Реформа избирательной системы. Алгоритм и условия проведения

Ещё в Резолюции 1755 (2010) Парламентской Ассамблеи Совета Европы прямо говорится о необходимости введения на выборах народных депутатов Украины пропорциональной избирательной системы, которая будет базироваться на открытых избирательных списках и региональных избирательных округах.


Рекомендации по внедрению пропорциональной избирательной системы с голосованием в региональных округах за открытые партийные списки высказывались и Венецианской комиссией, в частности, в выводах к Закону «О выборах народных депутатов Украины» 2011 года.

 

Пропорциональная избирательная система способствует институциональному строительству партий, минимизирует возможность использования административного ресурса и вакантных в парламенте мест, а также обеспечивает более полное представительство интересов общества.

 

Эксперты «Опоры» предлагают проводить выборы по пропорциональной избирательной системе с голосованием за открытые списки кандидатов в депутаты от политических партий в многомандатных избирательных округах. При этом, по их мнению, в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует запретить возможность самовыдвижения кандидатов на выборах, что позволит сохранить стабильную фракционную конфигурацию законодательного органа.

 

Но как провести избирательную реформу, если соответствующие решения в этой сфере не принимаются политическим руководством?


Есть несколько точек зрения касательно того, каким же исходными условиями должен обладать политическая расстановка сил для проведения реформы.

 

Советник по юридическим вопросам Международного фонда избирательных систем (IFES-Ukraine) Денис Ковриженко  полагает, что в коалиционном соглашении зафиксированы чёткие сроки по внесению изменений в законы о проведении выборов. В закон «О выборах народных депутатов Украины» – в первом полугодии 2015, о местных выборах – в первом квартале 2015. Квартал подходит к концу, но заметных сдвигов не произошло.


Денис Ковриженко отмечает, что кроме этого, существует ряд групп влияния: если речь касается законодательства о местных выборах, то роль профильного парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия, определённые инициативы выдвигаются председателем Верховной Рады, который создал экспертную группу, хотя она и связана с работой комитета, но в полной мере в ней не интегрирована. Есть определенные попытки со стороны Администрации Президента, комитета, который ранее занимался этими вопросами – по вопросам государственного строительства и самоуправления. В результате имеем хаос, или скорее, несколько центров разработки и принятия решений, в этой ситуации сложно прийти к пониманию.


Таким образом, решение о проведении реформы должно быть централизованным, а концепция её видения и сроки – целостными. И концепция реформы уже есть у экспертов.

 

Приоритетные задачи реформы по версии экспертов РПР:

1. Обеспечение обновления законодательства о местных выборах в соответствии с международными стандартами  и содействие проведению местных выборов 2015 года в соответствии с нормами Конституции Украины.

2. Обеспечение обновления законодательства о выборах народных депутатов в соответствии с международными нормами.

3. Обеспечение неотвратимости наказания за избирательные преступления и правонарушения.

 

К тому же, как считают эксперты гражданской инициативы «Опора», выбор того или иного варианта системы для будущих парламентских и местных выборов должны предвосхищать полноценные и открытые консультации с привлечением не только политиков, но и отечественных и международных экспертов, общественных активистов, членов Центральной избирательной комиссии, Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианской комиссии). Поскольку непривычные для граждан процедуры голосования, подсчёта и установления результатов голосования по системе с открытыми списками требуют проведения масштабных информационно-просветительских кампаний среди избирателей и потенциальных членов комиссий.

 

Эксперты инициативы полагают, что реформа избирательного законодательства обязана быть максимально открытой и публичной. Она должна позволить учесть интересы граждан и общества, политиков и экспертов, взвешенно оценить все риски и последствия каждой из новаций.

 

Но что даст новая реформа? Елена Чебаненко, менеджер Группы по реформированию избирательного законодательства Реанимационного пакета реформ, отметила, что новая реформа избирательного законодательства позволит обеспечить основные принципы избирательного права, в частности, всеобщность и равенство, а избиратели получат значительно бОльшие возможности влиять на дальнейшую конфигурацию Верховной Рады Украины. В регионах политические партии становятся более заинтересованными в привлечении местных авторитетных личностей с общественной среды и экспертов, как привлекательный аргумент во время избирательной кампании за счёт включения их в региональные избирательные списки.

 

«При такой избирательной системе мы, в любом случае, по результатам получим полное укомплектование Верховной Рады, то есть избрание 450-ти депутатов, а не то, что у нас часто бывает после парламентских выборов, когда полный конституционный состав не может быть сформирован, в принципе, что мы и сейчас, не все депутаты были избраны», – резюмировала эксперт на харьковском круглом столе «Избирательная реформа по-настоящему».

 

Эксперты  и вовсе предлагают запретить или ограничить телевизионную и наружную рекламу. «Под этим запретом имеется в виду то, что в телевизоре депутаты должны проводить какие-то дискуссии, дебаты, а не рекламировать себя. Пусть кандидаты в депутаты идут в народ и общаются с избирателями», – объяснила эксперт «Опоры» Ольга Айвазовская. И, если дебаты не станут очередной политической рекламой, то это позволит осуществлять политический выбор более взвешенно, анализируя политические программы, а не пиар.

 

Полная комплектация парламента и выбор желаемой политической программы – это как минимум. И это уже немало. К тому же, как считают эксперты, пропорциональная система лучше представляет интересы избирателей в парламенте.

 

«Такая система имеет ряд преимуществ по сравнению с другими избирательными системами. В частности, по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства в одномандатном округе, она будет способствовать уменьшению количества потерянных голосов», – отметил политолог Александр Клюжев.

 

Что касается местных выборов, то Евгений Радченко, директор по развитию «Интерньюс-Украина», главный эксперт Группы по реформированию избирательного законодательства реанимационное пакета реформ, задаёт вопрос: «Стоит ли применять многомандатную мажоритарную избирательную систему именно на уровне областей, выборов в больших городах?». Эксперт отметил, что, конечно, можно об этом говорить и надо об этом говорить. Однако, надо понимать, как будут функционировать местные советы после децентрализации. На этом уровне, по мнению специалиста, уже будет достаточно много политических решений, а не только вопросов коммунального хозяйства. Например, по словам эксперта, мэры городов должны быть сильными политическими фигурами и должны избираться в два тура.

 

Наличие центра принятия политического решения о реформе, разработка её полной концепции, сроков и условий проведения, выбор платформы для диалога и проведения консультаций экспертов и журналистов по её толкованию, лоббирование, а также её закрепление на законодательном уровне – набор необходимых условий для повышения прозрачности избирательной системы, минимизирующей риски фальсификации и манипуляций итогами выборов. Такая система обеспечит более точное представительство и снизит политическое напряжение между властью и обществом.

 

 

Ксения Селина