Для того чтобы договор об Ассоциации между ЕС и Украиной вступил в полную силу его должны подписать 28 правительств стран-членов ЕС, правительство ЕС и Верховная Рада Украины.
Сам по себе договор является в большей степени документом, который регулирует экономические отношения между Украиной и странами ЕС, в нем нет рекомендаций по реформе, например, системы государственного управления или местного самоуправления. Однако при всем этом это важнейший документ от полноты действия, которого многое зависит как в экономической, так и в политической сферах.
(Зеленым отмечены страны, подписавшие Ассоциацию с ЕС)
Договор об Ассоциации – основа сотрудничества между ЕС и Украиной
Подписание договора об Ассоциации с ЕС стало камнем преткновения осенью 2013 года и послужило причиной майдана. Именно требование подписать этот документ вывело на улицы сначала Киева, а потом и других городов, тысячи украинцев. В свою очередь, чем ближе Украина подходила к моменту подписания данного документа, тем резче реагировала Российская Федерация.
Россия чрезвычайно быстро изменила свою риторику, которая была стабильной до 2012-2013 гг. Вместо позиции критики ЕС и прогнозирования упадка для Украины аналитики, политики и целая армия наемных интернет-троллей стала распространять идею о том, что Ассоциация Украины с ЕС является угрозой национальным интересам России.
– Почему было такое сопротивление со стороны России подписанию этого документа? Соглашение «Об Ассоциации» изменило соглашение «О партнерстве и сотрудничестве», которое Украина заключила с ЕС еще в 1994 году. Это партнерство и сотрудничество реализовывала с горем пополам. Это соглашение было рассчитано на 10 лет, потом было пролонгировано. И вот только сейчас мы переходим к политической ассоциации и экономической интеграции. Соглашение об Ассоциации означает именно эти две вещи. Относительно экономической интеграции понятно, о чем идет речь. Политическая ассоциация – это приближение нашего законодательства не только в экономической сфере, а также в сфере политических институций, – отмечает Владимир Горбач, политический аналитик института Евроатлантического сотрудничества.
Подписание договора об Ассоциации Украиной состоялось уже после смены власти 21 марта в 2014 г. Но тогда была подписана лишь политическая часть соглашения, экономическая часть была одобрена 27 июня 2014 г.
Далее пошел довольно сложный процесс, который растягивается во времени и реализуется по схеме: парафирование – подписание – ратификация – имплементация.
Часть политиков и журналистов, которые наблюдают за этим процессом, высказываются в духе того, что это можно сделать быстрее, но структуры ЕС не привыкли действовать спонтанно, поэтому данный процесс растягивается во времени и подчинен своей внутренней логике.
– С 1 ноября 2014 года Соглашение начинает действовать. Но нам надо отделять элементы политической борьбы между политическими силами и вещи технологического порядка, которых надо придерживаться. Чтобы полностью имплементировать данный договор нужно провести большое количество юридических процедур, и не только со стороны Украины. Украина свои процедуры завершала. Ратификация, подпись президента уже есть. Со стороны ЕС есть нюансы. Это намного более сложный процесс хотя бы, потому что это должны сделать 28 национальных парламентов, – говорит Владимир Горбач.
Отметим, что с 1 ноября 2014 года соглашение действительно начало действовать, но только частично. При этом часть положений, касающихся создания зоны свободной торговли, не будет действовать как минимум до конца 2015 года. Имплементация полного пакета договоренностей между Украиной и ЕС будет проводиться в два этапа.
Данное Соглашение интересно и уникально для Украины тем, что оно создает новые органы управления. Это Совет Ассоциации Украина-ЕС, куда входят представители правительства Украины и представители Европейского парламента, Европейской комиссии и Совета ЕС. Совместное заседание данного органа должно проходить не реже, чем один раз в год.
Это руководящий орган, он следит за выполнением подписанного соглашения. Он может вносить определенные изменения в само соглашение и его выполнение (график введения в действие определенных положений предусмотренных документом). Дополнения могут отсрочить отдельные положения соглашения (пролонгировать их на срок от 3 до 10 лет). Это тот срок, за который Украина должна справиться со своим «домашним заданием» и имплементировать в свое национальное законодательство нормы ЕС.
Процесс ратификация договора об Ассоциации может закончиться в этом году
Как уже было отмечено выше, ратификация договора об Ассоциации является не одномоментным актом. Она заключается в прохождении ряда процедур, которые должны выполнить иностранные партнеры Украины. По расчетам официальных лиц процесс ратификации может растянуться на 2-4 года.
– Двенадцать стран уже ратифицировали соглашение об Ассоциации. Если так будет и дальше, то даже в этом году [2015-м – авт.] можно выйти на ратификацию соглашения. Хотя говорили, что для этого нужно два-четыре года. Мы работаем по графикам в два-три раза быстрее, – отметил заместитель главы Администрации президента Украины, Валерий Чалый.
Стоит также подчеркнуть, что далеко не во всех странах, которые подписали данный документ, он вступил в законную силу. Как правило, для соблюдения полноты процедуры необходима ратификация документа парламентом (при необходимости двумя палатами) и подпись главы государства.
Среди тех стран, которые подписали и ратифицировали документ стоит отметить Болгарию (решение вступило в силу 9 сентября 2014 г.), Данию (решение парламента в силу 18 февраля 2015 г.), Латвию (решение вступило в силу 31 июля 2014 г.), Литву (решение вступило в силу 29 июля 2014 г.), Мальту (решение вступило в силу 29 августа2014 г.), Румынию (решение вступило в силу 14 июля 2014 г.), Словакию (решение вступило в силу 21 октября 2014 г.), Швецию (решение вступило в силу 9 января 2015 г.) и Эстонию (решение вступило в силу 12 января 2015 г.).
Есть несколько государств, которые приняли решение, но пока оно не вошло в законную силу. Среди них Венгрия, Германия, Польша, Хорватия, Чехия, а также наднациональные органы Европейского Союза – Европейский парламент и Совет Европейского Союза.
Стоит также отметить, что далеко не во всех странах ЕС принятие решения о ратификации документа было единогласным. В Дании восемь из 110 парламентариев проголосовали «против», в Чехии 15 из 67 голосов сената были отданы «против» или «воздержались» от принятия решения. В Швеции 44 депутата риксдага из 294 принимавших участие в голосовании проголосовали «против». Не было единства и в Европейском парламенте, где 535 голосов были отданы «за», 127 «против» и 35 «воздержались».
Станислав Кинка