодора войдут 35000 км автомобильных дорог общего пользования государственного значения, которые являются основными транспортными коридорами для перевозчиков. Следовательно, они в первую очередь нуждаются в обновлении», – отметил С. Подгайный. 


 

По его убеждению, при условии ритмичного финансирования в объеме 30-40 млрд. Грн. в год полностью обновить указанную дорожную сеть возможно уже за 15 лет.

 


«Получить и направить на дороги хотя бы часть указанных средств позволит лишь создание защищенного Государственного дорожного фонда, а также привлечение дополнительных инвестиций, в частности усиление сотрудничества с МФО и реализация концессионных проектов. Все это предусмотрено новой редакцией Концепции реформирования дорожного хозяйства», – подчеркнул Председатель Укравтодора.


 

Что же касается автомобильных дорог местного значения – децентрализованная модель дорожного хозяйства позволит территориальным общинам в первую очередь восстановить эти дороги, имеющие приоритетное значение для их населенных пунктов.

 


«Местные власти лучше центральной знает о проблемах и потребностях жителей городов, сел и поселков, а, следовательно, первоочередные направления ресурсов определять целесообразнее», – отмечает Сергей Подгайный.


 

Кроме того, ремонт и эксплуатационное содержание автомобильных дорог местного значения и в дальнейшем будут финансироваться из Государственного бюджета – в качестве субвенций. Распределение средств между регионами будет происходить по специальной методике, в основе которой – расчеты, учитывая характеристики дорог местного уровня – протяженность, категорийность, количество полос движения и его интенсивность.

 

Выходом из ситуации может послужить концессия, которая способна привлечь крупных инвесторов для строительства дорог. Концессия предполагает, что инвестор берет на себя обязательства по строительству, ремонту и эксплуатации дороги, а государство  в свою очередь дает гарантии, разрабатывает модель возврата инвестиций и устанавливает размер максимальной платы за проезд по новым участкам. Предполагается, что проезд по новым дорогам будет стоить 0,3 – 1 грн за 1км. дороги. При этом будет обеспечена возможность альтернативного проезда. При таких условиях, существует большая вероятность привлечение инвесторов, способных обеспечить высокое качество дорожного покрытия.