Реформа украинской милиции: от планов к конкретным действиям

Реформа системы министерства внутренних дел – дело сложное и крайне опасное в условиях политической нестабильности и повышенного напряжения в обществе. Несмотря на это в Украине идет планомерная работа по реформе системы МВД. Уже вскоре свою работу в Украине сможет начать консультативная миссия ЕС. Однако это произойдет только после того, как будет подписано соответствующее соглашение между Европейским Союзом и Украиной.


Что касается своевременности такой реформ, то об этом свидетельствуют данные социологического исследования, которые приводят данные о доверии населения правоохранителям. Если во время Евромайдана уровень доверия колебался на отметке 3-5%, то сейчас составляет 0,8% опрошенных.


– Причинами такого крайне низкого кредита доверия населения к правоохранителям стали системные недостатки в деятельности органов внутренних дел Украины, – отмечают составители «Концепции первоочередных мер по реформированию системы Министерства внутренних дел».

 

Что планируется сделать для реформы правоохранительных органов?


Основные проблемы современной украинской милиции вытекают из устаревшей (советской) концепции милитаризации милиции. Реформа 2010-2013 гг. фактически привела к тому, что милиция стала министерством милиции, в отличие от современных европейских моделей министерств внутренних дел, где полиция является одной из составляющих рядом с миграционной, пограничной, пожарно-спасательной службами.


На нынешнем этапе развития страны образованная система центральных органов исполнительной власти с правоохранительными и правоприменимыми функциями, деятельность которых координируется Министром внутренних дел, является громоздкой и такой, которая не отвечает динамике реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, – считают авторы «Концепции первоочередных мер по реформированию системы Министерства внутренних дел».


Среди ряда недостатков существующей системы можно отметить дублирование полномочий в аппарате МВД, уточнение полномочий министра МВД, для координации деятельности милиции, Национальной гвардии, миграционной, пограничной, пожарно-спасательной служб, несовершенство организации управления органами внутренних дел и т.д.

 


 


Согласно существующей концепции, которая определяет основные задачи и сроки реформы, можно выделить несколько основных пунктов, которые вынесены в качестве основных.


 

  • демилитаризация Министерства внутренних дел;

 

  • сокращение значительного количества органов, подразделений и служб с родственными заданиями и функциями;

 

  • обеспечение эффективной координации деятельности и согласованного взаимодействия Национальной полиции, Национальной гвардии, пограничной, миграционной служб, а также службы из чрезвычайных ситуаций под политическим руководством МВД;

 

  • законодательное определение обновленной общей структуры МВД, структуры и численности, заданий и полномочий органов внутренних дел и других условий их деятельности, приоритетами которой являются выполнения социально – сервисных функций;

 

  • деполитизация деятельности органов и служб, подконтрольного МВД, их автономизация и оптимизация;

 

  • устранение дублирования функций аппаратов, ведомственных предприятий, учреждений и организаций;

 

  • ввод европейской модели подготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел, применения единственных унифицированных стандартов правоприменимой подготовки, направленной на повышение эффективности взаимодействия между органами внутренних дел разных государств-участниц ЕС;

 

  • повышение доверия населения до деятельности органов внутренних дел, а также авторитета работника органа внутренних дел;

 

 

 

Реализация реформы запланирована на период 2014-2016 гг., первый этап, который уже завершился календарно, должен был стать этапом определения законодательной базы для реформы. В 2015-2016 гг. должны быть осуществлены институциональные реформы, принятие и адаптация законодательства по реформе МВД.

 



Что уже сделано в сфере реформы МВД?


Что касается конкретных шагов по реформированию МВД, то на сегодняшний день уже ратифицировано соглашение между Украиной и ЕС относительно статуса Консультативной миссии Европейского Союза по реформированию сектора гражданской безопасности. Соглашение, однако, войдет в силу после прохождения необходимых формальностей и официальной публикации. Однако, первые советники миссии уже работают в Украине.


– Ратификация соглашения о миссии является важной в том плане, что позволяет набирать местный персонал, – рассказал глава миссии Виктор Рейтер. Кроме того он уточнил, что миссия ожидает вступления в ее ряды еще более 50 международных экспертов, а также 73 граждан Украины.


Ещё одним шагом по реализации концепции реформирования МВД стало принятие 5 февраля в первом чтении законопроекта №1550. Данный законопроект призван оптимизировать структуры министерства. В частности, он предусматривает создание единого универсального специального подразделения милиции и устранения дублирования функций в деятельности управления по борьбе с организованной преступностью, транспортной милиции и уполномоченных органов в делах детей.

 


 


Но, несмотря на некоторые успехи в реализации первого этапа по реформированию МВД, эксперты считают, что это довольно долгий и сложный процесс. Что касается помощи со стороны ЕС, то она будет расширяться, в особенности в сфере консультаций и передачи опыта украинским правоохранителям.


Важным аспектом разработки и имплементации концепции по реформированию системы министерства внутренних дел стало привлечение экспертов-правозащитников, которые корректируют нововведения со своей стороны. В частности они участвуют в социологических исследованиях, которые призваны выявить уровень доверия и отношение к правоохранительным органам в регионах, а также разработать новую систему оценки эффективности работы МВД, основанную не только на статистических показателях.


Произошли некоторые сдвиги и в отношении к задержанным. Об этом рассказывает председатель Экспертного совета по реформированию милиции и прав человека при МВД Евгений Захаров.


Раньше каждому задержанному выдавали бумажку, где мелким шрифтом были перечислены права и был почему-то телефон Европейского суда по правам человека, куда никто не звонит. Мы добились, чтобы был напечатан перечень прав задержанных и телефон горячей линии бесплатной правовой помощи, чтобы можно было вызвать адвоката, – отмечает он.


Экспертное сообщество и украинские правоохранители солидарны в том, что в Украине есть осознание необходимости реформ, однако общественность требует незамедлительных результатов, они же могут быть ощутимы только спустя некоторое время. Но неизбежность реформ  очевидна, также как и их необходимость в контексте европейской интеграции.

 


 

 

Финансовый аспект реформы милиции


Помимо четкого представления о реформах в системе правоохранительных органах значительную проблему представляет её финансирование. Несмотря на то, что министр внутренних дел пообещал сократить штаты ведомства на 20 000 человек, реформа все равно требует значительных финансовых вливаний.


– Нам мало одной экспертной поддержки. У нас нет средств на реформу – все идет на военный конфликт. Есть вещи, которые невозможно сделать без специального финансирования, – говорит Евгений Захаров.


Среди ближайших приоритетов – переоснащение правоохранительной структуры, поднятие уровня заработных плат, коренное переустройство система ГАИ, фактически построение новой структуры со схожими функциями.


Возможно, что иностранная помощь, в том числе и финансовая, станет тем спасительным кругом, который позволит действительно реформировать правоохранительные органы, приблизив их по функциональным обязанностям и эффективности к западным образцам. В частности для реформы патрульно-постовой службы правительство США выделило 26,9 млн. долл. США


Каким будет результат реформы предсказать сложно, но у общественности остается возможность контролировать реформу путем корреляции своих ожиданий и действительных перемен путем проведения социологических опросов, а также влиять на реформу опосредованно (путем лоббирования законодательных актов своими законными представителями в парламенте), и непосредственно, участвуя в построении новой правоохранительной системы, путем замещения должностей в этой структуре по конкурсу.

 

Станислав Кинка