Страны «Вышеградской четверки» договорились курировать проведение реформ в Украине. С этой целью Польша, Словакия, Венгрия и Чехия приняли решение разделить между собой сферы, в которых Украине следует осуществить необходимые реформы.
В частности, речь идет об экономике, энергетике, местном самоуправлении, гражданском обществе и образовании. Эксперты объясняют такой шаг ближайших к Украине стран Евросоюза стремлением дополнительно стимулировать ход реформ в стране в условиях необъявленной войны.
Стартовые условия и корректность сравнения
Четыре страны Центральной Европы также как и Украина прошли довольно длинный и непростой путь на пути полноправного вхождения в Европейский Союз. Часто говорят о том, что у Украины был почти одинаковый потенциал, наравне с иными странами бывшего социалистического лагеря, но результат оказался различным. При этом забывают важный фактор поддержки населением курса на европейскую интеграцию. И если в странах Вышеградской группы такая поддержка была изначально высока, то в Украине только в последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению сторонников европейского пути развития.
– Важным является постепенное возрастание поддержки идеи самое европейской интеграции. Согласно последнему социологическому исследованию, которое было проведено с 9 по 18 октября [2014 год – авт.] совместно с Киевском международным институтом социологии, тенденция к возрастанию поддержки членства Украины в ЕС является наглядной и постоянной. Если бы в середине октября украинцам предложили выбрать: интеграция в ЕС или ТС, то большинство (55%) украинцев голосовали бы за вступление в ЕС. 22% поддержали бы интеграцию в ТС. Выбор в пользу ЕС превалирует в украинском обществе. Тенденция сохраняется даже после мая месяца. 43% жителей востока (Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области) проголосовали бы за вступление в ЕС. 26% выбрали ли бы ТС. На юге, в том числе и Одесская область 37% выбрали бы ЕС, 32% – Таможенный Союз, – приводит данные опроса эксперт фонда «Демократические инициативы» Мария Зорькина.
Фонд «Демократические инициативы» опросил более 60 экспертов из Польши, Словакии и Чехии, политологов, экономистов и все эксперты в один голос заявили, что именно курс на ЕС определил успешность внутренних реформ.
– Стоит отметить влияние европейской интеграции на реформы внутри конкретных стран. В Словакии и Польше это влияние в большей степени было ощутимо в экономической сфере; в Чехии в сфере административных реформ, – говорит Мария Зорькина.
Чем опыт ближе украинским реалиям?
Несмотря на общую культурную и ценностную схожесть у стран Вышеградской группы есть свои отличия. В частности, ряд экспертов считает, что в наибольшей степени близкими для Украины могут быть меры, которые предпринимали власти Словакии на пути в ЕС. В ходе системных трансформаций словацкое общество столкнулось с высоким уровнем коррупции и непрозрачностью системы государственного управления.
Таким образом в ходе перехода на стандарты ЕС Словакия была вынуждены провести ряд серьезных реформ для выработки действенных рыночных механизмов, кардинальным образом была реформирована система государственного управления и практика предоставления услуг государством гражданам. Ряд экспертов также отметили важность первостепенной реформы финансового сектора (особенно в банковской сфере), судебной системы и регионального развития (в Украине это эквивалент административно-территориальной реформы).
– Децентрализация в Словакии была очень важным шагом, который подготовил страну к вступлению в ЕС. Экономические реформы были частью системных реформ после 1989 года. Они проводились даже в бытность президента, который не был сторонником вступления в Европейский Союз. А вот реформа по децентрализации осуществилась сознательно в период процесса евроинтеграции, в период с 2000 по 2005 год. Был проведен целый реформ. Словацкое государство, это унитарное государство, но довольно децентрализованное. У нас создана система восьми самоуправляемых областей.
Каждая имеет свой парламент (ассамблею). В ходе реформы произошел серьёзный перенос полномочий с центрального уровня на региональный, местный уровень; с уровня исполнительной власти на уровень самоуправления (местный и региональный). Понятно, что децентрализация имеет и определенные риски, связанные с усилением центробежных тенденций, созданию особых региональных групп элит. Главное – политическая воля на центральном уровне, – считает Директор института Общественных проблем (Братислава, Словакия), Григорий Месежников.
В свою очередь применим и полезен для украинских реалий и опыт Польши. Об этом заявил заместитель директора Института социальных наук Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Сергей Глебов.
– Это государство [Польша – авт.], которое несет в себе позитивный опыт для Украины. Страны Балтии в меньшей степени являются примером для нашей страны, – считает одесский эксперт.
Что касается Чехии, то здесь также есть свои особенности. Аналитик Центра Европейской политики Вацлав Криж (Прага, Чехия) оценивает реформы в подготовительный период к вступлению в ЕС как такие, которые с разной степенью эффективности повлияли на чешское общество. Он выделяет три наиболее важные реформы, связанные с государственной службой, доступом к информации и законодательством в сфере государственных закупок. Первый из указанных моментов был связан с «Законом о государственной службе».
– Проблема заключалась в том, что ЕС требовал его принять. Чехия приняла этот закон в 2002 году, вступила в ЕС в 2004 году, но он вступил в силу только в 2014 году. Здесь проблема не только в том, что Чехия не выполнила требования ЕС, но и в том, что с 2007 по 2013 гг. существовали ограничения финансового характера, из-за которых ЕС даже грозили чешской стороне санкциями, – говорит Вацлав Криж.
Второй пример – «Закон о доступе к информации». Принят в 1998 году. Ещё до вступления в ЕС. Он демонстрирует простую истину, что реформами надо заниматься заранее. Он был разработан представителями гражданского общества и расценивается экспертами как позитивный опыт реформ. Третий пример –половинчатый. Закон был принят вовремя, но были проблемы с имплементацией. Для этого Чехия разработала закон о едином реестре государственных контрактов. Этот закон ещё не принят. Он определяет, что все контракты, которые были заключены государственными структурами или компаниями должны быть опубликованы, вне зависимости от суммы контракта.
При этом чешский аналитик подчеркивает, что Украина не должна забывать о национальной специфике, при учете требований ЕС, а также привлекать к разработке законопроектов представителей гражданского общества.
Об экономических показателях стран Вышеградской группы отчетливо говорит отчет подготовленный «Erste Group». За десять лет (2003-2013) суммарный ВВП четырех стран вырос с 3.7% до 5.4% от общих показателей для 28 стран-членов ЕС, в это же время экспорт вырос с 5.8% до 9.1% от общих по ЕС показателей. Возрастание основных макроэкономических показателей в странах Вышеградской группы проходит на фоне уменьшения количества безработных и улучшения иных социальных показателей.
Путь стран Вышеградской группы ярко свидетельствует, что при решительных реформах, вступление в ЕС приносит максимальный результат, направленный на стимулирование экономики и улучшения качества жизни населения.