Очевидно, что Трамп спешит показать себя стойким реформатором-бунтарем, который во всех достижениях демократов видит только ошибки и разочарования. Видимо именно поэтому программа первых ста дней 45-го президента США коснется, чуть ли не всех сфер жизни американцев. Помимо экономических инициатив (пока их лучше назвать административными), нововведения также грядут в сфере национальной безопасности, иммиграционном законодательстве, этике политических отношений.
Первым делом республиканец мечтает расправиться с Транстихоокеанским партнерством, которое было ратифицировано США 4 февраля 2016 года и которое, по мнению Трампа, стало одним из факторов стагнации американской экономики. Вместе с отменой медицинской реформы своего предшественника и еще нескольких международных соглашений, ТТП стало ключевым «must undo» пунктом всей экономической стратегии Дональда Трампа. Несмотря на то, что в соглашение входит 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обладающих 40% мирового ВВП и 1/3 объема мировой торговли, США обещает покинуть данное соглашение в течение 3 месяцев. Интересно, что путь от согласования положений соглашения до его подписания для США занял ровно 8 лет – обе президентские каденции Барака Обамы.
Трамп, как ярый промышленник, приоритетом для экономического роста США обозначил именно возврат реального производства, которое, согласно прогнозам от участия США в ТТП, несет потери, в отличие от аграрного рынка, розничной и оптовой торговли, финансового сектора. И не удивительно, ведь основной электорат, приведший Трампа к победе, страдает от потерь рабочих мест именно в реальном секторе американской экономики: машиностроение, текстильная промышленность, транспорт и логистика, химическая и медицинская промышленности.
Конечно же, отчасти решение о вхождении США в Транстихоокеанское партнерство, которое изначально планировалось как зона свободной торговли именно между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, было продиктовано желанием сделать соседей Китая ближе к США и уменьшить их зависимость от китайской экономики. Как следствие, по оценкам Мирового Банка, к 2030 году торговля стран-членов ТТП увеличиться на 11%, преобразовав, таким образом, и саму структуру торговых потоков.
Однако рост реальных зарплат для неквалифицированной и квалифицированной рабочей силы в США за счет данного соглашения едва ли достигнет 1% к 2030. Эффект нельзя назвать впечатляющим, особенно, если сравнить с Вьетнамом, где уровень аналогичных зарплат, ожидаемо, вырастет на 14%. Однако многие экономисты продолжают настаивать, что выход из ТТП не поможет в борьбе за возвращение реального производства в США. Данное решение может только ограничить проникновение на американский рынок целого ряда товаров, которые на данный момент создают конкуренцию американским, но вместе с тем позволяют их потребителям получать больше за меньшую цену. Для их замещения необходимо будет создать дополнительное производство, что в краткосрочной перспективе действительно будет стимулировать создание новых рабочих мест. Однако стоимость товаров, произведенных в США, будет уже на порядок выше, чем их импортных аналогов. К тому же, аграрный и финансовый сектор, а также ритейл должны будут снова отвоевывать упущенные возможности.
Правда в том, что с существующим экологическим и трудовым законодательством, а также со сложившейся за последние десять лет спецификой размещения производственных сил вернуть в США реальное производство будет не так-то просто. Процесс трансформации потребует значительных ресурсов. В конце концов, новая «Великая Америка» рискует перестать быть конкурентоспособной на мировых рынках.
По материалам Нового времени