Последние тенденции бюджетного реформирования в Украине показали, что в Одессе и других крупных городах страны классически присутствуют две проблемы – отсутствие денег и … их наличие.
За первое полугодие 2016 бюджет Одессы был перевыполнен более чем на 154% или на 725 млн грн. К концу года этот показатель превысит миллиард гривень. При этом в начале года депутаты положили на депозит в банк 300 млн «свободных средств», такая же сумма была направлена на депозит и после обнародования данных о перевыполнении бюджета города летом.
То есть на счетах в банках в течение всего года находилось почти 600 млн грн одесситов.
Возникает вопрос, а что же в этом плохого? Деньги находятся в банке под достаточно высоким процентом (17%). Городские власти недавно отрапортовали, что благодаря депозиту «заработали» 52 млн гривень и город получил дополнительные средства для развития и благоустройства Одессы. Это так, но подобная схема может быть выгодной для города и граждан только в случае низкого уровня инфляции. В прошлом году ее уровень составил практически 40%, в этом году официально уровень составляет 15%, неофициально до 20%.
Фактически, в конце года город остается «при своем», в худшем случае экономисты будут подсчитывать, сколько средств сгорело на депозите из-за инфляции.
Если уровень инфляции выше уровня процента по депозиту, то держать там деньги экономически не эффективно и заведомо убыточно.
Аналитики и экономисты соглашаются с городскими властями, что существующая законодательная база не позволяет достаточно быстро и свободно распоряжаться заработанными средствами. Для того чтобы освоить незапланированные доходы и приобрести тот же общественный транспорт, нужно пройти некоторые бюрократические процедуры, как это и должно быть, но в наших условиях этот процесс может затянуться на месяцы. Однако бюджетная децентрализация предполагает значительную свободу местной власти в части привлечения налогов в местные бюджеты, открытие счетов и распределения средств. Изменения вошли в так называемый «бюджетный пакет» законов, которые были приняты еще в конце декабря 2014 года. Местные власти за два года должны были научиться эффективно использовать нововведения и возможности, которые открыло перед ними новое законодательство и реформа децентрализации.
В Одессе за средства, которые находятся на депозите, можно было бы обновить практически весь городской общественный транспорт или сделать много других полезных вещей. В компетенции депутатов и городской власти принимать решения оперативно. Но, к сожалению, на протяжении всего года эти средства «висели» в банке, пожираемые инфляцией.
Читайте также: Что можно было бы купить городу за 300 миллионов гривень, лежащих на депозите
Руководство государства также отмечает, что местные власти стали получать вдвое больше денег, которые потом прячут на депозитах.
«Я не могу согласиться, что местные бюджеты не справляются с существующими проблемами. У нас на 43% перевыполнены местные бюджеты. Именно за счет ресурса, который мы в программе децентрализации отдали на места. Я бы очень хотел, чтобы все жители это почувствовали – что у местных властей появилось вдвое больше денег. Чтобы они не держали их на счетах и депозитах », – отметил недавно Петр Порошенко.
Следует сказать, что в Украине размещение временно свободных публичных средств на депозитах является повальной практикой. Причем большинство экспертов связывают эти процессы не с желанием заработать и увеличить бюджеты общин, а с низким уровнем квалификации местных депутатов и их желанием отсрочить необходимые закупки, чтобы разработать новые схемы дальнейшего вывода внеплановых средств из бюджета.