Первоочередные реформы в Украине: компьютерная грамотность на службе государства

 

Проблемы и перспективы существования человечества в информационную эпоху уже давно вышли за пределы футурологического дискурса уверенно овладев до того незанятыми участками в разных отраслях, как естественных, так и гуманитарных наук.

 

В настоящее время от компьютерной грамотности и доступа к Интернету зависит благосостояние государства, уровень его развития и инвестиционной привлекательности. Поэтому в данной статье мы постараемся рассмотреть компьютерную грамотность в контексте первоочередных реформ, которые стоят перед Украиной.

 

 

 

Изменения в современно обществе касаются всех сфер жизни, но они так или иначе связанны с информацией, доступом к информации и способностью ее получать и с нею работать. В 2003 году, на Мировом Саммите по проблемам информационного общества в Женеве, были выражены мнения относительно безусловного права человек на получение информации, в том числе и с помощью Интернета. В связи с чем, повышение уровня компьютерной грамотности и право на информацию можно считать важным тестом для Украины в контексте евроинтеграционных реформ.

 

Шаги навстречу электронному правительству и компьютерная грамотность населения: пример стран ЕС.

 

Как и во многих реформах, пример новых стран членов ЕС может быть эффективным для Украины. Эстония, одна из четырех стран ЕС, которые приняли позицию о законодательном закреплении права на доступ к Интернету. Пример этой балтийской страны является наиболее близким для Украины по внедрению достижений информационного общества в жизнь.

 

Эстонская республика стала членом ЕС, членом Организации Североатлантического Альянса (НАТО) в 2004 году. Она стала ярким примером построения информационного общества, что во многом привело к тому, что в Эстонии один из самых низких уровней коррупции и один из самых высоких уровней привлекательности для ведения бизнеса.

 

Одним из определяющих факторов построения информационного общества является создание «электронного правительства» благодаря сплошной компьютеризации и подключению к сети Интернет. Основными составляющими такого мероприятия является создание параллельных (часто интерактивных) филиалов служб, ведомств, департаментов, министерств и тому подобное в Интернете.

 

Это приводит к тому, что можно сократить штаты государственных учреждений занятых фиксацией, обработкой и ответом на сигналы со стороны разных социальных групп и индивидов. Практически, имея свободный доступ к Интернету, гражданин может пользоваться большинством прав, в том числе правом голосования, разрешением финансовых дел, регуляцией спорных и текущих контактов с разными государственными учреждениями. Но предпосылкой к такой ситуации является, во-первых – компьютерная грамотность подавляющего большинства населения, а во-вторых – свободный доступ к сети Интернет.


По абсолютным показателям ещё в 2008 г. 97% эстонских предприятий пользовались ПК ежедневно, 99% из них использовали сеть Интернет. Однако подавляющее большинство предприятий использовали сеть для банковских (финансовых) операций. Общее количество домохозяйств, которые имели подключение к Интернету, увеличилась с каждым годом: с 53% в 2007, 57% в 2008, до 71% в 2011 и 74% в 2012 году. В настоящее время это весьма высокий показатель по странам ЕС, значительно опережающий Украину.

 

 

 

По данным на 2008 год в Украине лишь 22.3% населения могло пользоваться Интернетом, на 2013 год это показатель составлял 33,7%. По этому показателю Украина находится на 109 месте в мировом рейтинге. Ещё почти год назад были инициированы парламентские слушания на тему законодательного обеспечение развития информационного общества в Украине.

 

Целью парламентских слушаний является анализ реализации государственной политики по созданию благоприятных условий для развития полноценного информационного общества и информационных технологий как составляющих целостной общегосударственной политики в сфере развития и использования инновационных и высоких технологий, разработка и принятие соответствующих рекомендаций Верховной Рады Украины, – отмечает председатель Комитета по вопросам информатизации и информационных технологий Валерия Омельченко.

 

К сожалению, в Украине сохраняется значительный разрыв в доступности Интернет в зависимости от региона, а также места проживания резидента. Лидерами компьютерной грамотности выступают Киев, Львовская, Одесская и Запорожская области. В то же время в Эстонии почти нет разницы между местом нахождения резидентов, то ли этот город, или это сельская местность. 

 

В чем состоит преимущество «электронного правительства», которое функционирует в Эстонии? По мнению бывшего премьер-министра Эстонии, Марта Лаара прежде всего «электронное правительство это борьба с коррупцией, и отсутствие цензуры».

 

Кроме того, в Эстонии функционирует Интернет-портал «Сегодня решаю я» («Tana otsustan mіna»), с помощью которого каждый гражданин республики может участвовать в управлении государством – выразить свое мнение о текущих процессах в стране, предложить поправки к законопроектам и тому подобное. Этот портал также позволяет пользователю голосовать, после предварительной регистрации, чтобы один человек не имел возможности голосовать несколько раз.

 

 

Читайте также на «Информер»: Балтийский опыт реализации европейских реформ в экономике и IT-сфере. Актуальный пример для Украины 

 

 

Если идея поправки или другого предложения содержит рациональное зерно и поддерживается другими пользователями, эстонский премьер-министр отсылает это предложение со своей резолюцией в соответствующее министерство. Кроме того в течение последних нескольких лет в Эстонии успешно функционирует единая компьютерная база данных и Интернет-портал, что обеспечивают более эффективное взаимодействие между государственными учреждениями и гражданами Эстонии.

 

В Эстонии также действует ряд программ, направленных на повышение компьютерной грамотности населения. Действующий с 2009 г. проект «Будем вместе» («Ole Kaasas!») финансово поддержан Европейским фондом регионального развития в рамках проекта по развитию информационного общества, а также рядом частных компаний. Только за первый год около 90 000 эстонцев получили консультации в сфере ИТ, 54 000 человек закончило курс учебы работы в Интернете.

 

Курсы читались как эстонском, так и на русском языках и были бесплатными для слушателей.

 

В Украине также существуют примеры успешных программ повышения компьютерной грамотности. В Харькове подобная программа, поддержанная ЕС работает с 2009 года, в Одессе в 2014 году было открыто сразу несколько курсов компьютерной грамотности для разных возрастов: для школьников, пенсионеров. В целом данный сегмент испытывает недостаточно внимания со стороны местных властей, отсутствует и действенная централизованная программа по компьютерной грамотности и доступу в Интернет.

 

Информационное общество и вызовы для Украины.

 

Подводя итоги, следует подчеркнуть то, что Украина находится лишь на начальной стадии внедрения информационных технологий в формате «электронного» правительства и других интерактивных средств коммуникации между гражданами и государством.

 

Читайте также на «Информер»: Грузинские реформы в украинских реалиях  

 

Слабым является и доступность Интернета вне крупных городов и ряда регионов Украины, недостаточными являются программы по компьютерной грамотности населения, которые, как правило, охватывают незначительную часть населения, являются результатом инициативы отдельных организаций, частных предпринимателей, но не государства.

 

Как отмечает заместитель Председателя Центра политико-правовых реформ, М. Демкова «исходя из приведенных этапов, становится понятным, что Украина находится на этапе информирования (не всегда на высоком уровне) органами власти о своей деятельности. Лишь в некоторых органах власти применяют определенные элементы электронного документооборота».

 

Среди основных проблем внедрения информационных технологий автор отмечает два: во-первых, слаборазветвленную сеть доступа к Интернету, во-вторых, низкую квалификацию государственных служащих.

 

Решение этих проблем позволит Украине успешно конкурировать с другими странами ЕС, позволит минимизировать прямой контакт между гражданами и чиновниками, и как следствие, возможность совершения коррупционных действий.

 

Кроме того компьютерная грамотность и электронное правительство сможет повысить качество обратной связи между властью и гражданами, путем более оперативной реакции на обращения со стороны пользователей.