Европейские стандарты: Воздушный транспорт. Есть ли возможность у Одессы стать транзитным центром?

 

«Информер» продолжает публикации об европейских стандартах. В этой статье будут проанализированы модель ЕС в области воздушных перевозок, а также возможности, которые откроются перед Одессой после интеграции в европейское авиапространство.

Воздушный транспорт – стратегически важный сектор, который вносит значительный вклад в экономику  Европейского Союза и рынок занятости. Авиация обеспечивает 5.1 миллион рабочих мест и делает вклад в экономику ЕС на уровне 365 миллиардов евро (2,4 % ВВП).  По прогнозам Европейской комиссии рынок воздушных транспортировок ежегодно будет увеличиваться на 5% до 2030 года. В 2010 году Европейская воздушная навигационная система (ANS) контролировала 9,5 млн. полетов (в оживленные дни до 33 000 рейсов). По некоторым предположениям этот показатель составит 17 млн. рейсов (в оживленные дни до 50 000). Европейское воздушное пространство это 10,8 млн. км2 и 60 центров управления фрагментированным воздушным пространством.

Сегодня Украина полностью интегрирована в систему безопасных полетов ЕС. Зону ответственности  центрального органа «организации потоков воздушного движения Евроконтроля» (ОПВД) и принимает активное участие в стратегическом, предтактическом и тактическом планировании движения в воздушном пространстве Европейского региона.

 


 

«Процедуры организации воздушных потоков движения используются для организации безопасного, упорядоченного и ускоренного потока воздушного движения и обеспечения максимального использования пропускной способности системы управления воздушным движением в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой» – сообщает официальный сайт  ОПВД. 

 


        Стоит отметить, что экономическая эффективность «Евроконтроля» оценивается не только по деятельности в рамках Европейского Союза. В ежегодные отчеты организации также входят Украина, Армения, Молдова, Турция и другие страны.

 

Структуры Европейского Союза получили полномочия в организации воздушного движения в 2004 году, именно в этом году принятие решений в области авиаперевозок стало зависеть от ЕС. В этот период основными задачами структур, отвечающих за авиапревозки в ЕС, стало реформирование воздушной сферы для лучшего управления растущего сегмента, развития экономической составляющей, эксплуатации пространства с максимальной безопасностью и внедрения экологических стандартов.  Это означало дефрагментацию европейского воздушного пространства, сокращение простоев транспорта, повышение стандартов безопасности и эффективности полетов для уменьшения вреда окружающей среде и снижения расходов, связанных с  предоставлением услуг. Для развития Европейского рынка авиаперевозок Европейской Комиссией был взят курс на либерализацию законодательства, применяемого к туроператорам. Были сняты ограничения, касающиеся воздушного транспорта и трансграничных инвестиций. Также либерализация коснулась лицензирования, доступа к рынкам и тарифам. Успешному достижению поставленных целей способствовало взаимодействие Европейской Комиссии, которая выполняла мониторинг выполнения законодательства   и комитета «Единого Неба», имеющего консультативные функции и регулирующие полномочия.

Большое влияние на развитие авиационного сегмента экономики стало создание единого рынка для всех авиаперевозчиков в ЕС. За последние десятилетия  политика ЕС был направлена на координацию действий в области авиации, после чего был сформирован внутренний европейский рынок, и  стали действовать общие правила. Данный процесс вызвал значительные экономические выгоды. При этом Европейская комиссия сейчас находится в стадии разработки новых действий в этом направлении. 

Как отмечают эксперты программы «Единого Европейского Неба»  в ежегодном докладе Европейской Комиссии:

 


 

«Значительные успехи в области авиаперевозок стали возможны благодаря взаимодействию структур Европейского Союза с «Евроконтролем» и широкому привлечению в процесс принятия решений многих заинтересованных сторон. Среди них промышленные предприятия, воздушные провайдеры аэронавигационного обслуживания, национальные  органы надзора, администрация аэропортов и профсоюзы работников воздушной сферы».


          Текущие положение дел в авиаперевозках Украины может изменить подписание договора о едином авиационном пространстве между нашей страной и Европейским Союзом. Данный договор направлен на либерализацию рынка воздушного сегмента, увеличение  привлекательности  авиатранспорта для пассажиров и стимулирование развития инфраструктуры. Предполагается, что авиаперевозчики из ЕС и Украины смогут осуществлять свою деятельность (самостоятельное определение маршрутов и цен на них)  без вмешательства властей. Скорее всего, это повлечет за собой увеличение на украинском рынке компаний из Европейского Союза, в том числе и так необходимых нашей стране «лоукостов».  Как считает руководитель видео-проекта о путешествиях Антон Дудко:

 

 


 

«Подписание договора об открытом небе с ЕС может значительно увеличить пассажиропоток Украинских аэропортов, поскольку международные компании смогут использовать их в качестве  транзитных хабов. При этом увеличение конкуренции должно повлечь за собой снижение цен на перевозки».

 


           Для того чтобы понять каким образом сближение украинского авиарынка с европейским может сделать авиаперелеты доступными для более широкой категории граждан достаточно проанализировать деятельность компании «Визз Эйр Украина» с 2008 года. Более того  этот вопрос крайне актуален для Одессы. В самом начале своего функционирования в Украине этой компанией  были открыты  рейсы в Киев. Акционная цена за перелет в одну сторону составляла всего 79 грн.  В дальнейшем бюрократические преграды заставили компанию уйти из Одессы, несмотря на высокий пассажирский спрос. Закрытость украинского рынка авиауслуг не дает возможности для развития региональных аэропортов. Рядом с Одессой успешно функционирует Кишиневский аэропорт, принимающий рейсы нескольких «Лоукостов» из Азии и Европы. Его пассажирооборот превышает одесский, несмотря на то, что в Одессе проживает больше населения, которое, к тому же, является более платежеспособным. Кроме того, после открытия украинского неба есть возможность перетянуть часть транзитного авиапотока из перенасыщенного аэропорта Стамбула.

 

Следует отметить, что одним из основных факторов работы авиакомпаний в Европе является безопасность. Авиационная политика ЕС направлена на обеспечение надежности Европейского воздушного транспорта.

 


 

По данным «центра оценки крушения авиалайнеров» (JACDEC) среди 30 самых надежных  авиаперевозчиков в мире 13 – европейские компании. Перевозчики с постсоветского пространства в рейтинге не представлены.  

 


          По мнению экспертов журнала «Aero International» превентивной мерой к крупным авиа крушениям стала применяемая сначала в ЕС, а потом и в других странах практика «запрета на вылет», запрещающая взлет в потенциально опасных ситуациях. В 2010 году было  зафиксировано 19,4 млн. минут задержки рейсов по указанию «Организации потоков воздушного движения Евроконтроля» связанных с обеспечением безопасности полетов. По этой же причине каждый рейс был на 49 км  длиннее.

 

 Для инноваций и разработок в области «Единого Европейского Неба» действует исследовательская программа «SESAR», которая направлена на  разработки в области модернизации инфраструктуры и повышение эффективности за счет оптимизации мощностей.

 


 

В Европейской комиссии отмечают: «Программа модернизации воздушного управления SESAR направлена на развитие системы управления воздушным движением нового поколения. Она способна обеспечить безопасность и модернизацию авиаперевозок по всему миру в ближайшие тридцать лет». 


            Если в процессе обеспечения безопасности полетов Украина давно  включилась в интеграционные проекты с Европейским Союзом, то в области увеличения сервиса и снижения стоимости нашей стране еще необходимо развиваться. По словам директора греческого предприятия «Эллин-Интертранспорт», занимающегося транспортными перевозками, Хайрапи Сароян: «Необходимо понимать, что сейчас Украинские аэропорты не готовы к значительному увеличению количества рейсов, а мировые авиаперевозчики не используют аэропорты в качестве транзитных центров из-за дороговизны «воздушного пространства» и обслуживания в аэропортах. Однако Украина обладает уникальным географическим  положением для успешного развития авиаперевозок».  Дополнительным сдерживающим фактором для украинской авиации служит слабая активность и коррупционность органов власти. Как установила Генеральная Прокуратура Украины  авиаведомства страны и антимонопольный комитет не проверяют обоснованность тарифов на внутренние перевозки и не принимают мер по снижению стоимости на них.  В 2013 году ГПУ привлекла к ответственности  11 должностных лиц за нарушение «закона о регулярности полетов».

 

Также важно отметить, что  соглашения о едином авиационном пространстве, которое призвано уменьшить влияние государственных структур на авиарынок,   уже подписаны с Грузией, Марокко, Молдовой, Иорданией, Израилем и странами Западных Балкан. Пришло время и Украине, задекларировавшей европейский вектор развития, открыть свое небо для цивилизованного авиарынка.