Грузинские реформы в украинских реалиях

        Грузия – страна с советским прошлым и прогрессивным настоящим. Она обрела независимость вместе с Украиной, но в гонке за процветание Грузия явно нас опережает. В 2013 году в рейтинге Transparency International (восприятие коррупции) она находилась на 55 позиции (до 2004 года страна регулярно занимала места в последнем десятке из 180 государств). В 2011 году 70% граждан доверяло  правоохранительным органам. В 2004-2007 годах в среднем экономический рост составлял 9,3% в год. Это лишь малая часть улучшений, которые произошли в стране после 2004 года.

Секрет – в реформах, которые внедрила команда Михаила Саакашвили. Для грузин они стали, что называется, “окном в Европу”, для развивающихся стран – историей успеха, на которой можно и следует учиться.

Ключевыми факторами в грузинских реформах были либерализация, приватизация и дебюрократизация. Для Украины эти вещи – не панацея, но эффективное лекарство от многих болезней.

Наболевшая для украинцев проблема – коррумпированные правоохранительные органы – в Грузии была решена очень просто: всех милиционеров уволили, после чего набрали новых. Естественно, каждому кандидату пришлось пройти жесткий отбор. Таким образом, было обновлено 90% состава МВД. То же самое сделали с налоговой, прокуратурой и другими государственными органами.

Это та пресловутая люстрация, о которой столь часто упоминают после Майдана. За это время ее успели пообещать все первые лица государства. Однако конкретных шагов так и не было предпринято. Даже на Донбассе, где так называемые правоохранители стояли бок о бок с террористами, никто не был уволен. Более того, местная милиция получала зарплаты из государственной казны. Правда в последнее время дело сдвинулось с мертвой точки, и в Раде зарегистрировали законопроект о люстрации, который предусматривает прохождение проверки должностных лиц в органах государственного управления.

Хотя депутаты не спешат его принимать – 12 августа он не был включен в порядок дня, что вызвало негодование общественности. Видимо, это стало одной из причин, почему 14 августа за него проголосовали 252 депутата. Однако, это только первое чтение – начальный этап, за которым может последовать долгая возня. Текст требует серьезной доработки. Согласно анализу, который провел правозащитник Владимир Яворский, законопроект не предусматривает независимого проверяющего органа. Кроме того, все уволенные служащие не смогут занимать должности в государственных органах на протяжении 10 лет, это не может быть обосновано для всех сотрудников. Кроме того, отсутствует четкий механизм замещения вакантных и освободившихся должностей.

Экс-министр внутренних дел Грузии Эка Згуладзе в своем интервью “Украинской правде” сказала, что их главным козырем была быстрота:

«Мы не хотели дать время коррумпированным интересам сгруппироваться против нас. Мы понимали, что будет противостояние. Поэтому не давали времени подготовиться, мы всегда штурмовали первыми и играли на опережение». Там коррупция была также частью системы, но не успевали влиятельные противники реформ опомниться, как правительство уже получало нужный ему результат. Именно так и должна действовать новая украинская власть – идти на шаг впереди. Иначе закон и другие реформы окажутся очередной филькиной грамотой, принятой для успокоения населения. 

 

В Грузии чистка МВД проходила в считанные недели. Но там было всего около 15000 правоохранителей, это в 23 раза меньше, чем в Украине. Если Петр Порошенко боится радикальных реформ, то обновление милиции можно проводить постепенно, например, двигаясь по карте с запада на восток. Кроме того, не лишним будет сократить количество милиционеров. 350 тысяч много даже для такого большого государства, как Украина.
         Поменять лица – одно дело, важно, чтобы они не поддались соблазну нелегального заработка. Тут в помощь правительству громкие дела и жесткие наказания с участием влиятельных чиновников. В первый год реформ в Грузии действовали как раз агрессивными методами. По словам журналиста Сергея Рахманина, показательные разбирательства должны предостеречь государственных служащих от нарушения законов, «если под наказание попадут не последние лица страны, то более мелкие чиновники не посмеют брать взятки». Похожей точки зрения придерживается руководитель социологической группы «Рейтинг» Алексей Антипович:

 

«Нужно рубать руки. Общество настолько коррумпировано, что любые информационные кампании бессильны, привить украинцам уважение к законам мягкими методами не получится».

 

Следующим шагом должна стать отмена неработающих ведомств. Так в Грузии лишними посчитали пожарную инспекцию, комиссию, осуществляющая техосмотр автомобилей, антимонопольную службу и инспекцию цен. Удивительно, но за это время количество погибших при пожарах уменьшилось, число жертв аварий в расчете на 1000 автомобилей снизилось с 1,79 до 1,05.

В Украине можно начать с реформирования прокуратуры, которая имеет такие же обязанности, как инспекционные комиссии в сфере производства, образования, строительства и т. д. (всего их 80). За прокуратурой нужно оставить исключительно криминальную сферу. Кстати, закон, в котором отражена эта идея, был принят в первом чтении в ноябре прошлого года. С тех пор дело никак не может дойти до своего логического завершения. Будучи кандидатом на должность генпрокурора, Виталий Ярема высказывался за тотальное реформирование ведомства, но после назначения стал отказываться от своих слов. Вот одно из его высказываний:

 

«Но рубить с плеча я не собираюсь, потому что это – люди, судьбы, семьи и я не хочу, чтобы пострадали порядочные люди, профессионалы, которые приносят пользу стране».

 

Расформировать нужно и массу других бесполезных органов. Например, комиссия по этике и морали, которая получает немалые вливания из бюджета на то, чтобы выявлять и “искоренять” аморальность в произведениях искусства. Комиссия может запретить продажу, например, неугодной книги. Это уже цензура, которая, к слову, запрещена законодательством. Члены комиссии занимаются обычным расточительством. Из последних новшеств этого ведомства  –  сертификаты на счастливую семью, соответственное решение было утверждено 22 мая 2014 года.  По сути комиссии по вопросам этики на деньги налогоплательщиков печатает ничего не значащие бумажки и занимается разворовыванием полученных средств.

Избавиться от бесполезных ведомств – возможность увеличить зарплаты оставшимся госслужащим. Так у них будет меньший соблазн брать взятки.

         Сокращение государственного аппарата и дебюрократизация поспособствуют развитию электронного правительства. Например, в Грузии через интернет можно получить разрешение на строительство и зарегистрировать некоммерческую организации. В Украине уже кое-что сделано в этом направлении: в некоторых областях действует электронная налоговая отчетность, и с этого года можно будет получить услуги по оформлению земельных участков. Хотя программа по развитию egovernment существует с 2012 года, за это время реально было сделать намного больше. Приходится констатировать – государственному аппарату невыгодно внедрять интернет-услуги и ломать таким образом прижившиеся коррупционные схемы.  

И, наконец, немаловажный пункт – налоги. Система построена таким образом, что добрая часть из них оседает в карманах чиновников. Простой пример: посмотрите на железнодорожный билет – в строке с ценой вы увидите, по меньшей мере, 5 цифр. Первая – реальная цена билета, еще одна цифра – плата за белье, следующая – НДС, остальные же указывают на различные сборы. Такое обилие мест, куда попадают налоговые поступления, создают условия, при которых увеличивается возможности для их списывания и разворовывания.  

В рамках реформ в Грузии из 22 налогов оставили всего 7, была введена низкая ставка налога на прибыль (15%). Реформа таможенных сборов предполагала тарифы в размере 0%, 5% и 12% вместо 16 тарифов, существующих до этого. От этого бюджет страны никак не пострадал. Очевидно, что аналогичные изменения в системе налогообложение не повредят и Украине. По данным Мирового банка, в Украине есть более ста видов налогов (обязательных среди них 22), это мировой рекорд. От многих из этих налогов не помешает избавиться. Большое количество сборов дает повод налоговой службе проводить больше проверок и получать «подарки» от тех, кто уклонился от закона.

В ходе заседания правительства премьер-министр Арсений Яценюк пообещал сократить количество обязательных налогов до 9. В частности, под сокращение попадут сборы за использование природного газа, транспортировку нефти и газа, парковку автомобиля, а также налог на виноградарство и садоводство. Что ж, в правительстве осознают необходимость изменений, осталось ждать действий.

Как будет происходить внедрение «грузинских» реформ в Украине – пошагово или комплексно – дело стратегии. В Грузии был выбран радикальный сценарий. Реформы показали свою эффективность, и Петр Порошенко знает это. Видимо, не зря он взял в советники Саакашвили. Однако понимать должны не один и не два человека, а каждый, кто как-то связан с системой. Иначе реформы обернутся для украинцев неудавшимся экспериментом над миллионами жизней. Система сама намекает: Украине нужны немедленные и быстрые изменения, чтобы заинтересованные оставить все, как есть, не успели опомниться. Правда здесь возникает вопрос: в чем на самом деле заинтересовано правительство?