лагодаря бюджетной децентрализации и перераспределению денежных потоков в пользу местных бюджетов, городская казна с 2015 года существенно выросла. Если в 2014 году общий фонд бюджета составлял чуть более 3 млрд грн, то в 2015-м – порядка 4,5 млрд грн, в 2016-м — около 7 млрд грн, а на 2017 год утвержден в размере более 8 млрд грн (только по результатам работы в первом полугодии депутаты распределили около полумиллиарда дополнительно поступивших средств). Такой рост доходов в меньшей мере является непосредственными заслугами городских властей, а в большей – общей бюджетной политикой государства. С одной стороны, появление в местных бюджетах такого объема средств открывает серьезные возможности, в первую очередь, решить стратегические задачи по улучшению инфраструктуры населенных пунктов, с другой стороны – к сожалению, дает потенциал для освоения средств через структуры, приближенные к властям.
Согласно данным портала Z.texty, одним из крупнейших распределителей средств выросшего в несколько раз городского бюджета является управление капитального строительства Одесского городского совета. Только за последний год оно заключило с различными предприятиями договоров на сумму почти полтора миллиарда гривень, а за 22 последних месяца (с сентября 2015-го) – на сумму 1,77 млрд грн, подписав 434 договора.
Подсчитав суммы, полученные подрядчиками с сентября 2015 года по июнь 2017-го и обнародованные в системе E-data, мы составили ТОП-10 предприятий, которые являются главными «строителями» в Одессе, получая немалые средства на ремонт дорог, мостов и других крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Первой в нашем ТОПе ожидаемо оказалась компания «Ростдорстрой», учредителем которой является фирма «Сайдлейк Интернешнл Лимитед» с Британских островов. Конечными бенефициарными собственниками являются житель Лондона Александр Жуков, а также депутат Одесского горсовета от партии мэра «Доверяй делам» Юрий Шумахер и одесситы Евгений Коновалов и Александр Рацкевич. Об этом фирме, которая ремонтирует дороги по всей Украине (только за последний год она получила за подряды в общей сложности около 3,5 млрд грн), в СМИ писали немало, а с недавних пор она является фигурантом уголовного производства, которым занимается Генеральная прокуратура.
Второе место – у фирмы, чье название немного меньше на слуху у одесситов, — «Сеал Строй». За последний год она получила почти 134 млн грн на нескольких подрядах, причем все они – от УКСа. Ее учредительницей является одесситка Виктория Напханюк, а уполномоченным лицом – Александр Напханюк. Ранее, до июля 2016 года, фирмой руководил Сергей Беляк, которого СМИ через адрес электронной почты связывали с другим предприятием – «Градо-Строй». По «стечению обстоятельств» именно оно занимает третье место в нашем ТОПе.
Фирмой «Градо-Строй» владеет Юрий Самойленко. В основном это предприятие выигрывает тендеры на ремонты одесских школ, а также занималось обустройством «прозрачной приемной» Михеила Саакашвили и в скором времени приступит к ремонту «евромэрии». СМИ связывали эту фирму с депутатом Одесского горсовета от «Оппозиционного блока» Алексеем Еремицей, однако он эту информацию не подтверждал.
Четвертое место в ТОПе занимает ООО «Компания «Экстерьер-Дизайн», учредителем которой является Анатолий Рагулин – бывший руководитель управления капстроительства Одесского горсовета. Помимо десятков выигранных тендеров на различные ремонтные работы, эта компания в мае этого года победила на торгах по ремонту здания самого управления капитального строительства горсовета стоимостью 11 миллионов 688 тысяч гривень. Опять-таки, по «стечению обстоятельств» эта фирма и «Градо-Строй» стали фигурантами скандалаотносительно ремонта Всемирного клуба одесситов на Маразлиевской. Одесситы были возмущены качеством проведенных работ, недостатки которых были видны невооруженным глазом.
Замыкает пятерку «счастливчиков» ООО «Одессакоммунэкология» (учредительница – Татьяна Щербакова). Фирма известна, в частности, недавним крупным тендером на ремонт парка «Преображенский»: осенью прошлого года она выиграла торги и обязалась провести реконструкцию за 21 млн грн. Однако спустя чуть более чем полгода на сайте госзакупок ProZorro появилась информация, что фирма получит еще 10,3 млн грн из-за необходимости «проведения дополнительных строительных работ, не указанных в первоначальном проекте, но которые появились в силу непредвиденных обстоятельств». Помимо этого тендера, вопросы у общественных деятелей возникли и к ремонту Киевской райадминистрации с организацией «прозрачного офиса», который компания проведет за 51 млн грн.
Вторую десятку ТОПа открывает ООО «Юг-Укрстрой», которое за период с сентября 2015 года по июнь 2017 года получило от УКСа 56 млн 121 тыс. 120,15 грн. Его учредительницей является Светлана Донченко. Она же связана с рядом других фирм, в частности, являясь соучредительницей ООО «Пассажирская канатная дорога» и «Монолит-Трейдер ЛТД». При этом несколько совладельцев прописаны в одной и той же квартире на Академика Королева.
Любопытно, что полтора года назад «Юг-Укрстрой» выиграл тендер от ГП «Администрация морских портов Украины» на капремонт морвокзала в Измаиле стоимостью 25,55 млн грн, а единственным его конкурентом стала фирма «Монолит», учредительницей которой является… Любовь Резникова – соучредительница все той же «Пассажирской канатной дороги». Впрочем, впереди у этой фирмы — освоение куда более крупных средств, так как буквально недавно она же получила тендер на 274 млн грн по ремонту института имени Филатова в Одессе.
Седьмое место ТОПа – у ООО «Эксклюзив-буд», учредительницей которого является Евгения Бондарь. Несмотря на скромный уставной капитал в 1000 гривень, за последние чуть менее двух лет фирма только от УКСа получила 50 млн 289 тыс. 319,74 грн. Кстати, сейчас предприятие выступает фигурантом уголовного производства по уклонению от уплаты налогов в особо крупных размерах. Как следует из материалов дела, досудебным расследованием установлено, что служебные лица «Эксклюзив-буд» в отчетные налоговые периоды 2016-2017 годов отразили в бухгалтерском и налоговом учете проведение фиктивных операций с рядом других фирм, в результате чего уклонились от уплаты налога на добавленную стоимость в размере более 3 млн 445 тыс. грн. Пока следствие продолжается.
Помимо того, фирма фигурировала в публикациях СМИ, поскольку умудрилась выиграть тендер на ремонт одесского памятника архитектуры, не получив на тот момент лицензию ГАСИ (позже лицензия была получена до 2019 года, судя по реестру).
Восьмое место ТОПа занимает ООО «Строительная компания «Промбудсервис», которую учредила кипрская компания из города Никосия «Френвер Файненс Лимитед», а руководитАлексей Белосохов. Всего с 2015 года она получила только от городского УКСа 41 млн 765 тыс. 235,72 грн. Эта компания, посоревновавшись с возглавляющей наш ТОП фирмой «Ростдорстрой», в прошлом году выиграла почти 40 млн грн на ремонт Хаджибейской дамбы. Интересно, что работы до сих пор не завершились, а, судя по материалам СМИ, и после такого крупного ремонта за городские средства дамба все равно не будет принадлежать городской громаде.
На девятом месте – ООО «СМУ № 533», которое получило от УКСа за почти два года 30 млн 206 тыс. 648,77 грн. Только за последний год она получила от различных заказчиков почти 23 млн грн (помимо УКСа, — от Одеского политеха, Главного управления Госмиграционной службы и других). При этом, что касается ремонтных работ, заказанных этой фирме Главным управлением ГМСУ, то их проведением уже зантересовались правоохранители. Судя по определению Киевского райсуда города Одесса, досудебное расследование установило, что в декабре 2016 года между ГУ ГМС Украины в Одесской области в лице начальника и несколькими подрядными организациями был заключен ряд договоров на проведение текущего ремонта. Так, с ООО «СМУ № 533» заключены следующие договоры:
И закрывает наш ТОП-10 МП в форме ООО НПЦ «Экострой» — именно эта фирма стала широко известной благодаря выигранному подряду на ремонт Потемкинской лестницы, причем за время ремонта сумма практически удвоилась по сравнению с изначальной. Учредителями фирмы являются Вероника Дубинина и Светлана Владимировна Суханова, а директором — Владимир Суханов. Кстати, Светлана, Татьяна и Владимир Сухановы, а также Вероника и Александр Дубинины имеют непосредственное оношение к еще целому ряду фирм, согласно данным портала YouControl:
… Раскопанный центр Одессы уже много месяцев производит, скажем прямо, не лучшее впечатление как на жителей, так и на туристов. Ряд объектов не смог быть сдан в сроки, а одесситы постоянно возмущаются темпами ремонтно-строительных работ: так, в самый разгар рабочих дней рельсы под Пересыпскими мостами укладывали от силы 10-15 рабочих, а «напор» строителей на мосту Коцебу уже давно стал поводом для анекдотов.
«Конечно, никто не отрицает, что город должен ремонтироваться и строиться, и трамвайная трасса «Север-Юг» нужна, и ремонт моста нужен, и много чего еще. Но почему работы так сильно затягиваются? Почему за нарушение сроков никто не несет ответственности? Почему мы, стоя в заторах каждое утро на Пересыпи, столько месяцев наблюдали одну и ту же картину: парочка рабочих неспешно что-то замеряют, еще трое стоят рядом и дают ценные указания, а еще несколько вообще прячутся возле вагончика. Это было бы смешно, если бы не было грустно», — возмущается житель Суворовского района Игорь Литовченко.
Ремонт Потемкинской лестницы, во время которого она не раз подвергалась замоканиям, а также халатное отношение рабочих к своим обязанностям и, в конце-концов, нахождение общественниками тела неизвестного человека, которое не заметили строители, вызвал широкий резонанс в обществе. ФОТО: В. Балинский/«Зеленый лист»
Чтобы попасть на Дерибасовскую, пешеходам приходится преодолевать серьезные препятствия в виде разрытой Преображенской. ФОТО автора
Мост Коцебу ремонтируют уже долго, но неспешно. Крайний срок был назначен на апрель, потом перенесен на май, июнь, а потом и вовсе перестал обсуждаться чиновниками публично. ФОТО автора
После очередного летнего дождя подземный переход возле Дерибасовской затопило, «по верху» пройти тоже было непросто. ФОТО автора
Затягивание сроков ремонтных и строительных работ станет предметом дальнейших публикаций ЦПР и ИзбирКома, однако, изучив список фирм, которые то и дело выигрывают тендеры и конкурируют в основном между собой же, можно предположить, что причинами срывов сроков могут быть как невозможность «объять необъятное» (поскольку, выиграв десятки тендеров, подрядчики просто не успевают всюду), так и элементарнное равнодушие: строительно-ремонтный рынок практически отдан на откуп нескольким главным игрокам, так что конкуренции они вряд ли боятся.
Евгения Генова
Матеріал підготовлено в рамках роботи Центру публічних розслідувань, що реалізується в рамках проекту «Більше фактів для діалогу», який виконує Інститут висвітлення війни та миру (IWPR) за підтримки МЗС Королівства Нідерландів.