Ильичевск, город областного подчинения Одесской области, населен преимущественно в 1960-1970-е гг., когда собственно вокруг морского порта и ряда крупных промышленных предприятий возникло городское поселение на месте неприметного поселка.
Ментальность подавляющего количества жителей до сих пор остается советской, что подтверждают опросы и результаты прошлых избирательных кампаний.
Конфликты в Ильичевске: не ярко выражены, но существуют
Определение конфликтного потенциала в Ильичевске является одной из важнейших составляющих успешного выхода из ситуации, которая сложилась в городе. На сегодняшний день большинство жителей города весьма индифферентны в своих взглядах, придерживаясь выжидательной позиции.
С одной стороны это демонстрирует позитивную динамику для тех, кто хочет разрешить конфликты ещё в латентной фазе, однако это, с другой стороны создает иллюзию спокойствия и бесконфликтности.
Ряд общественников видят даже позитивную динамику в конфликте, в случае если он приведет к выходу на новый уровень диалога.
По мнению, руководителя общественной организации «Право», волонтера Алима Карвацкого общественные организации не видят обратной реакции со стороны городских властей.
– Напряжение это еще не конфликт. Конфликт дает толчок двигаться вперед. Проживая в Ильичевске, я вижу именно напряжение между властью и народом. Мы не понимаем, что делает орган управления в связи со сложившейся ситуацией в мире. И это на протяжении 8-9 месяцев, когда мы занимаемся помощью воинам украинской армии в зоне АТО. На все наши письма нет конкретного ответа, – резюмирует бывший военный Алим Карвацкий, руководитель общественной организации «Право», волонтер.
В свою очередь ильичевский политик Сергей Шумский приводит факты того, что конфликт укоренился даже в семьях, где одни имеют одну точку зрения на сложившуюся ситуацию в стране, а другие противоположную.
– Я оцениваю уровень напряженности серьёзным, но не критичным. Если сравнивать с апрелем 2014 года, то мне кажется, что мы находились в шаге от серьёзного конфликта и просто чудом этого не произошло. К сожалению, власти не делали ничего для поиска диалога или точек соприкосновения. В обществе возникали различные конфликты, связанные с искажением информации. Например, вокруг памятника Ленину, что его, то сносят, то не сносят, то по поводу кабельного телевидения. Эти проблемы возникали скорее от недоверия между властью и людьми и людьми между собой, – считает Cергей Шумский.
Однако, при всем многообразии мнений на сложившуюся ситуацию в стране большинство представителей общественных организаций уверено, что ильичевцы не желают конфликта, однако часто не имеют необходимого инструментария для его выявления и локализации.
Здесь играет свою роль и слабая поддержка местными СМИ различных общественных инициатив, отсутствие координации общественных организаций в рамках Общественного совета при городском исполнительном комитете. Кроме того ситуация в Ильичевске требует пристального внимания профессиональных конфликтологов, о чем заявил представитель «Института политической информации» Павел Колотвин.
– Для того, чтобы были практические результаты сначала должен быть определен конфликтный потенциал в обществе, где есть высокий уровень напряжения. Для этого должно быть проведено ряд консультаций и в дальнейшем, если общество готово к решению конфликтов, то на следующем этапе будет проводиться встреча с мультипликаторами, т.е. людьми, которые будут обучаться способности решения конфликтов с точки зрения практики. Сейчас мы выясняем, готово ли общество к диалогу, готово ли оно слушать друг друга. После этого можно говорить о готовности к коррективам, – подчеркнул Павел Колотвин.
Общественные организации и власть: отсутствие взаимопонимания и диалога
Значительным недостатком сложившейся в Ильичевске ситуации, по мнению ряда общественных активистов, является слабый механизм обратной связи с местными властями, исполнительным комитетом и депутатами городского совета. Общественные организации не имеют действенной поддержки со стороны властей, хотя занимаются социально значимой деятельностью, связанной с помощью украинской армии, расселением беженцев, поиском и приведением в порядок бомбоубежищ города.
– К сожалению или к счастью, но существует очень узкое поле для диалога. Люди не активные, их очень трудно зажечь какими-то лозунгами. Возможно, это и хорошо. Что касается диалога с властью, то власть объявила дефолт, т.е. она отказалась от своих обязательств перед громадой, перед людьми. Если власть отказалась от диалога, то у нас только один путь – находить диалог между собой. Я думаю, что в Ильичевске есть мир и будет мир. Но делать ставку на широкий диалог я бы не стал, – уверен Анатолий Скопник, депутат Ильичевского городского совета VI-го созыва, представитель общественной организации «Мы ильичевцы».
С другой стороны и между самими общественными организациями нет тесных взаимосвязей и координационной структуры. В качестве таковой мог бы выступить Общественный совет, но его деятельность, по словам общественников, спорадична и полностью контролируется городскими властями. К тому же в нем не представлены не формализованные инициативы граждан, в частности волонтеры.
– По своей деятельности мы склонны к диалогу. К нам обращаются по самым разным вопросам, и мы работаем с 2005 года. Что касается диалога с властью, то у нас его нет. Хотя мы постоянно вносим предложения, которые связаны по работе с детьми, сейчас с беженцами. Но, к сожалению, ответов нет. Последние месяцы мы занимаемся волонтерской деятельностью. И если в Одессе и Киеве люди выходили и помогали очень активно, то у нас выходило всего 10-20 человек. В Ильичевске очень маленький актив для общественных организаций, волонтеров, хотя мы видим какое их большое число в соседней Одессе, – считает Евгения Завалий, руководитель благотворительного фонда «Єдність», волонтер.
В целом, после выявления проблемных точек ильичевским общественникам стоит обратить внимание на все существующие методы и способы влиянии на власть, не исключая участия в Общественном совете. Кроме того действенным может стать применение механизма прямого воздействия на власть путем физического присутствия на общественных мероприятиях, контроля над действиями властей путем запросов и мониторинга ситуации по средствам СМИ. При этом стоит принимать во внимание и тот факт, что в настоящее время конфликтный потенциал в Ильичевске не достиг своего пика.
После возвращения с востока военнослужащих, которые после тяжелых испытаний вряд ли будут мириться с проявлениями несправедливости и нежелания властных структур исполнять свои функции, конфликты могут перерасти в силовые и выйти за пределы латентной фазы, которая существует сейчас. В этом случае важным будет купирование их на начальной стадии для чего необходимы встречи и проговаривание существующих в обществе проблем, однако это крайне сложно делать без участия и присутствия второй стороны.
Станислав Кинка