С 1 января 2016 г. вступил в силу договор о Зоне свободной торговли между ЕС и Украиной. А ещё с 23 апреля 2014 г. в отношении Украины действуют временные преференции, которые были предваряющей частью к заключению Договора об Ассоциации между Украиной и ЕС. Интеграция Украины в ЕС и гармонизация законодательства идет довольно высокими темпами, а рост украинского сельскохозяйственного экспорта в ЕС оказывает правильность этого вектора пути. Однако прежде чем выйти на рынки ЕС украинским производителям следует знать о важных аспектах, которые регламентируют торговые отношения между ЕС и Украиной.
Регламентация торговли через пошлины, квоты и входную цену
Главным документом, который регулирует выход украинских сельскохозяйственных производителей на рынок ЕС является текст Соглашения об ассоциации. На 80% он состоит из регулирования торговых операций. Система регулирования включает в себя: пошлины, тарифные квоты и определение входной цены.
Об актуальных новостях, которые касаются всех аспектов торговли с ЕС можно узнать на ресурсе Trade Help.
Пошлины
Пошлина взимается таможней ЕС при поступлении товаров на их рынок. Для большинства сельскохозяйственной продукции пошлина на импорт из Украины в ЕС была отменена с 1 январь 2016 в рамках Соглашения об ассоциации.
Для каждого продукта указано базовую ставку ввозной пошлины и переходный период, под которым понимают промежуток времени, в течение которого ставка пошлины прямо пропорционально будет уменьшена или полностью отменена.
Однако, по самым «ходовым» товарам агросектора все-таки остаются ввозные пошлины.
Стоит отметить, что базовая ставка пошлины действует также на продукцию, экспортная квота по которой была полностью использована и в дальнейшем экспортируется сверх объемов квоты.
Тарифные квоты
Тарифная квота – это двухуровневый таможенный тариф, связанный с количеством товара, при которой, заданное количество товара можно экспортировать / импортировать по «льготной», или «нулевой» ставке пошлины в течение определенного периода времени («ставка пошлины в пределах квоты»). Наличие квоты не означает, что сверх квоты нельзя экспортировать продукцию, но её ввоз будет сопряжен с уплатой соответственной пошлины.
Администрирование квот осуществляется исключительно согласно директивам Европейской комиссии и проходит по принципам импортного лицензирования (импортеры украинской продукции подают соответствующую заявку на право осуществления импорта (выдачу лицензии)) и принципу «первый пришел – первый обслуживается» (оформление ввоза товара в рамках тарифной квоты происходит в зависимости от наличия неиспользованного остатка соответствующей квоты на момент подачи сопроводительных документов).
Проиллюстрируем ситуацию с квотами следующим примером: существующая квота на виноградный и яблочный сок составляет для Украины 10 000 тонн в 2016 году, постепенно она растет и в 2021 году достигает объема в 20 000 тонн, при этом квота распространяется на 13 разных кодов продукции, причем пошлина на продукцию сверх квот существенно разниться от 18% до 40% и дополнительно от 27 до 131 евро / Гкл или 20,6 евро / 100 кг. нетто.
Что касается объема квот, например для сахара это – 20 700 тонн, чеснока – 500 тонн, мясо баранины – 1 650 тонн, мед – 5 200 тонн (с увеличением до 6 000 тонн в течении пяти лет), обработанные томаты – 10 000 тонн, мясо птицы и полуфабрикаты – 16 800 тонн (с увеличением до 20 000 в течении 7 лет), свинина – 20 000 тонн (+20 000 тонн дополнительная квота). Наибольшие квоты установлены на зерновые: ячмень – 270 000 тонн (с последующим увеличением за 5 лет до 350 000), кукурузу – 450 000 тонн (с последующим увеличением до 650 000 тонн за пять лет) и пшеницу – 960 000 тонн (с увеличением до 1 млн. тонн в течении 5 лет).
Входная цена
Ещё один вид регулирования торговли с ЕС – это входная цена. Это унифицированная процедура, в основу которой положено определение цен на внутреннем рынке, на основе которых рассчитываются все последующие таможенные платежи.
Сертификация для выхода на рынки ЕС
Для того, чтобы выйти на рынки ЕС украинскому производителю/поставщику необходимо иметь т.н. доказательство происхождения (Proofs of Origin Ukraine).
«В соответствии с правилами происхождения, применимыми к Украине с целью получения льготных ставок пошлины, товары, которые были произведены в Украине, должны сопровождаться: свидетельством о перемещении EUR.1 – выданным таможенными органами Украины. Экспортер, подающий заявку на сертификат, должен быть готов представить документы, подтверждающие исходный статус соответствующих продуктов в любое время, декларацию-фактуру экспортером», – идется в пояснении ЕС для украинских экспортеров.
Для партий товаров, производимых в Украине стоимостью 6 000 евро или менее, любой экспортер может заполнить декларацию, по форме, которая доступна на официальном ресурсе ЕС. Доказательство происхождения действительно в течение 4 месяцев.
Также важно для сельскохозяйственных производителей получить сертификат GlobalGAP. Это признанная во всем мире серия сельскохозяйственных стандартов, устанавливающих практики ведения сельского хозяйства/рыбоводства. Посредством сертификации производители подтверждают свое соответствие требованиям стандартов GlobalGAP. Для потребителей и предприятий розничной торговли сертификат GlobalGAP означает подтверждение того, что продукт соответствует должному уровню безопасности и качества и произведен с соблюдением экологических норм, с заботой о профессиональном здоровье и безопасности работников, состоянии окружающей среды и благополучия животных.
Без такого подтверждения украинским производителям сельскохозяйственной продукции может быть просто невозможно получить доступ к рынкам ЕС.
За переходный период Украина должна законодательно приблизить свои санитарные и фитосанитарные нормы к нормам ЕС и создать государственный орган фитосанитарного контроля. Этим органом стала Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, которая была создана в 2016 году.
Основными «воротами» для экспорта украинской продукции сельского хозяйства являются порты. В частности это касается увеличивающегося экспорта зерновых и масличных культур.
Торговля с ЕС демонстрирует тенденцию к росту
По данным статистики, экспорт сельскохозяйственной продукции за январь-сентябрь 2017 года увеличился на 24,3% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года, и составил более 13 млрд. долл., или 41,7% от общего экспорта Украины.
География основных регионов-импортеров украинской аграрной и пищевой продукции за указанный период не изменилась.
Больше всего было экспортировано в страны Азии на сумму 5,525 млрд. долл. На втором месте – страны ЕС (4,177 млрд. долл.), на третьем – страны Африки (почти 2 млрд. долл.). Наиболее весомыми в структуре экспорта стали подсолнечное масло – 24,8%, кукуруза – 18%, пшеница и смесь пшеницы и ржи – 14,45%, соя – 4,84%, ячмень – 4,6% и семян рапса – 4,6%.
На текущий момент уже более 280 украинских предприятий получили право экспорта в ЕС, в том числе 107 производителей пищевых продуктов, в частности, производители мяса птицы, рыбы, меда, яиц, молока и молочных продуктов.
По оценкам ученых Института аграрной экономики, объемы экспорта украинской сельскохозяйственной и пищевой продукции в ЕС в 2017 году могут превысить рекордные показатели докризисных 2012 и 2013 годов на 5 млрд долл.
Эксперт Николай Пугачев считает, что в этом году аграрная торговля Украины с ЕС заметно увеличилась по сравнению с прошлым годом. В январе-сентябре 2017 года оборот торговли сельскохозяйственными товарами между Украиной и ЕС составлял 5,8 млрд долл., почти на треть – 31,2% – превысив соответствующие показатели прошлого года. При этом положительное для нашего государства сальдо составляет 2,6 млрд долл., что на 1 млрд. долл. больше, чем в прошлом году.
По его словам, наибольшими торговыми партнерами для Украины в ЕС остаются шесть стран – Нидерланды, Испания, Польша, Италия, Германия и Франция. Их совокупная часть в обороте составляет около 75%. Основные объемы поставок в Европу Украина обеспечивает за счет зерновых и масличных культур, а также подсолнечного масла и макухи.
В свою очередь, Украина импортирует из ЕС зерновые культуры, семена масличных, какао-бобы и шоколад, разные пищевые продукты, спирт и алкогольные напитки, отходы перерабатывающей промышленности и табачные изделия.
Напомним, что украинские экспортеры в текущем году уже полностью использовали беспошлинные квоты по меду, пшенице, кукурузе, ячменю, овсу, ячменной крупе, муке, сахару, обработанным томатам, яблочному и виноградному сокам.
Агроэкспорт и украинские порты
В Украине более 90% экспорта зерновых и масличных культур проходит через порты. Из них, ок. 63% зерновых грузов доставляются в порты ж/д транспортом, примерно 32% – автотранспортом и всего лишь около 5% – речным.
Традиционно, к морским портам зерно доставляется на короткие дистанции на автомашинах, на дальние дистанции (от 200-300 км) по железной дороге.
Слабым звеном в длинной цепочке по транспортировке агроэкспорта являются украинские дороги, как автомобильные, так и железнодорожные. Железнодорожный транспорт испытывает недостаток специальных вагонов приспособленных под зерновые грузы, а автомобильные дороги находятся в плохом состоянии, а многочисленные тяжелые зерновозы их попросту уничтожают.
В подобной ситуации возрастает роль речного транспорта и речных украинских портов, которые могут служить пунктами для перегрузки зерна и дальнейшей транспортировки в морские порты и отправки конечному заказчику, в том числе и в страны ЕС.
«Речным транспортом перевозится около 2-3 млн тонн зерна. В перспективе перевозку зерновых грузов по внутренним водным артериям страны можно увеличить до 10-15 млн тонн. Однако в этой отрасли очень много нерешенных проблем – необходимо полностью провести дноуглубление по руслам рек, отремонтировать шлюзы, построить суда», – подчеркивает эксперт Сергей Бохан.
Кстати, поддержание водных путей в надлежащем состоянии – это одно из обязательств, которое Украина взяла на себя в ходе европейской интеграции.
«Украина взяла на себя обязательства перед Европейским Союзом по поддержанию глубины судового хода по водному пути Е40 от устья Днепра до Киева на уровне 3,65 м. Сегодня глубина составляет 3,2 м, в том числе и через скалистые породы на дне в районе от Кременчуга в Запорожье, где таких «ворот» различной глубины около 14», – подчеркнул заместитель председателя госпредприятия «Укрводшлях» Евгений Бачев.
В настоящее время подобные работы на внутренних водных путях проводит частная компания «Нибулон», которая заинтересована в дноуглубительных работах, так как прямо это связано со степенью загруженности их судов, которые занимаются транспортировкой зерновых в морские порты для дальнейшей отправки заказчику.
Порты-лидеры агроэкспорта
Статистические показатели по перевалке зерновых грузов в украинских портах показывают позитивную динамику на протяжении последних двух лет.
Наибольшие объемы перевалки зерновых грузов по данным за первое полугодие прошлого года обеспечили Николаевский (6,3 млн. тонн) и Одесский морские порты (5,9 млн. тонн). Также крупными игроками являются порты «Черноморск» – 5,4 млн. тонн (+60,8%), «Южный» – 5,4 млн. тонн (-21,6%) и ГП «СК «Ольвия» (СМП «Октябрьск») – 1,6 млн т (+11,4%).
Интересно и то, что более 50% перевалки обеспечивают частные стивидорные компании. Эксперты фиксируют тенденцию к увеличению количества частных терминалов, а также жесткую конкуренцию на рынке перевалки сельхозпродукции в украинских портах.
Стоит отметить, что в последнее время лидером агроэкспорту из Украины стали Нидерланды. Только за одну неделю, с 27 октября по 3 ноября 2017 г. из украинских портов ушло курсом на Нидерланды 93 тыс. тонн украинского зерна.
Разумеется, что украинский сельскохозяйственный экспорт в страны ЕС имеет и ряд сложностей. Они связаны с целым рядом причин, внешнеполитического, логистического и финансового характера.
Украинские порты Азовского моря серьезно страдают от искусственных ограничений, которые вводятся в связи со строительством моста через Керченский пролив. Очевидно, что возрастет стоимость фрахта из портов Азовского моря. Значит уменьшится их привлекательность для торговых операторов, которым будет невыгодно закупать там сельскохозяйственные грузы. Также играет роль близость зоны АТО.
Тем не менее есть ряд стран, которые предпочитают небольшие партии сельскохозяйственных грузов, зерновых в частности, и именно они готовы работать с украинскими малыми портами.
Иная проблема касается логистики. Изношенность железнодорожных путей и отсутствие надлежащего количества вагонов для перевозки зерна усложняет и удорожает процесс доставки украинского продукта в морские порты для дальнейшее транспортировки.